Психофизиологическая проблема – о соотношении физиологического и психического, биологического и социального в природе человека многие годы была спорной.
Кризис в науке о поведении возник в результате развития новых областей знания: психофизики и экспериментальной психологии. Это направление получило название психофизического параллелизма. Последователи этого направления (Ч.Шеррингтон, Дж.Эккле, Р.Грант, В.Вундт) считали, что физиологическими исследованиями невозможно проникнуть в тайну психики поскольку психические процессы развиваются параллельно телесным и не определяются ими. Возник разрыв между физиологическими и психологическими исследованиями, который привел к кризису в науке. Выход из проблемы психофизического параллелизма был найден в последовательном изучении физиологических механизмов, лежащих в основе психических феноменов и последующих научно-обоснованных выводов.
«На того, кто, не проведя серьезных исследований в качестве физиолога и психиатра, назовет себя в будущем столетии психологом, серьезные люди будут смотреть так же как на человека, который считает себя архитектором, но не учился в технической школе или в строительной академии»
|
|
В.М.Бехтерев.
«Знание законов работы мозга, для психологов, так же обязательно, как и знание общественно-исторических законов, определяющих сознание людей»
А.Р.Лурия
Проблема соотношения между психическими и физиологически процессами тесным образом связана с основным вопросом философии – соотношении материи и сознания. Основная сложность в естественнонаучной разработке психофизиологической проблемы представляется в необходимости объяснения специфических особенностей психических процессов отражения на основе механизмов деятельности нервной системы. К этим специфическим особенностям относятся предметность восприятия и его проецируемость во внешнюю среду.
В основе психических процессов лежат не элементарные процессы возбуждения и торможения, а системные процессы, объединяющие отдельные физиологические проявления в интегрированное целое.
Понятие об интегральном образе как продукте пережитых доминант, т.е. как о продукте субъективного отражения объективного взаимоотношения организма со средой, явилось принципиальным в решении психофизиологической проблемы (А.А.Ухтомский, 1966).
Важный шаг в её развитии был сделан П.К.Анохиным (1968) в его концепции функциональных систем, в которой организация физиологических процессов рассматривается в системе. Эта система является внутренним отражением внешней среды.
Системные процессы поведенческого акта – это информационные процессы, для которых физиологические процессы выступают как материальный носитель.
Под психикой понимается свойство высокоразвитого мозга воссоздавать внутренний образ действительности, который воспринимается как нечто отдельное от субъекта.