Психофизиологические основы поведения человека

Психофизиологическая проблема – о соотношении физиологического и психического, биологического и социального в природе человека многие годы была спорной.

Кризис в науке о поведении возник в результате развития новых областей знания: психофизики и экспериментальной психологии. Это направление получило название психофизического параллелизма. Последователи этого направления (Ч.Шеррингтон, Дж.Эккле, Р.Грант, В.Вундт) считали, что физиологическими исследованиями невозможно проникнуть в тайну психики поскольку психические процессы развиваются параллельно телесным и не определяются ими. Возник разрыв между физиологическими и психологическими исследованиями, который привел к кризису в науке. Выход из проблемы психофизического параллелизма был найден в последовательном изучении физиологических механизмов, лежащих в основе психических феноменов и последующих научно-обоснованных выводов.

«На того, кто, не проведя серьезных исследований в качестве физиолога и психиатра, назовет себя в будущем столетии психологом, серьезные люди будут смотреть так же как на человека, который считает себя архитектором, но не учился в технической школе или в строительной академии»

  В.М.Бехтерев.

«Знание законов работы мозга, для психологов, так же обязательно, как и знание общественно-исторических законов, определяющих сознание людей»

А.Р.Лурия

Проблема соотношения между психическими и физиологически процессами тесным образом связана с основным вопросом философии – соотношении материи и сознания. Основная сложность в естественнонаучной разработке психофизиологической проблемы представляется в необходимости объяснения специфических особенностей психических процессов отражения на основе механизмов деятельности нервной системы. К этим специфическим особенностям относятся предметность восприятия и его проецируемость во внешнюю среду.

В основе психических процессов лежат не элементарные процессы возбуждения и торможения, а системные процессы, объединяющие отдельные физиологические проявления в интегрированное целое.

Понятие об интегральном образе как продукте пережитых доминант, т.е. как о продукте субъективного отражения объективного взаимоотношения организма со средой, явилось принципиальным в решении психофизиологической проблемы (А.А.Ухтомский, 1966).

Важный шаг в её развитии был сделан П.К.Анохиным (1968) в его концепции функциональных систем, в которой организация физиологических процессов рассматривается в системе. Эта система является внутренним отражением внешней среды.

Системные процессы поведенческого акта – это информационные процессы, для которых физиологические процессы выступают как материальный носитель.

Под психикой понимается свойство высокоразвитого мозга воссоздавать внутренний образ действительности, который воспринимается как нечто отдельное от субъекта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: