Речь – специфическая человеческая функция, возникшая в процессе
эволюции. Способность человеческого мозга к анализу и синтезу речевых
сигналов формируется в процессе онтогенеза, и составляет основу мышления человека. Среда, в которой развивается ребенок, определяет формирование родного языка. У человека имеются генетические предпосылки языкового общения, они заложены в структуре мозга и артикуляционного речевого аппарата.
Для её обозначения и подчеркивания физиологических механизмов речи как формы общения с внешним миром И.П.Павлов ввел понятие второй сигнальной системы. У животных имеется только первая сигнальная система восприятия признаков внешних стимулов.
Речь сложная функция организма. Она связана с работой органов зрения, слуха и периферического речевого аппарата. В состав речевого аппарата входят многие органы дыхания: нос, глотка, рот, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма. С их помощью осуществляется фонация (голосообразование) и артикуляция (образование звуков речи).
|
|
Речеобразующий аппарат это сложная многокомпонентная функциональная система, которая управляется зонами коры головного мозга. Основные речевые центры расположены в левом полушарии мозга. Вместе с тем правое полушарие также вовлекается в речевую функцию.
Сложная координация деятельности этих органов осуществляется нервными клетками различных корковых зон:
- центр Вернике или слуховой. Его повреждение приводит к нарушению восприятия слов;
- центр Брока или двигательный центр речи. Его повреждение приводит к нарушению речевой артикуляции;
- центры письменной речи связаны со многими отделами коры, регулирующими движение рук, центром Вернике, центром Брока, отделами ответственными за зрительный центр.
Функции речи:
- коммуникативная – обеспечивает общение между людьми, служит для обмена информацией и побуждения к действию;
- регулирующая - проявляется в сознательных формах психической деятельности. От внешней регуляции поведения, обеспечиваемой коммуникативной функцией речи, ребенок в процессе развития приобретает возможность преобразовывать внешние речевые сигналы во внутреннюю речь. С помощью внутренней речи человек может регулировать свое поведение.
- программирующая - состоит в формулировании программ различных действий и поведения на основе внутренней речи. В собственно речевой деятельности это проявляется в программировании и грамматическом построении развернутого речевого высказывания.
Этапы формирования речи (по Иванову – Смоленскому)
I. H – H – слово такой же раздражитель как и любой другой (процесс начинается и заканчивается в первой сигнальной системе)
|
|
II. С – Н – слово обозначает предмет - начало формирования условнорефлекторных связей (процесс начинается во второй сигнальной системе и заканчивается в первой)
III. Н – С – самостоятельное произнесение слова, обозначающего предмет (процесс начинается в первой сигнальной системе и заканчивается во второй)
IV. С – С – процесс коммуникации (процесс начинается и заканчивается во второй сигнальной системе)
Э.Питерс – два типа развития речи:
- аналитический – от отдельных слов к словосочетаниям
- гештальный – от развернутого высказывания к овладению отельным словом
В процессе онтогенеза вторая сигнальная система приобретает ведущее значение к 5 – 7 годам, когда ребенок овладевает речью. Формирование условных рефлексов на слово происходит во второй половине первого года жизни ребенка. На этом этапе слово еще не имеет самостоятельное значение, а является одним из компонентов сложного раздражителя. Самостоятельное сигнальное значение слово приобретает только в год (интегратор 1 порядка, слово – конкретный предмет).
В период полового созревания первая сигнальная система на короткий период снова становится ведущей.