Идеология и социально-политическое знание. Теории деидеологизации и реидеологизации

Социально-политические знания (ценности и идеалы), которые людям одной исторической эпохи кажутся вполне естественными, разумными и ясными, людям другой эпохи кажутся противоестественными, фантастическими и туманными.

Растущее влияние науки в жизнедеятельности общества вызвали к жизни в начале 60-х гг.

Теорию деидеологизации общества (авторы: американские социологи Даниел Белл, ЭлвинТоффлер, Джон Гэлбрейт). Суть – заключается в утверждении, что И как выражение интересов противостоящих друг другу социально-классовых сил в постиндустриальном обществе утрачивает свое прежнее значение.

Концепция реидеологизации (стала результатом идеологического обновления общество) является одновременным и отрицанием, и своеобразным продолжением теории деидеологизации. Сохранив основной тезис последней - противопоставление науки иИ, - авторы исходят из того, что общественные науки не способны дать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, о социальных ценностях, идеалах и целях. Ответы на подобные вопросы призвана давать И.

7. Основания классификации и виды идеологии. Понятия идейно-политического течения и идейно-политического спектра.

 

Классификация политических идеологий по основаниям:

· По их носителям (группы, общности людей);

· Особенностям мышления и масштабам притязаний их носителей;

· Характеру выражаемого в идеологиях отношения к существующей соц. действительности;

· Предлагаемым способам реализации сформированных идеалов.

 

Различают групповые, сословные, классовые, конфессиональные, национальные, корпоративные, партийные и государственные.

 

По масштабу выделяют глобальные, локальные и частные идеологии.

Глобальные идеологии – выработка общего для всего человечества понимания и объяснения мира (либерализм, консерватизм, социализм).

Локальные идеологии формируются территориальными сообществами, действующих как единое целое (социальные доктрины католицизма, православных церквей и ислама).

Частные идеологии акцентируют внимание на насущных интересах отдельных соц. групп.

 

По характеру выражаемого в идеологиях отношения их носителей различают прогрессивные, консервативные и реакционные.

Прогрессивные идеологии усматривают определенный непорядок в обществе и формулируют цели и задачи его преобразования путем нововведений (либерализм, социализм).

Консервативные идеологии оправдывают существующий социально-политический порядок; их приверженцы настороженно относятся к любым социальным преобразованиям в опасении, что произвольное вмешательство в общественное устройство приведет к резкому ухудшению положения дел.

Реакционные идеологии критически оценивают существующую социальную действительность. Носители таких воззрений упрекают прогрессистов в том, что их действия являются причиной упадка и деградации общественной жизни.

По предлагаемым способам реализации сформированных идеалов и целей идеологии подразделяются на радикальные (революционные), умеренные (реформистские).

Радикальные идеологии обосновывают необходимость быстрого и коренного преобразования существующей действительности. Радикальными могут быть как прогрессивные, так и реакционные идейные доктрины. Разновидность радикального подхода к преобразованию существующего порядка является экстремизм (идейно-политическая установка, ориентирующаяся на крайние радикальные цели, достижение которых обеспечивается исключительно насильственными методами и средствами). Радикальные (марксизм), экстремистские (большевизм, маоизм, расизм, шовинизм).

Реформистские идеологии ориентируют своих носителей на применение постепенных и умеренных реформ как способа достижения сформулированных целей. Обычно выступают средние слои населения, которые не вполне удовлетворены своим реальным положением в обществе.

 

Идеологии подразделяются также на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные – те, которые оформились к середине XIX в. И обслуживали интересы основных социальных классов Нового времени (либерализм, консерватизм, социализм).

Нетрадиционные – те, которые либо актуализировались в первой половине XX в., либо сформировались к рубежу XX-XXI вв. и отражают интересы самых различных по своему составу групп людей (национализм, фашизм, пацифизм, феминизм, экологизм, глобализм, антиглобализм, фундаментализм).

 

Идейно-политический спектр обозначает определенную систематизацию различных видов общественно значимых идеологий, а также их носителей – политических партий и общественных движений.

Определения «левый» и «правый» характеризуют содержание и степень радикализма политических идеологий и их носителей. Левыми принято называть все идейно-политические течения, участники которых в целом разделяют приверженность идеям свободы, равенства, братства (защищают интересы наемных рабочих, небогатое население). Правые – течение, участники которого в общих чертах разделяют приверженность существующему общественному порядку, принципам авторитета, иерархии (отстаивают интересы имущих слоев).

Спектр: крайне левые – левые – левоцентристские – центристские – правоцентристские – правые – крайне правые.

ЛЕВЫЕ: коммунизм – социализм – ЦЕНТР (либерализм)консерватизм – фашизм - :ПРАВЫЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: