Концепция белорусской государственности – элемент национально-государственной идеологии

Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям.

1.Формирование белорусов как самобытной этнической общности. Заселение территории Беларуси славянами и этногенетические процессы, происходившие здесь в VI–IX вв. Формирование древнерусской народности в Х–ХIII вв.

2Формирование белорусской, малорусской (украинской) и великорусской (русской) общностей в XIII–XVI вв. Происхождение самоназвания белорусов и названия территории их расселения («Беларусь»).

3. Формирование белорусского национального самосознания в XVII–XIX вв.

4. Обоснование белорусскими мыслителями в конце XIX – начале XX в. существования белорусской нации, ее равенства с другими народами и права конституироваться (самоопределиться)

в качестве нации-государства.

Для патриотического воспитания граждан особую значимость имеют дела и поступки представителей народа, вобравших в себя лучшие национальные черты. Их образы десятилетиями, столетиями сохраняются в народной памяти, со временем отождествляясь с народной жизнью и превращаясь в мощный рычаг формирования национального самосознания. Среди них такие великие сыны Беларуси, как Ф.Скорина, К.Калиновский, Ф.Богушевич, С.Будный, Я.Колас, П.Машеров, М.Богданович, Я.Купала.

Патриотическое воспитание предполагает привитие любви не только к стране, но и к своей малой родине – отчему дому, школе, деревне, традициям, обычаям, белорусской природе. Это и решение таких практических задач, как поддержание образцового порядка во дворе дома, в общежитии, местах культуры и отдыха и т.д.

№17.Традиционные идеалы и ценности - составляющие белорусской национально-государственной идеологии

Основы идеологии белорусов начали формироваться еще во времена ВКЛ. В частности это гуманистический и демократический идеалы.

Гуманизм (от лат. humanus - человечный) –признание человеческой личности высшей общественной ценностью. Ныне он получил закрепление в конституции РБ(«Человек, его права, свободы и гарантии их реализацияявляется высшей ценностью и целью общества и государства»).

Демократизм (франц. democratisme, от греч. demos-народ и kratos- власть, что означает власть народа.) – принцип политической жизни, состоящий в принятии самим народом решений относительно общих дел и в подчинении всем этим решениям.

Свободолюбие -это отношение к свободе как социальные ценности во всех аспектах её проявления. В самом широком смысле свобода есть возможность осуществления субъектом – индивидом, социальной группой или общностью – активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных целей.

Патриотизм (от греч. patris –родина, отечество)есть нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к своему отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Как и свобода, патриотизм есть наиважнейшая социальная ценность, один из самых значимых факторов обеспечения жизнедеятельности сообщества людей.

Свободолюбие белорусов во времена ВКЛ своего наибольшего появления достигает в социально-экономической и политической жизни городов, особенно таких крупных, как Полоцк, Вильно, Витебск, Могилев, Минск, Брест, Гродно и др. ещё раз напомним, что традиции городского самоуправления возникла в эпоху Киевской Руси. В период ВКЛ общественная жизнь городов поднимается на новый уровень, с предоставление им так называемого магдебургского права она получает своё юридическое закрепление.

С наибольшей силой свободолюбие и патриотизм белорусов и их далеких предков во все времена находили своё проявление на поле ратной брани. О храбрости, мужестве и героизме, с которыми они отстаивали свою свободу, свидетельствуют исторические источники.

Одной из самых отличительных черт национальной ментальности белорусов является их глубокая приверженность идеалам социального равенства и справедливости, неприятие унижающего человеческого достоинства какого бы то ни было угнетения.

Утверждение принципов социального равенства и справедливости в жизни белорусов стало предметом творческого поиска и социально-образовательной деятельности белорусских общественных деятелей, публицистов, поэтов и писателей 19-20вв.(Франтишак Богушевич, Адам Гуринович, Алоиза Пашкевич, Максим Багданович, Якуба Коласа, Янки Купалы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: