Глеб Иванович Успенский (1843 – 1902)

Литературный процесс 1870-х – 1880-х гг.

Реформа 1861 года осталась позади, но недовольство ее результатами сотрясало Российскую империю. В результате появляются новые революционные силы, стремящиеся изменить жизнь в стране, – народники. Они выдвигали теорию «крестьянского социализма», решив совершить переход к социализму через крестьянскую общину. Власть на всё это реагировала крайне жестко. Постепенно причастные к этому народному движению начали испытывать чувство, близкое к отчаянию или ожесточению. Россию захлестнула волна террора, апофеозом которой стало убийство народовольцами 1 марта 1881 императора Александра II. В литературе появляется группа писателей, отражающих народнические идеалы и настроения, – Г.И.Успенский, Н.Н.3латовратский, С.М.Степняк-Кравчинский, Н.И.Наумов, С.Каронин (Н.Е.Петропавловский) и др.

Продолжаются творческие искания писателей и поэтов, которые уже утвердили себя в литературе.

Состояние литературы 80-х гг. традиционно характеризуют как эпоху «безвременья» и упадка, что наиболее отчетливо выразилось в творчестве поэт С. Я. Надсона и прозаика В. М. Гаршина. Литература как институт характеризуется упадком «толстого» журнала, зато происходит расцвет малой журналистики. Литература 80-х гг. переживает «усталость» от больших идей, писатели отказываются от морального права учить кого-то, место романов занимает небольшая повесть или рассказ.

В эти годы приходит известность к В. Г. Короленко, активно вступает в литературу А. П. Чехов.

 

Персоналии

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1828 – 1889)

 

М.Е.Салтыков родился в семье богатых помещиков (по отцу принадлежал к дворянскому роду, а по матери – к купеческому). С детских лет он стал свидетелем картин крепостнического произвола, что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов.

Первые пробы пера относятся к началу 40-х гг., когда Салтыков учился в Царскосельском лицее. После окончания лицея Салтыков стал в качестве рецензента сотрудничать с некрасовским «Современником». В ноябре 1847 г. в «Отечественных записках» он опубликовал повесть «Противоречие», позднее появилась повесть «Запутанное дело», которую цензурный комитет признал предосудительным произведением.

Решение цензурного комитета привлекло к Салтыкову внимание Николая I, указавшего на недопустимость службы в военном министерстве чиновника, распространяющего «вредные» идеи. В апреле 1848 г. Салтыков отправлен на службу в Вятку. И хотя за время пребывания там он поднимается по служебной лестнице, обвинение в неблагонадежности надолго ограничило свободу писателя.

В 1855 г. после смерти Николая I и вмешательства в судьбу Салтыкова генерал-адъютанта П.П.Ланского (мужа вдовы A.C. Пушкина) его освобождают из-под надзора. В 1856 г. после возвращения в Петербург он начинает публикацию «Губернских очерков» под псевдонимом Н. Щедрин.

В 1858 г. Салтыкова назначают вице-губернатором в Рязань, в 1860-м – вице-губернатором в Тверь. В этот период он издает циклы «Невинные рассказы» (1857–1863), «Сатиры в прозе» (1859 – 1862). Осенью 1864 г. он был назначен председателем пензенской Казенной палаты. В 1863–1864 гг. Салтыков-Щедрин опубликовал в «Современнике» 68 произведений, были напечатаны первые рассказы из цикла «Помпадуры и помпадурши».

После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку. Приняв приглашение Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки», работал в нем с 1868 по 1884 г. В 1869 г. он пишет «Историю одного города».

В 1880-е годы сатира Салтыкова достигает кульминации в своем гневе и гротеске: написаны «Современная идиллия» (1877–1883) и «Господа Головлевы» (1880).

В 1884 правительство запретило издание «Отечественных записок». Несмотря на усиление реакции и тяжёлую болезнь, Салтыков-Щедрин создал в последние годы жизни такие шедевры, как «Сказки» (1882 –1886), в которых сжато отражены почти все главные темы его творчества; «Мелочи жизни» (1886–1887) и, наконец, широкое эпическое полотно крепостной России – «Пошехонскую старину» (1887–1889).

 

Глеб Иванович Успенский (1843 – 1902)

Судьба Г.И.Успенского – одна из самых трагических в истории отечественной литературы. «Любимым писателем поколения» называли его в революционной среде 70-х годов.

Будущий писатель рано приобщился к чтению художественной лите­ратуры, эту склонность поддерживал в нем  двоюродный брат, известный разночинный беллетрист Николай Васильевич Успенский. С первых шагов на литературном поприще духовным ориентиром для писателя стала формула Чернышевского «правда без прикрас».

Широкую известность Г.Успенскому принес цикл рассказов «Нравы Растеряевой улицы» (1866), получивший затем свое продолжение в «Очерках провинциальных нравов» (1867). В очерках и рассказах Г. Успенский высту­пил мастером художественной типизации. В композиционном отношении произведение строится как портретная галерея растеряевских типов. В «Нравах…» Успенский впервые применил принцип циклизации, который станет главным средством в сюжетно-композиционной организации его произведений на протяжении всего творческого пути.

Зрелый период творчества Г.Успенского связан с журналом «Оте­чественные записки». Здесь он опубликовал один из самых известных своих рассказов – «Будка» (1868), в котором современники увидели символический смысл. Имя полицейского Мымрецова приобрело нарицательное значение, а его принцип – «тащить и не пущать» – стал олицетворением тогдашней охранительной системы.

В очерковом цикле «Разоренье» (1869-1871) исследуются процессы социального расслоения и нравственного разложения, происходящие на начальном этапе становления капиталистических отношений. Если при крепостном праве процветало грабительство, то в новое время люди с граби­тельской психологией стали появляться изнутри самой трудовой среды.

В первой половине 70-х годов Г.Успенский совершает две зарубежные поездки – в Париж и Лондон. На основе заграничных впечатлений он создает такие произведения, как «Больная совесть», «Из памятной книжки», «Заграничный дневник провинциала» и др. В последующем очерковом цикле «Новые времена, новые заботы» (1873-1878) он с тревогой следит за проникновением в русскую жизнь капиталистических тенденций.

Конец 70-х годов – поворотный момент в духовном и творческом развитии писателя. Подобно многим современникам, он «идет в народ». Наблюдая быт крестьян, он приходит к выводу о том, что в их жизни огромную роль играет «власть земли». Из этой идеи проистекает замысел его очерковой трилогии «Из деревенского дневника» (1877–1880), «Крестьянин и крестьянский труд» (1880), «Власть земли» (1882). Отрыв от земли, по мысли писателя, губителен для крестьянина, в земле же – главный источник его духовной силы и жизненной прочности. Писатель вводит понятие «поэзия земледельческого труда», видя в ней сердцевину крестьянского бытия.

В 1880-е годы творческий интерес Г.Успенского перемещается с крестьянской личности на массу. В произведениях этих лет на смену образу крестьянина, ведущего свое трудовое хозяйство, приходят массы людей, оторвавшихся от своих корней под властью новых экономических отношений – безземельных крестьян, переселенцев, ищущих лучшую долю («Письма с дороги», «Поездки к переселенцам»).

Одним из самых талантливых произведений последнего периода творчества Успенского является рассказ «Выпрямила» (1885). Его главный герой, сельский учитель Тяпушкин, переживает острое неприятие современной ему действительности. Счастливым событием становится для него «встреча» со статуей Венеры Милосской, которую он воспринимает как идеал человеческого совершенства. Испытав единственный раз в жизни счастье «ощущать себя человеком», ге­рой Успенского прозревает; теперь он способен замечать гармонию и в обычной жизни, в обычных людях.

Последнее десятилетие жизни Г.Успенского глубоко трагично. В 1892 году писатель попал в психиатрическую лечебницу, так и не сумев больше подняться до полноценной жизни и творчества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: