Фёдор Михайлович Достоевский (1821 – 1881)

Вершиной творчества Достоевского являются пять романов, написанных в последние пятнадцать лет его жизни: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879 -1880). Их появлению предшествовали два десятилетия идейных и художественных исканий, жизненных испытаний.

Начало литературной деятельности Достоевского датируется 1844-1845 гг. В мае 1845 г. он прочитал своему единственному знакомому писателю Д.В.Григоровичу роман «Бедные люди». В.Г.Белинский высоко оценил его как первый в русской литературе опыт социального романа. Публикация «Бедных людей» в «Петербургском сборнике» (1846) упрочила авторитет «натуральной школы». Крупнейшие критики сравнивали Достоевского с Гоголем, хотя в повестях, написанных после «Бедных людей», молодой Достоевский не столько следовал за Гоголем, сколько переосмысливал его творческий опыт. В «Бедных людях» проанализирован не столько социальный статус, сколько психологический феномен человека.

Замкнутость «бедных людей», их взаимная «непроницаемость» и отчуждение друг от друга, сочетание в их душах добра и зла – эти проблемы вышли на первый план в повести «Двойник». Герой повести «Двойник» Голядкин, выброшенный из «хорошего общества», из кожи вон лезет, чтобы доказать, что и он тоже человек, с которым нужно считаться. Бунт героя, завершившийся в сумасшедшем доме, нелеп и трагикомичен.
Самое примечательное в повести – появление двойника Голядкина, который стал его психологическим антиподом.

Образы «петербургских мечтателей» созданы в цикле произведений, написанных в 1847-1849 гг.: «Хозяйка», «Слабое сердце», «Белые ночи» и «Неточка Незванова». В каждом их них – история крушения «мечтателя» и его мечты.

Первый период творчества Достоевского охватывает около пяти лет. Творческое развитие писателя было прервано в апреле 1849 г. арестом по делу Петрашевского. Писателя привлекли идеи утопического социализма – он испытал сильное влияние идей В.Г.Белинского и взглядов французских социалистов-утопистов. С 1847 г. Достоевский был участником кружка М.В.Петрашевского, считавшего идеалом гармоничного общества человеческое сообщество, устроенное на основе принципов общей собственности и общего труда. Достоевский иронически относился к утопиям Петрашевского и его сторонников, но искренне мечтал о справедливом переустройстве общества. Будучи глубоко религиозным человеком, писатель считал, что обновление общества возможно на основе соединения социализма с христианством. На собрании у Петрашевского 15 апреля 1849 г. Достоевский прочитал запрещенное цензурой письмо Белинского к Гоголю. Именно за это Достоевский вместе с другими петрашевцами был приговорен к каторге, однако 22 декабря 1849 г. на Семеновском плацу в Петербурге была инсценирована казнь. В последнюю минуту перед приведением смертного приговора в исполнение Достоевскому объявили о замене расстрела четырьмя годами каторги с последующей солдатчиной. 24 декабря его отправили на каторгу в Омский острог. С 1854 г., после окончания срока каторжных работ, Достоевский служил солдатом в Сибирском линейном батальоне.

Уже в первый год пребывания в остроге в писателе произошел нравственный переворот: Годы каторги воскресили Достоевского, заставили, вопреки всему увиденному, поверить в народ, но уже не в «идеальный», а в реальных, страшных внешне, но добрых людей, которые сохранили связь с народными представлениями о нравственности.

В 1859 г. Достоевский получил разрешение переехать в Тверь, а затем – в Петербург. С возвращением в столицу начался новый период жизни и творчества Достоевского, охватывающий 1859-1885 гг. Еще в 1858-1859 гг. он написал роман «Село Степанчиково и его обитатели» и повесть «Дядюшкин сон». Эти произведения стали «пробными», ведь Достоевский вынужден был определять свое место в новой литературной обстановке, которая изменилась с 1840-х гг.

Потребовалось пять лет для того, чтобы Достоевский смог восстановить свою литературную репутацию. Два произведения, написанные в начале 1860-х гг., – роман «Униженные и оскорбленные» (1861) и художественно-документальные «Записки из Мертвого дома» (1860-1862) – вновь сделали его активным участником литературного процесса. Оба произведения тесно связаны с публицистической и издательской деятельностью Достоевского. Вместе с братом М.М.Достоевским он издавал журнал «Время» (1861-1863), а после запрета «Времени» цензурой – «Эпоху» (1864-1865). В этих изданиях братья Достоевские проводили программу «почвенничества», которая стала мировоззренческой основой и публицистики, и художественных произведений Ф.М.Достоевского 1860-х — 1870-х гг. Со страниц журналов Достоевский вел активную полемику по общественно-политическим и литературным вопросам.

В 1862 -1864 гг. Достоевский создал два произведения, которые явились как бы двумя прологами к пяти его великим романам. «Зимине заметки о летних впечатлениях», написанные под впечатлением от первой поездки за границу в 1862-1863 гг., – «пролог» публицистический. В серии публицистических очерков создан образ европейской цивилизации, дух которой разрушен «собственничеством». «Записки из подполья» – «пролог» философско-психологический. Достоевский исследует душу современного индивидуалиста, «подпольного человека

Последний период творчества Достоевского (конец 1860-х гг. – 1881 г.) – пора создания шедевров. В романах, написанных в последний период творчества, особенно ярко проявились главные особенности художественного мира Достоевского. Писатель раздвинул рамки «социального» реализма, заставив литературу говорить о философских проблемах языком художественных образов. Художественный метод писателя основан на обостренном внимании к наиболее противоречивым формам жизни и общественного сознания его эпохи.

Психологизм – важнейшая особенность всех произведений Достоевского. В отличие от реалистов-«социологов» Достоевский не перекладывал на «среду» и обстоятельства ответственность за поступки людей и их результат. Писатель определил свой творческий метод как «фантастический реализм», так как, по его мнению, нет ничего более фантастического, чем душа человека, переживающего свой конфликт с миром.

Достоевский создал жанр «полифонического» романа (термин М.М.Бахтина). Начиная с «Преступления и наказания», его романы становятся грандиозными художественными «лабораториями», в которых идеи, теории, испытываются практикой жизни. В них сталкиваются идеологические системы, типы поведения людей, идет борьба мнений. Каждый человек у Достоевского представляет какую-то жизненную позицию, взгляд на мир, становясь «героем-идеологом», живым воплощением идеи. Но ни один голос, в том числе и голос самого автора, не имеет решающего значения. Смысл напряженных «диалогов идей», ведущихся в романах, – обретение нравственной истины, которая не может принадлежать одному человеку: она является достоянием всех и раскрывается каждому человеку в опыте его мучительных духовных поисков, в его движении к нравственному совершенству.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: