Рекомендации по совершенствованию организации и осуществления образовательной деятельности по программам, реализуемым в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей

3.1. Организации, осуществляющие отдых и оздоровление детей (детские лагеря всех типов), при реализации образовательных программ должны руководствоваться общими требованиями к реализации образовательных программ (пункты 1,2,3,9 главы № 2, статьи 13 федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

3.2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам утвержден приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3.3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию учащихся;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры учащихся;

- удовлетворение иных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых сверх требований федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

3.4. При реализации программ детского отдыха и оздоровления необходимо придерживаться следующих принципов организации и содержания деятельности (приложение № 2 к письму Минобрнауки России от 14.04.2011 № МД-463/06).

3.4.1. Принцип многообразия видов и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуально-познавательные, художественно-творческие, организаторско-лидерские). Выступление на концертных площадках, проведение археологических раскопок, разработка социально-значимых проектов – все это является одновременно и привлекательным для участников, имеет четко выраженный результат, содержит эффект новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует самоутверждению личности.

3.4.2. Принцип свободы творчества предполагает право выбора:

- познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;

- форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово-развлекательных мероприятиях;

- ролевой позиции при подготовке дел (организатор, участник, эксперт, консультант, костюмер, оформитель, аналитик и т. д.);

-формы участия в оздоравливающих программах (закаливающие процедуры, физическая зарядка, спортивные секции, купание и др.).

3.4.3. Принцип социальной активности через включение подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий.

3.4.4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп, служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере: организационной, аналитической, творческой, информационно-оформительской, хозяйственной, службы здоровья и т.д.

3.5. Реализация программ дополнительного образования в условиях различных форматов организации отдыха и оздоровления детей усиливает их преимуществапо сравнению с другими институтами формального образования, предоставляя участникам:

- участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;

- возможность самореализации в вариативных образовательных программах;

- возможность выбора режима и темпа освоения отдельных программ, индивидуальных личностных и образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);

- право на пробы и ошибки, возможность смены образовательной программы;

- неформализованность содержания образования;

- вариативный характер оценки результатов;

- тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;

- разновозрастный характер объединений.

3.6. Особое внимание следует уделить организации полноценного отдыха и оздоровления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Помимо создания безбарьерной среды и формирования толерантного отношения к таким детям у сверстников важными являются вопросы их социализации.

3.7. Для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо организовать особое психолого-педагогическое сопровождение, которое позволит обеспечить быструю адаптацию ребенка в новых условиях, а так же его полноценное встраивание в программу. Это психолого-педагогическое сопровождение может быть оказано не только психологом и социальным педагогом, но и тьютором, сопровождающим данного ребенка или группу, за счет организации более глубоких рефлексий внутреннего состояния и внешней успешности.

3.8. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, сегодня наиболее эффективной технологией признана практика инклюзивной педагогики, когда дети с ограниченными возможностями здоровья полноценно интегрированы во внешнюю среду. Практика такого рода инклюзивной педагогики (наиболее массово этот опыт наработан паралимпийским движением) показывает, что при этих обстоятельствах ребенок с ограниченными возможностями здоровья может стать образцом успешности и личностных качеств.

3.9. Оздоровление как активная составляющая формирования здоровья детей является обязательным направлением учреждений детского отдыха любого типа, так как способствует улучшению показателей здоровья детей не только в летний, но и в последующие периоды.

 3.9.1.Оздоровительные мероприятия в период летних каникул рекомендуется рассматривать как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года. Целью оздоровления является восстановление, расширение адаптационных возможностей организма ребенка, повышение его устойчивости к воздействию многообразных неблагоприятных факторов. Летний период предоставляет возможность использовать уникальные по многогранности воздействия естественные оздоровительные факторы, для чего необходимо создать подчас минимальные дополнительные условия, прежде всего организационного характера.

 3.9.2.Оборудование и санитарно-гигиеническое содержание помещений летнего отдыха проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.2599-10 и СанПиН 2.4.2.2842-11.

3.9.3. Рекомендации по основным формам оздоровления детей в рамках летнего отдыха:

- общие рекомендации: лечебная физическая культура (Далее – ЛФК), лечебный массаж, занятия на тренажерах, кислородные коктейли, ингаляции, посещение бассейна, фитотерапия, ароматерапия;

- для детей с патологией зрения: профилактическое лечение, включая физиопроцедуры, ЛФК, общие и индивидуальные тренировки для глаз, гимнастику для глаз по Аветисову, медикаментозное лечение. В оздоровительном лагере лечебные мероприятия должны проводиться под контролем врача-офтальмолога;

- для детей с патологией слуха: профилактическое лечение, включая физиопроцедуры, с учетом того, что дети с патологией слуха склонны к головокружениям, повышенному артериальному давлению, нарушениям ритма сердца, у них уменьшена мышечная сила (существенно отстает развитие мышц пояса верхних конечностей), снижены показатели выносливости. В оздоровительном лагере лечебные мероприятия должны проводиться под контролем врача-отоларинголога;

- для детей с патологией опорно-двигательного аппарата и для детей с хроническими заболеваниями: лечение под контролем врача-ортопеда в отделении восстановительного лечения и в кабинете биологической обратной связи. Проводятся занятия на тренажерах, ЛФК, вибромассаж, электростимуляция мышц спины, магнитотерапия, медикаментозное лечение (препараты кальция);

- для детей с общей неразвитостью речи (1-3 уровня): лечение под контролем логопеда, проведение артикуляционной гимнастики, психогимнастики, упражнений для релаксации, развитии мелкой моторики;

- для детей с задержкой психического развития: в основе лечения лежит мультидисциплинарный подход с активным участием неврологов, педиатров, психологов, психиатров, логопедов, педагогов-дефектологов (в т. ч. монтессори-педагогов), разносторонняя психолого-педагогическая коррекция, направленная на улучшение когнитивного развития и эмоционально-коммуникативной сферы;

- дети с хроническими заболеваниями и часто болеющие дети после осмотра врача-физиотерапевта получают индивидуальные рекомендации по дальнейшему оздоровлению с учетом выявленных отклонений. Курс лечения для детей, посещающих оздоровительный отряд, проводится в физиотерапевтическом отделении и включает физиопроцедуры, массаж, ароматерапию, витаминотерапию, ЛФК;

- дети с ОВЗ в стадии стойкой ремиссии, не нуждающиеся в специальных коррекционно-терапевтических условиях (диета, специальный режим, лечебные назначения по поддерживающей терапии и т.д.) и не имеющие противопоказаний для активного отдыха: работа с дефектологом, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, физиопроцедуры, массаж, ароматерапия, витаминотерапия, ЛФК;

- для подростков старше 14 лет рекомендуется пребывание в лагере труда и отдыха, организация и деятельность которых регулируется    СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков». Подростки поступают в трудовой лагерь со справкой о состоянии здоровья и допуском к работе от подросткового врача, в которой указаны также имеющиеся ограничения к отдельным видам работ. Во время пребывания в лагере подростки привлекаются к работам, разрешенным Трудовым законодательством Российской Федерации для детей 14 - 17 лет;

- для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейосновной задачей оздоровления является индивидуальная и групповая работа психолога и педагога-психолога, направленная на изменение форм общения детей-сирот со сверстниками и взрослыми. Вследствие негативного опыта травматических переживаний, последствий  материнской депривации психология личности детей-сирот характеризуется повышенной тревожностью, страхами, агрессивностью, что необходимо учитывать в подборе эффективных методик коррекционной работы с подобными детьми.

3.10. Общие медицинские противопоказания для детей, направляемых в организации (учреждения) отдыха и оздоровления определены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июня 2015 г. N 329н «О внесении изменения в порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетнимв период оздоровления и организованного отдыха,утвержденный приказом Министерства здравоохраненияи социального развития Российской Федерацииот 16 апреля 2012 г. n 363н.

3.11. В целях организации высокой доступности получения дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровьянеобходимо обеспечить выполнение следующих условий.

3.11.1. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

- адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом особых потребностей данной категории детей в соответствии с международным стандартом доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

- размещение в доступных местах и в адаптированной форме (с учетом особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий и прочих активностей (надпись должна быть выполнена крупным /высота прописных букв не менее 7,5 см/ рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

- присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных раздаточных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы).

3.11.2. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров /мониторы, их размеры и количество необходимо определить с учетом размеров помещения);

- обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации.

3.11.3. Для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

- материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8м;

- наличие специальных кресел и других приспособлений.

3.12. Занятия в объединениях с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими детьми, так и в отдельных помещениях.С детьми  с ограниченными возможностями здоровья может проводиться индивидуальная работа.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: