(примерный)
Для проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности лиц с нарушением слуха необходимо правильно организовать учебное пространство. Оптимальное количество обучаемых в группе рекомендуется до 10 человек. В случае проведения занятий в смешанной группе, обучающихся с нарушенным слухом необходимо сажать на первые места.
При подготовке к занятиям рекомендуется:
- подготовить конспект основных положений, содержащихся в лекции, сообщении, выделить главное, основное в теме, определить словарь, организовать материал для наилучшего представления информации. Это должны быть опорные материалы, которые помогут сфокусировать внимание. Как показывает практика, информация наиболее эффективна, когда идет от двух источников;
- использовать помощь переводчика жестового языка;
- подготовить и составить специальные словарики которые включали термины и их перевод, что дало бы значительную поддержку не только переводчикам жестового языка, но и обучаемым;
- применять методы включенного обучения, способствующие активизации восприятия учебного материала на лекционных и семинарских занятиях, возможно и целесообразно при обучении студентов с нарушениями слуха любому предмету, особенно в период социальной адаптации;
|
|
- снабдить все используемые видеоматериалы субтитрами;
- использовать технические средства обучения, демонстрационный и раздаточный материал, позволяющие концентрировать внимание обучаемых и обеспечивающие необходимую наглядность.
При организации учебного пространства для лиц с нарушением слуха рекомендуется:
– установить одноместные столы со стационарным креплением к полу с возможностью размещения компьютера и FM - систем;
– организовать возможность прямого доступа с учебного места к информации, расположенной на доске, информационных стендах и пр.;
– разместить учебные места быть таким образом, чтобы это способствовало взаимодействию лица с нарушением слуха, обучающего и переводчика: глухой человек должен быть в состоянии без проблем установить зрительный контакт с переводчиком, а слышащий должен легко видеть слабослышащего;
– следует так же принять во внимание, что наилучший визуальный контакт с преподавателем и переводчиком жестового языка осуществляется при размещении студентов в аудитории на первых рядах левого или правого края, а не по центру.
Необходимо продумать:
– освещенности лица говорящего и фона за ним,
– использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры (индукционных и FM-систем);
– использование аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран).
|
|
№ п/п | Наименование тем | Примерное время (мин.) |
1 | Вводная часть. Общие сведения о пожаре | 30 |
2 | Служба спасения «112» («101») и «01» | 20 |
3 | Основные причины возникновения пожаров в жилых домах | 20 |
4 | Меры пожарной безопасности при пользовании электроприборами | 20 |
5 | Легковоспламеняющиеся жидкости и аэрозоли, предметы бытовой химии. | 15 |
6 | Меры пожарной безопасности при пользовании газовыми приборами | 20 |
7 | Меры пожарной безопасности при использовании печного отопления | 20 |
8 | Меры пожарной безопасности при устройстве новогодних праздников | 20 |
9 | Меры пожарной безопасности в пожароопасный период | 30 |
10 | Особенности пожарной безопасности зданийповышенной этажности | 15 |
11 | Знаки пожарной безопасности | 30 |
12 | Индивидуальные средства оповещения и средства спасения при пожаре | 30 |
13 | Действия в случае возникновения пожара | 25 |
14 | Требования пожарной безопасности к содержанию помещений общего пользования и придомовой территории. Порядок содержания индивидуальных гаражей | 15 |
15 | Первичные средства пожаротушения | 20 |
16 | Меры пожарнойбезопасности в быту (комплексная тема) | 30 |
Тема № 1. Вводная часть. Общие сведения о пожаре.
Цель. Изучить опасные факторы пожара и механизм прекращения горения.
Методы | Формы |
Словесный | Лекция, беседа |
Наглядный | Плакаты, схемы: «Условия возникновения пожара», «Виды горючих веществ», «Способы тушения огня» |
Место проведения. Квартира, УКП, пожарно-техническая комната, ДЭЗ, ЖЭК, ЖКО.
Материальное обеспечение.
Наглядные материалы: Плакаты, схемы: «Условия возникновения пожара», «Виды горючих веществ», «Способы тушения огня».
Методические рекомендации.
Готовясь к занятиям, необходимо учитывать местные особенности и потенциальную опасность жилых объектов, расположенных в регионе (частный жилой дом, квартира). С учетом этого спланировать изучение вопросов темы.
Учебные вопросы.
1. Сущность процесса горения. 2. Понятие о горючем веществе, окислителе, источнике зажигания. 3. Основные поражающие факторы пожара: открытый огонь, температура среды, токсичные продукты горения, потеря видимости вследствие задымления, пониженная концентрация кислорода. 4. Механизм прекращения горения.
Тема № 2Служба спасения «112» («101») и «01»
Цель. Формирование знаний об истории развития пожарного дела в России.
Порядок вызовапожарнойохраныпри возникновениипожара.
Методы | Формы |
Словесный | Лекция, беседа |
Наглядный | Фотоматериал по истории пожарной охраны. Плакат и раздаточные карточки: «Телефоны службы спасения», «Порядок вызова пожарной охраны» |
Место проведения. Квартира, УКП, пожарно-техническая комната, ДЭЗ, ЖЭК, ЖКО.
Материальное обеспечение. Фотоматериал по истории пожарной охраны. Плакат и раздаточные карточки: «Телефоны службы спасения», порядок вызова пожарной охраны
Методические рекомендации. При проведении данной лекции целесообразно пригласить сотрудников пожарной охраны и видеодиспечерской службы для слабослышащих и неслышащих. Также рекомендуется экскурсия в пожарную часть и в видеодиспетчерскую службу.
Тематический план.
1. История развития пожарной охраны. 2. Государственная противопожарная служба. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. 3. Добровольная пожарная охрана. 4. Награды. 5. Телефон вызова пожарной охраны 01. 6. Единая служба спасения 112: цели создания, задачи, состав. 7. Вызов пожарной охраны с мобильного и домашнего телефона. 8. Телефон пожарной охраны вашего региона (города, села, района). 9. Порядок вызова пожарной охраны
Для глухих. Видеодиспетчерская служба для инвалидов по слуху. Виды обращения: факс, электронная почта, видеозвонок, смартфон. Порядок обращения в диспетчерскую службу.
|
|