Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО УрГУПС)

Кафедра «Управление персоналом и социология»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ И НАПИСАНИЮ ЭССЕ 

 

 

 

 

Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ

 

   
  ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………   1 ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ЭССЕ……………………………………   2 ПОСТРОЕНИЕ ЭССЕ………………………………….……………   3 СТРУКТУРА АППАРАТА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ………………………   4 ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ ЭССЕ…… ………………………   5 ОЦЕНКА ЭССЕ …………………………………………………   6 ТЕМЫ ЭССЕ…………………………………… ……………….…….   ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ Б ………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ В………………. ………………………………………       4   5   6     8   11   12   16   18 19 21  

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по подготовке и написанию эссе по дисциплине разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В методических рекомендациях отражены цель эссе, его структура, основное содержание, требования к работе, тематика и памятка студенту. 

Методические рекомендации должны помочь студенту грамотно выполнить и оформить эссе, которое является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой.

В процессе подготовки эссе формируются профессиональные компетенции.

ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ЭССЕ

 

Термин «эссе» произошел от французского "essai", англ. "essay", "assay" – попытка, проба, очерк и от латинского "exagium" – взвешивание. Эссе выражает индивидуальные впечатления и мнения по конкретному вопросу и не претендует на исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный характер.

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (если студент выбирает тему самостоятельно, то она обязательно должна быть согласована с преподавателем).

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Подготовка эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути выбранной проблемы, самостоятельно проведенный анализ с использованием имеющейся научной базы и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающую авторскую позицию.

Тема не должна инициировать изложение только определений и понятий, ее цель – побуждать к размышлению. Она должна содержать вопрос, проблему, аргументацию собственной точки зрения, мотивировать на размышление.

 

Таблица 1– Виды эссе

Вид эссе Описание
«Описательное» эссе Указывает направление или инструктирует в том, как закончить задачу, или как должно быть выполнено некое действие.
«Причинно-следственное» эссе Фокусируется на условиях или ситуации и пытается ответить на следующие вопросы: Почему? (причина), или Каков результат? (эффект).
«Определяющее» эссе Определяет тему как конкретно (например, дает определение из словаря), так и абстрактно (предлагает расширенное толкование).
«Сравнивающее» эссе Фиксирует различия и/или сходства идей, способов решения проблемы; методик расчета показателей и т.д.
Аргументирующее (контр-аргументирующее) эссе Фиксируется обоснованное мнение относительно предмета. Представляются аргументы, поддерживающие высказанные предположения. Представляются и опровергаются возражения.

 

ПОСТРОЕНИЕ ЭССЕ

Построение эссе

Построение эссе – это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

Структура эссе

1. Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1);

2. Введение – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.

На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который студент должен найти ответ в ходе своего исследования.

При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

 3. Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.

Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также их обоснование, исходя из имеющихся данных, аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе, котороепредставляет главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. По мере необходимости в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, постоянство – динамика.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничиться рассмотрением одной главной мысли. Хорошо проверенный способ построения любого эссе – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков, их последовательность свидетельствуют о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

4. Заключение содержит обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Оно подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

СТРУКТУРА АППАРАТА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ

 

Доказательство – это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Доказательство или аргументация – это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.
Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения.

Тезис – это положение (суждение), которое требуется доказать.

Аргументы – это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Аргументы обычно делятся на следующие группы:

– удостоверенные факты – фактический материал (или статистические данные). Факты – это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании – законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

– определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.

– законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

Вывод – это мнение, основанное на анализе фактов.

Оценочные суждения – это мнения, основанные на убеждениях, верованиях или взглядах автора.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: