Учебные цели:
повторение и закрепление знаний, полученных обучающимися при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы;
контроль знаний обучающихся и результатов их самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию;
формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний;
развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления;
формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.
Время: 2 часа.
I. Учебные вопросы:
1. Истоки и эволюция японской модели буржуазного государства.
2. Особенности модернизации и устройства судебно-правовой системы Японии в Новое время.
II. Рефераты, доклады (сообщения):
1. Открытие Японии: этапы, методы, последствия.
2. Муцухито. Исторический портрет императора.
III. Методические указания обучающимся по подготовке к семинару:
1. Актуализировать лекционный материал.
|
|
2. Изучить рекомендованную литературу, а также осуществить самостоятельный поиск информации по вопросам семинарского занятия.
3. В тетради отразить письменную подготовку по каждому вопросу семинарского занятия.
При подготовке к первому вопросу семинарского занятия необходимо выявить и проанализировать основные истоки, факторы и предпосылки смены государственного строя Японии. К важнейшим аспектам здесь, безусловно, относятся: суть и конкретные составляющие процесса разложения феодальных отношений; особенности функционирования такой специфичной государственной системы как сёгунат; этапы, методы и последствия открытия Японии иностранцами.
Далее важно определить причины и движущие силы, проанализировать ход и подвести итоги такого события как реставрация Мэйдзи в 1868 году.
Необходимо усвоить основные задачи и направления модернизации страны («революция Мэйдзи»), после чего целесообразно перейти к выделению и характеристике основных этапов преобразования государственного строя. При этом следует особо сосредоточиться на главных источниках, принципах и документах построения буржуазного государства в Японии, что позволит не только понять специфику японской модели, но и провести сравнительный анализ с уже изученными ведущими западноевропейскими системами.
В завершении рекомендуется сформулировать и систематизировать ключевые выводы по конкретным особенностям становления эволюции буржуазного государства в Японии, а также попытаться определить место и роль японской модели развития в мировой истории государства и права.
Изучение второго вопроса семинарского занятия следует начинать с определения задач и направлений реформирования правовой системы. Затем необходимо выявить и проанализировать основные источники японского буржуазного права. Это позволит увидеть конкретные черты и, соответственно, чётко определить специфику его развития.
|
|
Далее рекомендуется кратко обобщить тенденции развития основных отраслей права Японии, а затем переходить к анализу устройства судебной системы, начиная с принципов её построения, особенностей структуры и заканчивая оценкой в рамках сравнительной характеристики японской и европейских судебных систем.
Итогом изучения вопроса должно стать чёткое понимание особенностей эволюции судебно-правовой системы буржуазной Японии.
Структура семинарского занятия, помимо обсуждения поставленных вопросов, включает в себя работу с историческими источниками (предоставленными преподавателем для отработки и анализа в качестве раздаточного материала), заслушивание и обсуждение докладов (сообщений). Форма контроля знаний, полученных обучающимися в ходе подготовки и работы на семинаре, устанавливается преподавателем.
III. Литература для подготовки к семинару:
Основная литература:
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
А.В. Вениосова. 2-е изд. - Минск, 2012.
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
Н.В. Михайловой, А.А. Иванова/Юни-Дана, 2012.
http://www.knigafund.ru/books/149260
Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Юриспруденция, 2013. http://www.knigafund.ru/books/138638
Прудников М.Н. «История государства и права зарубежных стран»
6-е изд. Учебник для бакалавров/ Юрайт, 2014.
Дополнительная литература:
Иванов А.А., История государства и права зарубежных стран: учебное пособие/Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106681
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
Михайловой Н.В./Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106679
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран
(Новое и новейшее время): учебное пособие/ Кафедра государства и права МГУ им. М.В. Ломоносова, сост. В.А. Томсинов.-М.:ЗЕРЦАЛО-М,2012.
Аракелян М.А. Индийская, китайская, исламская цивилизации от древности к современности (основные этапы развития): Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014.
При подборе литературы и определении содержания сообщения обучающимся рекомендуется проконсультироваться с преподавателем.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какова была специфика сёгуната как формы государственного устройства?
2. В чём выразился кризис японского общества при разложении феодальных отношений?
3. Какие последствия для государственно-правового развития имело открытие Японии иностранцами?
4. Каковы основные направления и итоги модернизации в эпоху «революции Мэйдзи»?
5. Какие зарубежные источники легли в основу Конституции Японии 1889 года?
6. Какова была структура судебной системы Японии в Новое время?
7. Каковы характерные черты развития японской модели судебно-правовой системы?
СЕМИНАР 15.2