Виды сложноподчиненных предложений

Виды придаточных предложений:

Определительные

относятся к существительному, всегда находятся после главного или внутри главного предложения

Какой?

Союзные слова: что, кто, который, где, куда, откуда…

Егорушка в надежде, что туча уходит мимо, выглянул из рогожи.

Изъяснительные

относятся в главном предложении к словам со значение речи (говорит, просить, отвечать), мысли (думать, размышлять), чувства (радоваться, жаль, ради др)

Вопросы косвенных падежей

Союзы и союзные слова: что, как будто, чтобы, ли

и др

Мы знали, что Петька принес всего двух карасей, но молчали

Обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств.

1. Места

Где? Куда? Откуда?

Союзные слова: где, куда, откуда

Деревья кругом, куда ни взглянешь, были золотые.

2. Времени

Когда? С какого времени? До какого времени?

Когда, с тех пор, едва, как только

Только иногда, когда речь заходила о фронтах, незнакомец умолкал.

3.Условия

При каком условии?

Если, если…то

Если начнутся дожди, палатки придется переносить выше.

4. Причины

Почему? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо

Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью.

5. Цели

С какой целью? Для чего?

чтобы

Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.

6. Следствия

Вследствие чего что

произошло?

так что

Снег становился белее, так что

ломило глаза.

7. Образа действия

Как? Каким образом?

как, будто, точно, словно

Старик говорил так, как будто было очень холодно.

8. Меры и степени

В какой мере? В какой степени? До какой степени?

что, как, сколько

Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали.

9. Сравнения

Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?

как, чем, словно, будто…

Мы втроем начали беседу, как будто век были знакомы.

10. Уступки

Несмотря на

что?

хотя, несмотря

на, пусть, пускай, даром что

Этот дом назывался

постоялым двором, хотя возле него никакого двора не было.

Особенности лексики начного стиля речи

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы — термины. Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии. Однако это не означает его стилистической нейтральности. Термину, также как и многим другим лексическим единицам, присуща стилистическая окрашенность (научного стиля), которая отмечается в виде стилистических помет в соответствующих словарях. Приведем примеры терминов: «атрофия», «численные методы алгебры», «диапазон», «зенит», «лазер», «призма», «радиолокация», «симптом», «сфера», «фаза», «низкие температуры», «керметы». Значительная часть терминов является интернациональными словами.

В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.); в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики научного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами:

«К тому времени физики уже знали, что эманация — это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть — инертный газ; порядковый номер его — 86, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа — 222.»

Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста, характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже — в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила — величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика)[1]. Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: «солнечное сплетение», «прямой угол», «наклонная плоскость», «глухие согласные», «деепричастный оборот», «сложносочиненное предложение», а также различного рода клише: «заключается в …», «представляет собой …», «состоит из …», «применяется для …» и пр.

103. Основные разделы русского языка

1. Фонетика и орфоэпия. Фонетика — раздел науки, изучающий звуковой строй языка. Основные единицы фонетики — звук, слог. Практическое применение фонетика находит в орфоэпии — науке о правильном произношении.

2. Грамматика изучает строй языка.

3. Семантика. Лексикология. Значения слов и словосочетаний изучает семантика (семасиология).

Лексикология изучает взаимоотношения различных слов внутри языка.

4. Стилистика — учение о стилях речи и средствах языковой выразительности и условиях использования их в речи.

5. Сравнительно-историческое языкознание. Семьи языков, сравнительно-исторический метод.

6. Историческая лингвистика. История языка, диалектология.

7. Графика. Тесно связанный с фонетикой раздел графика изучает буквы, т. е. изображение звуков на письме, и соотношение между буквами и звуками.

8. Культура речи. Культура речи - раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.

9. Орфография - раздел науки, изучающий правила правописания.

10. Фразеология изучает устойчивые выражения типа "бить баклуши", используемые в данном языке.

11. Этимология. Происхождение различных слов и выражений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: