Тема 4. Профессиональный стресс и его влияние на возникновение профессионального выгорания

Вопросы для самостоятельной работы

1. Понятие профессионального и личностного стресса.

2. Характеристика индивидуального стрессорного порога, обусловленного свойствами личности.

3. Характеристика восстановительных и психокоррекционных мероприятий, недостаточной психологической поддержки со стороны значимого социального окружения (семья, коллеги, руководители).

4. Первичные последствия профессионального стресса.

5. Основные вторичные последствиям профессионального стресса.

6. Третичные последствиям профессионального стресса.

Практическое задание

1. Составить схемы «Формы эмоций», «Виды чувств», используя материал учебника В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева «Общая психология». – М., 1995. – С. 266-274.

2. Опираясь на дифференциальную теорию К.Изарда, дать психологические характеристики базовым (фундаментальным) эмоциям

Название эмоции по модальности Психологическая характеристика Знак эмоции (+/-) Внешние проявления
Интерес-возбуждение      
Радость      
Удивление      
Горе-страдание      
Гнев-ярость      
Отвращение-омерзение      
Презрение-пренебрежение      
Страх-ужас      
Стыд-застенчивость      
Вина-раскаяние      

3. Составить презентацию «Основные стресс-факторы профессиональной деятельности педагога-психолога и способы их преодоления»

4. Заполнить таблицу «Сравнительный анализ теорий эмоций»:

Название теории Общая характеристика механизмов Примеры
Эволюционная теория Ч.Дарвина    
Рудиментальная теория    
Теория У.Джемса-К.Ланге    
Дифференциальная теория эмоций К.Изарда    
Информационная теория П.Симонова    
Деятельностная теория    
Когнитивно-физиологическая теория С.Шехтера    
Активизационная теория Д.Хебба    
Психоорганическая теория У.Кэннона-Ф.Барда    
Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера    

Тема 5. Методы диагностики развития личности профессионала

Вопросы для самостоятельной работы

1. Особенности диагностики в определении синдрома профессионального сгорания

2. Методы диагностики, позволяющие диагностировать синдром эмоционального выгорания

3. Наблюдение как метод определения симптомов профессионального выгорания.

Практическое задание

1. Проведите опрос одного одногруппника с использованием эмоциональных индикаторов (разработка Е.А. Климова, Г.Ф. Корольковой).

2. Применяя опросники MBI С. Маслач, С. Джексон, опросник В.В. Бойко изучите у себя особенности эмоциональной сферы, сформулируйте рекомендации.

3. Подготовьте протокол наблюдения для выявления симптомов профессионального выгорания у педагогов.

4. Осуществите самостоятельный подбор диагностических методов, позволяющих исследовать синдром выгорания и оформите методическую папку (в т. ч. и как электронный ресурс).

Рекомендуемая литература

1. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/032.pdf

2. Скугаревская М.М. Диагностика, профилактика и терапия синдрома эмоционального выгорания [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://med.by/methods/pdf/160-1202.pdf

 

Тема 6. Теоретико-методологические основы психопрофилактики и преодоления профессионального выгорания

Вопросы для самостоятельной работы

1. Способы формирования здоровья. Культурологические аспекты формирования философии здоровья человека.

2. Наука о здоровом образе жизни. Представление о системном подходе, история вопроса.

3. Особенности здоровьесбережения среди клиентов социальной службы. Здоровьесберегающие технологии.

4. Возможности арт-терапии в психопрофилактике профессионального выгорания педагогов.

5. Психопрофилактика и преодоление профессионального выгорания педагогов на разных стадиях.

Практическое задание

1. Составить программу занятия для педагогов с использованием приемов и техник арт-терапии.

2. Подготовить и представить в группе презентацию, в которой были бы раскрыты возможности использования арт-терапевтических приемов и техник профилактики и преодоления профессионального выгорания в психолого-педагогической деятельности.

3. Подобрать методы профилактики профессионального выгорания на разных стадиях развития синдрома.

 

Тема 7. Личностные особенности специалиста в профилактике профессионального выгорания

Вопросы для самостоятельной работы

1. Назовите личностные особенности, препятствующие формированию эмоционального выгорания.

2. Раскройте содержание и взаимосвязь понятий «самоактуализация», «самоактуализирующаяся личность», «профилактика синдрома».

3. Раскройте сущность и содержание понятия «саморегуляция».

4. Назовите способы предупреждения неблагоприятных эмоциональных состояний, дополните перечень теми способами, которые вы используете в своей повседневной жизни.

5. Раскройте содержание понятия «визуализация».

6. Проанализируйте каким образом приемы визуализации применяются для профилактики синдрома выгорания

Практическое задание

1. Приведите известные вам способы саморегуляции неблагоприятных эмоциональных состояний.

2. Проведите сравнительный анализ техник, снижающих и повышающих эмоциональное напряжение.

3. Составьте для себя перечень «вредных советов» (по Г. Остеру) – рекомендаций для быстрого формирования синдрома эмоционального выгорания. Попробуйте не следовать им в своей повседневной жизни.

4. Подготовьте для самостоятельного проведения в своей учебной группе 2–3 процедуры, в механизме действия которых представлен прием визуализации.

5. Составьте активизирующие формулы, которые помогут вам достичь успеха в различных жизненных ситуациях.

6. В напряженной эмоциональной обстановке выполните упражнение на расслабление, проанализируйте эффекты процедуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: