Тема 8. Саморегуляция как метод профилактики профессионального выгорания

Вопросы для самостоятельной работы

1. Основные подходы в работе с профессиональным выгоранием.

2. Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания.

3. Понятие саморегуляции в психологической литературе

4. Практические приемы и техники саморегуляции

Практическое задание

1. Подобрать комплекс упражнений на саморегуляцию:

- дыхательные упражнения

- упражнения на саморегуляцию эмоционального состояния через внешние проявления эмоций

- упражнения для расслабления мышц лица

- упражнения на концентрацию внимания

- упражнения на визуалиацию

- упражнения на сюжетное воображение

2. Предложить возможные способы ситуативной саморегуляции во время пребывания в напряженной ситуации

Результаты выполненных заданий представить в виде портфолио

Рекомендуемая литература

1. Долгова В.И. Моделирование эмоциональной устойчивости личности» [Электронный ресурс] // Healh as a factor of qualiti and lifetime of biological species: сб.труд. Международной виртуальной Интернет-конференции (December 05-10, 2012). – Лондон, Великобритания, 2012. – С. 67 – 70. – Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/16597

2. Долгова В.И., Напримеров А.А., Латюшин Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости личности: Монография [Электронный ресурс] – Санкт-Петербург. РГПУ им. А.И.Герцена. 2002. – 167с. – Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/350

Тема 9. Характеристика форм проведения занятий по психопрофилактике и преодолению профессионального выгорания педагогов

Вопросы для самостоятельной работы

1. Процесс профессионального и личностного развития человека.

2. Как вы считаете, может ли мотивация оцениваться как факт повышения профессиональной компетентности и карьерного роста педагогов-психологов?

3. Понятие психологического просвещения и особенности его применения в педагогическом коллективе.

4. Обоснуйте необходимость психологического сопровождения педагогов со стороны психолога образовательной организации.

Практическое задание

1. Подобрать активные методы работы по профилактике симптомов профессионального выгорания. К таким методам могут относиться: анализ проблемных ситуаций, игровые методы, дискуссии, мозговой штурм, круглый стол, просмотр видеороликов с последующим обсуждением.

2. Подготовить для работы в группе элемент занятия для педагогов по профилактике профессионального выгорания с применением одного из активных методов работы.

 

Тестовые задания для самоконтроля

1) Одна из стадий профессионализации личности, которой характерно осваивание азов профессиональных знаний и умений, приобщение к традициям и профессиональным ценностям сообщества профессионалов.

а) оптант

б) адепт

в) адаптант

г) мастер

2) Человек, освоивший профессиональные задачи среднего уровня сложности это:

а) мастер

б) оптант

в) интернал

г) мастер

3) Человек, достигший квалификации мастера, к тому же обладающий неформальными лидерскими качествами это:

а) авторитет

б) мастер

в) наставник

г) адепт

4) Стадия профессионализации, на которой человек овладевает вершинами мастерства и способен передавать свое мастерство, не осуществляя профессиональную деятельность

а) авторитет

б) мастер

в) наставник

г) интернал

5) Форма профессиональной деятельности, которая характеризуются групповым подходом при организации рабочего процесса (например, на фабриках, заводах) это:

а) групповая

б) коллективная

в) индивидуальная

г) массовая

6) К критерию зрелой личности не относится:

а) способность реально относится к жизни

б) способность положительно принимать жизненный опыт

в) способность давать и принимать любовь

г) способность распоряжатся материальными средствами

7) Фаза кризиса профессионального развития личности которая предполагает переход к новой социальной ситуации развития, перестройку смысловых структур профессионального сознания, переориентацию на новые цели и изменение социально-профессиональной позиции это:

а) посткритическая

б) критическая

в) предкритическая

8) Предкритическая фаза характеризуется:

а) переходом к новой социальной ситуации развития

б) неудовлетворенностью реальной профессиональной ситуацией

в) неудовлетворенностью существующим профессиональным статусом, содержанием деятельности, способами ее реализации, межличностными отношениями

9) Когнитивно-деятельностный тип конфликта профессионального развития личности характеризуется:

а) неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности

б) противоречиями в отношениях в первичном коллективе, неудовлетворительности своим профессиональным положением в группе, уровнем зарплаты

в) потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального роста

10) К типам конфликтов профессионального развития личности не относится:

а) мотивационный

б) поведенческий

в) когнитивно-деятельностный

г) аффективно-деструктивный

11) Профессиональная деятельность определяется как:

а) функциональное системное образование, направленное на адаптацию и профессиональное развитие

б) формирование профессиональных стереотипов

в) взаимодействие индивидов, а также индивида и коллектива в процессе производства

г) умение ставить и достигать профессиональными способами профессиональные цели в конкретных условиях деятельности

12) Профессиональная деформация специалиста – это

а) социально запрограммированное, ожидаемое поведение специалиста выполняемого определенную профессиональную роль

б) процесс и результат влияния профессиональной деятельности (профессии) на человека

в) процесс активного воспроизводства личностью профессионального опыта, определенной системы норм, ценностей и установок профессиональной деятельности и профессиональных отношений.

г) система личностной адаптации к конкретным условиям профессиональной деятельности

д) Профессиональная деформация специалиста включает в себя передачу социального опыта человечества

13) Как вы понимаете понятие «психологический опыт специалиста»?

а) форма определенных адаптационных компенсаторных возможностей специалиста

б) готовность к изменениям в ценностной сфере

в) смысл осуществления совместной деятельности людей

г) своевременная адаптация специалиста к изменяющимся условиям внешней среды организации

14) Впервые термин burnout (англ. – «сгорание», «выгорание») был предложен

а) Г. Фрейденбергером

б) К. Маслач

в) Н. Водопьяновой

г) Р. Лазарусом

15) Один из симптомов профессионального выгорания, проявляющийся в циничном, бесчувственном, негуманном отношении к клиентам, пациентам, ученикам, приходящим для получения каких-либо услуг или помощи, называется:

а) редукция профессиональных достижений

б) эмоциональное истощение

в) деперсонализация

г) эмоциональное выгорание

16) Всемирная Организация Здравоохранения назвала «болезнью двадцать первого века»:

а) рак

б) СПИД

в) профессиональный стресс

г) сердечно-сосудистые заболевания

17) К настоящему времени синдром выгорания включает в себя:

а) более 100 симптомов

б) около 50 симптомов

в) 20 симптомов

г) содержание данного симптома в психологии не изучено

18) Трехкомпонентная модель синдрома эмоционального выгорания, включающая в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений впервые была предложена:

а) Н.Водопьяновой и Е.Старченковой

б) К.Маслач и Джексон

в) Т.Холмсом и Р.Реем

г) Ч.Д.Спилбергером

18) Согласно теории стрессового процесса Г.Селье, эмоциональное выгорание следует отнести:

а) к стадии тревоги

б) к стадии резистентности

в) стадии истощения

г) эмоциональное выгорание присутствует на каждой стадии

19) Умения и навыки, модели конструктивного поведения, дающие возможность человеку быть более стрессоустойчивым называются:

а) резистентностью

б) ресурсом

в) адаптацией

в) фрустрацией

20) Главным показателем профессионального здоровья является:

а) профессиональная работоспособность

б) уровень стрессоустойчивости

в) уровень абсентеизма

г) карьерный рост


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: