1) выработанный на базе условного рефлекса;
2) выработанный на базе безусловного рефлекса.
5. Какие рефлексы относятся к ролевым (зоосоциальным)?
1)пищевые; 2) половые; 3)оборонительные; 4) исследовательские; 5) родительские.
Укажите правила выработки условных рефлексов:
1) обязательное подкрепление безусловным раздражителем; 2) условный раздражитель сильнее безусловного; 3)безусловный раздражитель сильнее условного;
4) условный раздражитель предшествует безусловному; 5) безусловный раздражитель предшествует условному; 6) отсутствие посторонних раздражителей.
7. Основные характеристики условных рефлексов:
1) видовые; 2) индивидуальные; 3) врожденные; 4) приобретённые; 5) постоянные;
6) непостоянные; 7) вызываются с любого рецептивного поля; 8) осуществляются при участии коры больших полушарий.
Какой этап поведения обеспечивается драйв-рефлексами?
1) подготовительный; 2) завершающий; 3) промежуточный.
9. Какие рефлексы относятся к витальным?
1) пищевые; 2) половые; 3) оборонительные; 4) исследовательские; 5) родительские.
|
|
Какие ученые исследовали механизмы формирования временных связей?
1) И.М. Сеченов; 2) П.К. Анохин; 3) И.С. Бериташвили; 4) И.П. Павлов; 5) Г.И. Косицкий
Ситуационные задачи
1. На движущемся конвейере лежат одинаковые детали – металлические шарики, некоторые из которых имеют отклонения от стандарта (при этом меняется отражающая способность поверхности) и поэтому подлежат браковке. Одна из фирм использовала в качестве контролеров голубей, которые клевали бракованные детали, в результате последние падали в специальные ящики. Нормальные шарики птицы не трогали. Эффективность браковки оказалась очень высокой. Почему были выбраны именно голуби, и в чем заключалось их обучение?
2. В лабораторию для исследования условных рефлексов привели двух собак, одна из которых перед началом эксперимента выпила много воды. Началось исследование. Вначале у обеих собак условные рефлексы протекали нормально, но некоторое время у собаки, пившей воду, они исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было. В чем причина торможения условных рефлексов?
3. Известно, что условный рефлекс можно выработать на действие любого индифферентного раздражителя. Но однажды в лаборатории И.П. Павлова не удавалось образовать у одной собаки условный рефлекс на определенный раздражитель – бульканье воды. На все другие раздражители условные рефлексы вырабатывались нормально. Объясните этот необычный результат.
4. Известно, что сила условного раздражителя должна быть меньше, чем безусловного, в противном случае условный рефлекс выработать не удается. Поэтому считалось, что на очень сильное болевое раздражение выработать пищевой условный рефлекс невозможно. Однако в опытах Ерофеевой в лаборатории П.П. Павлова такой условный рефлекс образовать удалось.
|
|
При действии сильного тока собака, сначала дававшая на это сильную оборонительную реакцию (кричала, пыталась убежать), теперь облизывалась, выделяя слюну, и виляла хвостом. Как удалось добиться этого?
Оснащение практического занятия
Наглядные пособия: Таблицы
Технические средства обучения: (Телевизоры, DVD - плейер)
Учебный видеофильм «безусловные и условные рефлексы»
Литература:
А) основная
1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.
2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В.М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с.
Б) дополнительная
1. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.
3. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.
4. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.
5. Маркина Л.Д. Кортико-висцеральные взаимоотношения: учеб. пособие. Владивосток: Медицина ДВ, 2009. 60с.
6. Избранные лекции по современной физиологии [под ред. М.А. Островского, А.Л. Зефирова]. Казань: Арт-Кафе, 2010. 332 с.
7. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: учебник. М.: Академия, 2003. 462с.
8. Маркина Л.Д. Физиология высшей нервной деятельности: учебно-методическое пособие. Владивосток: Медицина ДВ, 2003. 192с.
Интернет ресурсы: электронная библиотека ТГМУ, «Консультант студента».
Тема 6 (41). Физиологические основы научения, памяти и мышления
Мотивация изучения темы. Процесс научения позволяет приобретать и разнообразить индивидуальный опыт в ходе онтогенеза. Память даёт возможность сохранения и воспроизведения информации и ранее накопленного опыта. Понимание принципов и механизмов научения, памяти и мышления необходимо для дальнейшего изучения данной дисциплины и дисциплин профессионального цикла.
Цели занятия
Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело
Конкретные цели и задачи:
В результате изучения темы студенты должны:
- «знать» общие закономерности научения, нейрофизиологические механизмы краткосрочной и долговременной памяти; физиологические механизмы преобразования временных связей в процессе мышления.
- «уметь» объяснять основные закономерности реализации научения и памяти, применять мышление в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения.
- «владеть» методами оценки памяти и мышления; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.