Какой условный рефлекс называется рефлексом I порядка?

1) выработанный на базе условного рефлекса;

2) выработанный на базе безусловного рефлекса.

5. Какие рефлексы относятся к ролевым (зоосоциальным)?   

1)пищевые; 2) половые; 3)оборонительные; 4) исследовательские; 5) родительские.

Укажите правила выработки условных рефлексов: 

1) обязательное подкрепление безусловным раздражителем; 2) условный раздражитель сильнее безусловного; 3)безусловный раздражитель сильнее условного;

4) условный раздражитель предшествует безусловному; 5) безусловный раздражитель предшествует условному; 6) отсутст­вие посторонних раздражителей.

7. Основные характеристики условных рефлексов:  

1) видовые; 2) индивидуальные; 3) врожденные; 4) приобретённые; 5) постоянные;

6) непостоянные; 7) вызываются с любого рецептивного поля; 8) осуществляются при участии коры больших полушарий.

Какой этап поведения обеспечивается драйв-рефлексами?

1) подготовительный; 2) завершающий; 3) промежуточный. 

9. Какие рефлексы относятся к витальным?   

1) пищевые; 2) половые; 3) оборонительные; 4) исследовательские; 5) родительские.

Какие ученые исследовали механизмы формирования временных связей?

1) И.М. Сеченов; 2) П.К. Анохин; 3) И.С. Бериташвили; 4) И.П. Павлов; 5) Г.И. Косицкий

Ситуационные задачи

1. На движущемся конвейере лежат одинаковые детали – металлические шарики, некоторые из которых имеют отклонения от стандарта (при этом меняется отражающая способность поверхности) и поэтому подлежат браковке. Одна из фирм использовала в качестве контролеров голубей, которые клевали бракованные детали, в результате последние падали в специальные ящики. Нормальные шарики птицы не трогали. Эффективность браковки оказалась очень высокой. Почему были выбраны именно голуби, и в чем заключалось их обучение?

2.  В лабораторию для исследования условных рефлексов привели двух собак, одна из которых перед началом эксперимента выпила много воды. Началось исследование. Вначале у обеих собак условные рефлексы протекали нормально, но некоторое время у собаки, пившей воду, они исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было. В чем причина торможения условных рефлексов?

3. Известно, что условный рефлекс можно выработать на действие любого индифферентного раздражителя. Но однажды в лаборатории И.П. Павлова не удавалось образовать у одной собаки условный рефлекс на определенный раздражитель – бульканье воды. На все другие раздражители условные рефлексы вырабатывались нормально. Объясните этот необычный результат.

4. Известно, что сила условного раздражителя должна быть меньше, чем безусловного, в противном случае условный рефлекс выработать не удается. Поэтому считалось, что на очень сильное болевое раздражение выработать пищевой условный рефлекс невозможно. Однако в опытах Ерофеевой в лаборатории П.П. Павлова такой условный рефлекс образовать удалось.

      При действии сильного тока собака, сначала дававшая на это сильную оборонительную реакцию (кричала, пыталась убежать), теперь облизывалась, выделяя слюну, и виляла хвостом. Как удалось добиться этого?

Оснащение практического занятия

Наглядные пособия: Таблицы

Технические средства обучения: (Телевизоры, DVD - плейер)

Учебный видеофильм «безусловные и условные рефлексы»

Литература:

А) основная

1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В.М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с.

Б) дополнительная

1. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

3. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

4.  Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.

5. Маркина Л.Д. Кортико-висцеральные взаимоотношения: учеб. пособие. Владивосток: Медицина ДВ, 2009. 60с.

6. Избранные лекции по современной физиологии [под ред. М.А. Островского, А.Л. Зефирова]. Казань: Арт-Кафе, 2010. 332 с.

7. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: учебник. М.: Академия, 2003. 462с.

8. Маркина Л.Д. Физиология высшей нервной деятельности: учебно-методическое пособие. Владивосток: Медицина ДВ, 2003. 192с.

Интернет ресурсы: электронная библиотека ТГМУ, «Консультант студента».

Тема 6 (41). Физиологические основы научения, памяти и мышления

Мотивация изучения темы. Процесс научения позволяет приобретать и разнообразить индивидуальный опыт в ходе онтогенеза. Память даёт возможность сохранения и воспроизведения информации и ранее накопленного опыта. Понимание принципов и механизмов научения, памяти и мышления необходимо для дальнейшего изучения данной дисциплины и дисциплин профессионального цикла.

 

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи:

В результате изучения темы студенты должны:

 

  - «знать» общие закономерности научения, нейрофизиологические механизмы краткосрочной и долговременной памяти; физиологические механизмы преобразования временных связей в процессе мышления.

  - «уметь» объяснять основные закономерности реализации научения и памяти, применять мышление в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения. 

  - «владеть» методами оценки памяти и мышления; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: