Базой для изучения данной темы являются знания по строению центральной нервной системы и, в частности, коры полушарий большого мозга (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), а также ранее изученные темы нормальной физиологии: «Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в ЦНС»; «Врождённые и приобретённые формы поведения».
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки
1. Научение, его виды.
2. Характеристика пассивного (реактивного) научения. Разновидности: привыкание, сенсибилизация, импринтинг, условный рефлекс.
3. Активное (оперантное) научение: метод проб и ошибок, инструментальный условный рефлекс, самораздражение.
4. Аддиктивное поведение, общие черты, виды.
5. Механизм формирования аддиктивного поведения. Система подкрепления.
6. Научение с помощью наблюдения: простое подражание и викарное научение.
7. Инсайт. Экстраполяционные рефлексы.
8. Память, ее виды и формы. Значение памяти в формировании целостных приспособительных реакций.
|
|
9. Процессы, лежащие в основе памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание).
10. Современные представления о механизмах памяти (теории памяти).
11. Концепция активной памяти (Т. Н. Греченко).
12. Процедурная (имплицитная) и декларативная (эксплицитная) память.
13. Рабочая память.
14. Эхоическая и иконическая, кратковременная и долговременная, первичная, вторичная и третичная память.
15. Морфологический субстрат памяти. Множественность систем памяти: роль мозжечка, миндалины, гиппокампа, ретикулярной формации ствола мозга, таламуса, коры полушарий большого мозга (лобной, височной).
16. Мышление. Этапы его развития. Образное и абстрактное мышление.
Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)
1. Дать классификацию научения по критерию активности организма в ходе научения и по степени участия в научении организма как целого.
2. Составить таблицу, отражающую множественность систем памяти, с указанием функционального значения отдельных структурных образований мозга в процессах и механизмах памяти.
3. Классифицировать память по видам и формам.
4. Перечислить теории памяти.
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию
1. Чем отличается динамика развития привыкания от сенсибилизации?
2. Назовите формы проявления импринтинга.
3. В чем проявляется сексуальная аддикция?
4. Что такое алиментарная аддикция, каков механизм ее формирования?
5. Что такое кибераддикция? Назовите психологические и физические симптомы ее проявления.
6. В чем проявляется зависимость от работы и игры?
|
|
7. Чем отличается классический условный рефлекс от инструментального?
8. В чем суть теории кратковременной памяти А. А. Пирогова?
9. В чем заключается молекулярная гипотеза памяти?
10. В чем заключается голографическая теория памяти?
11. Назовите причины забывания.
12. Что такое интерференция?
13. В чем состоит роль гиппокампа в механизмах памяти?
14. Какие структуры мозга, участвующие в формировании памяти, относятся к неспецифическому (общемозговому) уровню?
15. Какие структуры мозга, участвующие в формировании памяти, относятся к модально-специфическому (региональному) уровню?
16. Что называется консолидацией памяти?
17. Что такое ретроградная и антероградная амнезия?
18. Какова связь типа мышления с функциями правого и левого полушарий мозга?
Этапы проведения практического занятия:
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Вводная часть занятия | 5-10 % | ||
51. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 2 мин |
52. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 3 мин |
II. Основная часть занятия | 80-95 % | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
53. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 30 мин |
54. | Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 5 мин |
55. | Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 3 мин |
56. | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 22 мин |
57. | Оценка результатов СРС | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 5 мин |
58. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 15 мин |
III. Заключительная часть занятия | 5-10 % | ||
59. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. | 3 мин |
60. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 2 мин |