Но, с точки зрения Миля, у нас нет доказательств существования каких бы то ни было внешних объектов, даже объективное существование наших собственных чувств не является для нас несомненным фактом. Каким же образом мы тогда можем объяснить и истолковать происхождение наших ментальных состояний, если они — единственные сущности, действительно существующие в этом мире? Никакого объяснения, по сути, не будет дано, если сказать, что одно ментальное состояние порождает другое, что в некоторой степени подтверждается действием так называемых психологических «законов ассоциаций». Западные психологи честно признаются, что дальше этого им в своих анализах проникнуть не удалось. Тем не менее из вышеупомянутой теории можно сделать вывод, что у нас нет никаких оснований утверждать, будто для существования разума или состояний сознания необходима материальная упадхи (основа).
Как уже указывалось, арийские психологи проследили этот поток ментальных состояний до его источника — вечной чинматры, пребывающей повсюду. Когда наступает время эволюции, этот зародыш Праджны раскрывается и в конечном счете следует результат — космический процесс формирования идей. Космические идеи являются концепциями всех состояний существования в Космосе, пребывающими в том, что может быть названо вселенским разумом (разум-демиург у каббалистов Запада).
|
|
Эта чинматра пребывает, так сказать, в каждой геометрической точке беспредельной чидакаши. Этот принцип, следовательно, имеет два главных аспекта. Рассматриваемый как нечто объективное, он представляет собой вечную, или Недифференцированную Космическую Материю. А с субъективной точки зрения его можно рассматривать двояко. Он — чидакаша, когда расценивается как поле для космического формирования идей, и он же — чинматра, когда рассматривается как зародыш космического процесса формирования идей. Эти три аспекта составляют высшую Триаду арийских философов-адвайтистов. Легко заметить, что последний из упомянутых аспектов для нас гораздо важнее, чем остальные два, ибо, когда данный принцип рассматривается в этом аспекте, он представляется включающим в себя великий Закон космической эволюции. И потому философы-адвайтисты трактовали его главным образом в этом свете и объясняли свою космогонию с субъективной точки зрения. Поступая так, они, однако, не могли избежать необходимости говорить о вселенском разуме (то есть о Брахме, Творце) и о процессе создания им идей. Но из этого не следует делать вывод, что упомянутый вселенский разум обязательно должен принадлежать какому-то Вездесущему, живому, сознательному Творцу — просто потому, что в обычном представлении о разуме всегда говорят в связи с каким-нибудь живым существом. Нельзя утверждать, что наличие материальной упадхи обязательно для существования разума, или ментальных состояний, если сама объективная Вселенная, насколько она касается нас, представляет собою результат наших состояний сознания. Высказывания, подразумевающие существование сознательного Ишвары, которые то здесь, то там встречаются в упанишадах, не должны, следовательно, истолковываться буквально. Теперь остается только разобраться, как адвай-тисты объясняют происхождение ментальных состояний в отдельном индивидууме. Очевидно, что разум отдельного человека — это не Вселенский Разум. Тем не менее космическое формирование идей есть истинный источник состояний сознания в каждом индивидууме. Космический процесс формирования идей существует везде, но если он подвержен ограничениям материальной упадхи, то проявляется в виде сознания индивидуума, в этой упадхи пребывающего. Строго говоря, адвайтист не признает объективного существования этой материальной упадхи. С его точки зрения — это майя, или иллюзия, которая существует как неизбежное состояние Праджны. Но во избежание путаницы я буду употреблять общепринятые выражения и, чтобы помочь моим читателям точно понять значение моих слов, приведу следующее сравнение. Предположим, что яркий источник света помещен в некоем центре, окруженном занавесом. Природа света, который проникает через занавес и становится видимым человеку, стоящему снаружи, зависит от природы занавеса. Если же окружить источник света несколькими занавесами, то свету придется пробиваться через каждый из них; и человек, стоящий снаружи, воспримет только то количество света, которое сможет пройти через все завесы. Находящийся в центре свет становится все более и более тусклым по мере того, как увеличивается число преград, стоящих перед наблюдателем, но, по мере того как один занавес за другим убирают, свет становится все ярче и ярче, пока наконец не достигнет своей естественной яркости. Точно так же и Вселенский Разум, или проникновение космических идей, становится все более и более ограниченным и видоизмененным различными упадхи, из которых состоит человек; но, когда действие или влияние этих упадхи последовательно контролируется, разум индивидуального человека входит en rapport со Вселенским Разумом и его идеи сливаются с идеями космическими.
|
|
ФИЛОСОФИЯ АДВАЙТЫ
[Так как нижеследующее письмо исходит из компетентного источника, мы не считаем себя вправе дополнять его редакторскими комментариями, тем более что наши собственные познания в области учения адвайты бесспорно остаются крайне скудными, в сравнении со знаниями Парамахамсы. И все же мы сильно подозреваем, что вследствие неправильного перевода или «изначально неправильного представления» тадпада в этом письме описана не совсем верно, ибо она названа в нем 8-м принципом. Этим и вызваны примечания нашего ученого брата Т.Субба Роу, коему мы предварительно передали рукопись для консультации. Мы не знаем другого такого же авторитетного специалиста во всей Индии по части эзотеризма философии адвайты. — Ред.]
Это краткое послание было написано одним индийским отшельником из Гималаев. В нем заключен всего лишь намек на то, что могло бы помочь, если тому посодействует ваш замечательный журнал, исправлению весьма серьезной ошибки, вводившей в заблуждение западных философов в течение прошедших (почти) девятнадцати столетий. Я имею в виду историческое истолкование Библии, коего до сих пор придерживаются ортодоксальные христиане. Меня удивляет то, что современные спиритуалисты на Западе игнорируют эту важнейшую тему, оставаясь совершенно апатичными, хотя и заявляют о своей готовности не пожалеть сил ради установления истины.
|
|
Мы видим, что британское правительство предпринимает время от времени судорожные попытки проверить и исправить английскую версию Библии; и все-таки добрые христиане (я имею в виду тех из них, кто действительно стремится найти истину, а не своекорыстных и высокооплачиваемых миссионеров) никак не могут дотянуться до столь желанного плода. Время от времени мы также видим публикации на эту тему в «Theosophist», но и они, увы, не приносят пока никаких заметных, осязаемых результатов. До сих пор мы читали и слышали только о буквальном восприятии библейского текста и ни единого слова — об эзотерическом духе, который оживлял бы этот текст. Если Библия действительно является историческим или даже морально-этическим сочинением, как ее интерпретируют фанатичные миссионеры, значит, она никак не может заключать в себе божественное откровение и, следовательно, она очень мало подходит на роль фундамента для государственной религии. Доколе Библия не будет подробно рассмотрена со всех точек зрения, мы так и не сможем определить, истинна она или нет. Поэтому я попытаюсь проверить ее достоверность, проанализировав некоторые фрагменты из Нового Завета и выявив следующее:
Говорит ли Библия символическим или буквальным языком: т.е. чем является Библия — теософией или историей?
Была ли путеводная звезда, явившаяся мудрецам с Востока, действительно звездой, или же это только метафора, за которой скрывается нечто еще более возвышенное и благородное?
Были ли силы и способности Христа, приписываемые ему в Библии, физическими, метафизическими, (надчувственными) или духовными?
Может ли джигнясу (искатель истины и спасения) извлечь для себя хоть какую-то пользу из библейской истории о физическом, воплощенном Христе?
Когда можно приступать к реализации библейских учений на практике? И какого типа люди имеют больше шансов на успех в изучении Нового Завета?
|
|
Вот те несколько направлений, по которым следует произвести анализ Библии.
От имени нашей сестры теософии я попытаюсь дать собственные ответы на поставленные выше вопросы. Я призываю всех не чуждых духовности, здравомыслящих, набожных и беспристрастных теософов, равно как и иных людей во всех четырех сторонах света, оценить достоверность моих ответов, а также высказать собственное мнение на сей счет. Важность этой темы невозможно переоценить, а потому в случае необходимости мы можем заглянуть в поисках ответа даже в сферу самого Духа.
Будучи книгой Откровения, Библия не должна и не
может рассматриваться как историческое сочинение.
Изречения Библии почти во всех случаях метафоричны, вот почему духовный комментарий к ней насущно необходим для того, чтобы сделать ее тексты прием лемыми для тех, кто изучает теософию. Если правильно
понять веданту и Новый Завет, то можно заметить, что в абстрактном плане они означают одно и то же.
Путеводную звезду ни в коем случае нельзя считать настоящей, объективной звездой. Подобное предположение противоречило бы всем законам природы, разума и теософии. У ведантистов эта звезда — Пранава, или дживатма, душа-свидетельница или сакши-чайтанья. Это седьмой принцип у теософов[92], йога-ачарьев, тантриков и шайвов, называемый Брахма-видьей, или Маха-видьей[93]. Теософы-магометане утверждают, что эта звезда существовала еще до начала Творения, или до того, как был
создан Таус (павлин). У некоторых народов Азии до сих пор можно встретить храмы, посвященные этой аллегорической звезде, а некоторые великие теологи называют ее «духом». Мы, отшельники, полагаем (если, конечно, наше мнение хоть что-нибудь да значит), что эта звезда —
кутастха, способная погружаться в восьмой принцип, или тадпаду[94] как таковую. И мы не понимаем, каким образом она могла являться отдельным людям (мудрецам) в виде материального объекта, если она существовала со времен неведомых и непостижимых] Как может материальный объект — если только он не направляется и не сдерживается какой-нибудь живой силой — сам по себе остановиться, как это описано в Библии? Мы полагаем, что эта звезда представляет собой не что иное, как дух, и что она тождественна сущности, о которой идет речь в Откровении. Это своего рода сконденсированный дух (т.е. Душа); и потому эту звезду следует рассматривать как истинного Христа, Спасителя, указующего путь.
4. Называть силы, приписываемые Христу, физическими или метафизическими крайне невежественно и оскорбительно для Духа. Даже сейчас мы видим и слышим о многих адептах, обладающих разного рода уникальными способностями, еще более удивительными, нежели те, что описаны в Библии. И это все духовные способности. Тантры, йога и другие арийские оккультные сочинения повествуют о том, каким образом эти способности могут быть приобретены. Мы уже говорили о том, что без надлежащего духовного комментария Библия остается абсолютно бесполезной для последователей теософии, так как из нее невозможно извлечь никакой пользы для собственного развития, за исключением разве что учения о воображаемых и внешних по отношению к человеку «Небесах и Преисподней».
5. Ветхий Завет — это карма-канда теософии, а Новый Завет — ее джнана-канда. Только те, кто предварительно подготовил себя изучением рутинных текстов Ветхого Завета, могут применять на практике учения Завета Нового, но никак не школьники и не представители низших каст, коим навязывают сейчас этот Новый Завет миссионеры, хотя первые, т.е. дети и люди из низших каст, совершенно не готовы к его восприятию.
И в заключение я хотел бы настоятельно попросить м-ра Оксли, столь любезно обратившего свое благожелательное внимание на «Бхагавадгиту» и, без сомнения, наилучшим образом подготовленного для выполнения этой задачи, а также всех членов Теософского Общества, имеющих собственных духовных гуру, к которым они могли бы обратиться за помощью (а без помощи гуру в этом вопросе им никак не обойтись), взять на себя нелегкую задачу эзотерической интерпретации Библии. Ибо ничто другое не может лучше способствовать росту теософии как на Востоке, так и на Западе.
Прежде всего мы обращаемся к самому «Утешителю» (в Библии — Святой Дух), дабы он помог нам решить, имеет ли Библия аллегорическое, духовное или буквальное значение. Мы можем также обратиться к некоторым Братьям, время от времени упоминаемым в «Theosophist» и известным нам под другим благословенным именем[95]; и уверены, что они одобрят наш план, если посвятить их в его содержание. Сама звезда — наш каждодневный поводырь — побудила нас написать эти строки. Все искатели истины должны постигать эту возвышенную загадку, полностью освободив себя от предрассудков и любого рода предвзятости. Данный вопрос интересовал миллионы поколений; и каждый истинный теософ должен стремиться к его разрешению ради блага всего человечества[96].
Альмора, Патальдеви
12 декабря 1882 г.
Парамахамса Свами
«Н.Х.» И БОГ - ЛИЧНЫЙ И БЕЗЛИЧНЫЙ
В статье с упомянутым названием «Н.Х.» пишет о так называемых атеистах следующее: «Во-первых, говоря о законах, они, как мне кажется, упускают из виду тот факт, что наличие закона предполагает наличие законодателя или, по крайней мере, воли, определяющей направление развития, и коль скоро логика требует, чтобы из закона была выведена воля, этот закон установившая, то, как мне кажется, эта воля вполне может быть отождествлена с тем, что люди называют Богом».
В моем вольном переложении это же самое можно сформулировать так:
Согласно одному из фундаментальных законов Вселенной, не может быть закона без законодателя.
Этот аргумент я нахожу у Миля, если не ошибаюсь, в том, что справедливо названо «Карпентеровской теорией Вселенной». Он же присутствует и у м-ра Джозефа Кука в его Бостонских лекциях и впоследствии в Бомбейской. И не приходится сомневаться в том, что еще многие люди принимают его за аксиому, что не так давно делал и я сам. Однако по зрелому размышлению я пришел к выводу, что этот тезис во всех случаях несостоятелен. Данное умозаключение, выведенное дедуктивным методом, никак нельзя назвать аксиомой; а иллюзия обратного проистекает из того, что человеческие законы, созданные людьми, подчинены законам вселенским, из чего и заключают по аналогии, что эти последние также должны быть подчинены какому-то законодателю. И это не единственный аргумент в пользу того, что доказывает, как мне кажется, непоследовательность данного довода и тех, кто его использует. И коль скоро он внутренне противоречив, то не может являться аксиомой, хотя и может быть выведен путем размышления.
Если «не может быть закона без законодателя» является универсальным законом, который я, во избежание путаницы, назову Законом законов, то и у этого закона тоже должен быть свой законодатель. Сам этот факт законотворчества подразумевает, что было некогда время, когда закон не существовал, т.е. когда воля законодателя еще не «определила направление развития». Если мы признаем такую возможность, то нам придется заключить, что было время, когда законам не требовался никакой законодатель. Но можем ли мы сказать, что в это время вообще могли быть какие-то законы? Возможно — да, возможно — нет; но, во всяком случае, такая возможность остается. Если же, напротив, кто-то предположит, что подобное «законотворчество» не имеет ограничений во времени (что можно было бы назвать, по меньшей мере, смелым предположением), то и в этом случае он ничего не выгадает. Ибо если закон вечен, то он должен существовать в вечности параллельно со своим законодателем, а это значит, что у закона нет времени рождения. Иными словами, закон никогда не был дан, и никакого законодателя не было.
Указав на эти несоответствия в гипотезе «Н.Х.», я могу добавить только то, что признание его идеи «личного» Бога вызывает у меня большие затруднения.
Б.Дж.П.
ПО ПОВОДУ «ФИЛОСОФИИ АДВАЙТЫ»
Не соблаговолит ли редактор чем-нибудь обосновать свое утверждение, что «материя так же вечна и неразрушима, как дух»? Данное утверждение имело место в редакторском примечании к письму одного из корреспондентов по поводу «Кармы» (см. «Theosophist», January, 1883, p. 89). Вам следует иметь в виду, что мы ведем речь о материи и духе за пределами нынешней, развитой формы, или в состоянии абсолютной лайи[97], согласно второй и третьей сутрам Патанджали, или с точки зрения эзотерической теософии. Не могли бы вы также объяснить, что вы называете сатта-саманьей и парамападхой арийских адептов, нирваной будд и философским камнем приверженцев других оккультных философий? Насколько я разбираюсь в арийской теософии, когда наступает Махапралайя, материя поглощается или растворяется в Махаттатее , последняя, в свою очередь, — в Пракрити и, наконец, Пракрити — в Пуруше, или парамападхе.
Точно так же, как это происходит с компонентами мистического слога Ом: а растворяется в у, а головная (раджа) часть у — в м. Таким образом, мы видим, материя и сила обе могут разлагаться (или растворяться) в конечном счете до уровня Духа, который один остается «Истинным» и имеет право называться Вечным, в отличие от материи и силы, которые эволюционируют из Духа, или Абсолюта, а затем вновь возвращаются в него.
И поскольку вы хорошо знакомы с учениями адвайта-веданты, то мне нет нужды распространяться далее на эту тему.
Однако мне хотелось бы еще обратить ваше внимание на страницу 99 того же номера «Theosophist». Я прошу вас разрешить мои сомнения, дав научное объяснение следующей проблеме. Кто же на самом деле умирает, судя по тексту статьи «Может ли двойник убивать»? Согласно нашей вере, человек существует в трех ипостасях: первая — внешняя; вторая — внутренняя; и третья — духовная.
1) Под внешней частью человека мы подразумеваем плотное тело , или аннамайю. 2) Внутренняя часть включает в себя астральное тело, состоящее из трех оболочек-коша, а именно: пранамайя, маномайя и видж-нанамайя. 3) Духовная часть — это состояние Праджна, или анандамайя. Вы пишете: «...внутреннему человеку может быть нанесена смертельная рана, и т.д., и т.п.». Что вы подразумеваете под внутренним человеком в данном случае? Необходимо уточнить, кого же все-таки убивает двойник — двойника или «тройника»? По моему мнению, двойник убивает тройника, а не такого же двойника и уж, конечно же, не дух. Поэтому одна из целей данного письма — просить вас уточнить, до какой степени может распространяться влияние человеческой воли, или, иными словами: может ли месмерическая сила уничтожить майя-вирупу или же только материальное тело?
Альмора, Патальдеви
20 января 1883 г.
Свами из Альморы
Примечание редактора
К нашему величайшему изумлению, нам предлагают подтвердить, что материя неразрушима: во всяком случае, что «материя так же вечна и неразрушима, как дух»! Хотя проблему и подтверждение вечности и неразрушимости собственно материи мы можем смело доверить Королевскому Обществу, мы тем не менее достаточно компетентны для того, чтобы удовлетворить любопытство нашего ученого корреспондента, и потому, с его позволения, постараемся ответить на все его вопросы.
Нас просят иметь в виду, что рассматриваемые нами сущности — это «материя и дух за пределами нынешней, развитой формы, или в состоянии абсолютной лайи».
Мы никак не можем понять, что автор имеет в виду, когда говорит о «духе за пределами нынешней развитой формы». Для нас эта фраза звучит совершенно бессмысленно, поскольку наши великие Учителя приучили нас считать «дух» чем-то бесформенным и полностью выходящим за пределы наших чувственных восприятий; и потому мы никогда не рассматриваем дух как нечто отдельное, или обособленное, от материального существования. Если представить себе Вселенский Разум и Единую Жизнь, как мы ее называем, отдельно от какой бы то ни было физической организации, они превращаются в жизненную сущность, энергию, или силу; но, чем бы это ни было, это никак нельзя назвать самостоятельным существом, субстанцией или чем-то имеющим обособленное существование, или даже форму, отдельную от материи. Определение Локка*, согласно которому «Дух — это субстанция, в которой заключены мышление, знание, сомнение и сила движения», вряд ли было бы принято большинством ведантистов, а каждый истинный ад-вайтист и восточный оккультист отверг бы его со всей категоричностью. Последний сказал бы, что «только материя является субстанцией, которой присущи мышление, знание, сомнение и сила движения, — независимо от того, латентна или активна ее потенциальность и находится ли она в дифференцированном или же недифференцированном состоянии».
По нашему скромному разумению, нечто или, вернее, ничто, называемое Духом, само по себе не имеет ни единой формы, ни множества форм — ни в прогрессирующем, ни в стационарном «состояниях развития»; и мы еще раз повторяем, что для истинного адваитиста эта фраза лишена всякого смысла. Даже если предположить, что это определение относится только к материи, все равно фраза: «материя и дух за пределами нынешней развитой формы» звучит примерно так же, как и фраза: «материя и дух в состоянии абсолютной лайи». Нам непонятно, что хотел сказать автор и что вообще может означать фраза о «материи и духе в состоянии абсолютной лайи», предполагающая, как нам кажется, что дух — чистая абстракция — может быть растворен и уничтожен, тут нам хочется добавить — «так же, как и материя», но мы не можем сделать и этого, потому что материя в своем первичном, космическом состоянии так же не может быть уничтожена или даже растворена, как и дух; растворить можно только материальную вещь, имеющую субстанцию и форму. Разве можно уничтожить пустоту"? А что такое чистый, абсолютный дух, если не «пустота» древнегреческих философов? Лукреций говорит: «Могут быть только тело и пустота и ничего сверх этого, ибо то, что хотя бы чуть-чуть ощутимо, есть тело, а то, что неощутимо, — пустота». Не следует думать, однако, что если мы цитируем, приводя в качестве авторитетного источника, слова великого «атеиста» и материалиста, то и сами мы тоже должны быть материалистами и атеистами (в общераспространенном смысле этих понятий). Мы возражаем против самого термина «материализм», если он используется как аналог, или синоним, «корпо-реализма»* — т.е. как противопоставление «спиритуализму». В том свете, в котором мы, оккультисты, рассматриваем материю, все мы — материалисты.
Однако это вовсе не означает, что данный факт превращает нас в «корпореалистов», отрицающих реальность так называемого духовного существования во всех его возможных видах и формах или же существование одного или множества субъектов, пребывающих на ином уровне жизни, в состояниях, которые неподготовленному разуму трудно себе даже вообразить. Отсюда и наше возражение против самой идеи и возможности существования «материи и духа в состояниях абсолютной лайи», если только автор не докажет нам, что мы превратно поняли смысл последнего слова. Согласно учениям философии архатов, существуют семь состояний материи, причем 7-е состояние представляет собою синтез всех остальных, состояние, или аспект, Мулапракрити[98].
Таким образом, состояние космической материи за пределами ее «нынешней, развитой формы» может означать какое-либо из шести состояний, в которых материя может пребывать, а вовсе не обязательно — «материю в состоянии абсолютной лайи». Но что в таком случае ученый корреспондент подразумевает под терминами «материя» и «дух»? Ибо хотя мы и знаем, что даже на нынешней стадии} развития науки и просветленности есть люди, которые под прикрытием религии уверяют невежественные массы в том, что было время, когда материя не существовала (поскольку была сотворена), подразумевая тем самым, что когда-нибудь настанет момент, когда она будет уничтожена, мы все равно не встречали ни одного человека — атеиста или деиста, материалиста или спиритуалиста, который считал бы, что дух, как бы мы его ни назвали, «пустотой» или «божественным дыханием», можно уничтожить; но если слово лайя обозначает уничтожение, то вся фраза уважаемого Свами подразумевает, что «дух» может быть уничтожен с течением времени. А если это так, то нам явно предлагают доказать, что материя и дух вечны, признав при этом, что оба они периодически переходят в состояние лайя. Ибо если мы отвергнем даже этот неказистый вывод, то для чего тогда вообще Свами задавал свой вопрос? Разумеется, было бы лучше, если бы он предоставил нам право самим разъяснить собственную точку зрения. Более того, наш ученый оппонент не удовлетворяется только тем, что дает нам собственное, с его позволения, совершенно непонятное определение материи и духа, тем самым предлагая нам строить свои рассуждения на его основе, но еще и просит нас ответить на его вопрос «согласно второй и третьей сутрам Патанджали, или с точки зрения эзотерической теософии». Как и почему Свами решил, что мы основываем свои утверждения именно на авторитете трактата Патанджали? И почему он думает, что философия Патанджали идентична эзотерической теософии? А если это не так, то почему соответствие наших утверждений второй и третьей сутрам этого философа он считает обязательным? С тем же успехом он мог бы попросить нас подтвердить нашу точку зрения, исходя из убеждений членов Армии Спасения*. И поскольку у нас нет практически никаких шансов принять его определение или удовлетворить его любопытство, не выходя за установленные им весьма точные рамки, то, с разрешения достопочтенного Свами, мы все же попытаемся отстоять свою точку зрения, исходя из своих собственных убеждений, и доказать ее истинность в свете эзотерической теософии и, как мы надеемся, в полном соответствии с философией адвайты, с которой наш корреспондент хорошо знаком.
Суть нашего утверждения заключается в следующем: недифференцированная космическая материя, или Мулапракрити (как она называется в индусских книгах), является несотворенной и вечной. Поверхностное рассуждение не в состоянии удостоверить его истинность, но обычного индуктивного метода для его доказательства вполне достаточно. В каждом ощутимом объективном феномене как на нашем нынешнем уровне существования, так и на любом другом, требующем применения духовных способностей, мы наблюдаем всего лишь переход космической материи из одной формы в другую. Ни восточные адепты, ни западные ученые никогда не упоминали ни об одном примере и даже не намекали на возможность исчезновения хотя бы одного атома материи. И уж если совокупный опыт многих поколений Адептов, изучающих психическую и духовную сферы, равно как и повседневный опыт обычных людей в их собственной сфере (т.е. в области физической науки), приводит нас к выводу о невозможности полного уничтожения даже мельчайшей материальной частицы, то мы, как нам кажется, имеем полное право утверждать, что материя неразрушима, хотя и может изменять свои формы и свойства и проявлять различные степени дифференцированности. Индусские и буддийские философы уже много столетий назад признали тот факт, что Пуруша и Пра-крити вечно сосуществуют друг с другом и являются не просто взаимосвязанными и взаимозависимыми, но для того, кто умеет читать между строк, представляют собой, по сути дела, одно и то же. Каждая эволюционная система начинается с утверждения существования Мулапракрити или Тамаса (первичной тьмы). Не обращаясь к Капиле, признанному авторитету в данном вопросе, мы можем сослаться на известный рик Ригведы, описывающий Первичный Хаос в следующих словах:
«Тама эва nypacmam абхават вишварупам», и «асат-ва ити амагра аситх», и т.д[99], то и дело повторяющихся в тексте Веды и в упанишадах, подтверждая справедливость нашей точки зрения. Все великие философы Индии, привносившие древнюю религию мудрости Агастьи, Дурваши и других риши в чисто адвайтийскую философию Васишты, Вьясы и Шуки, признавали этот факт. Гаудапада и Шан-карачарья изложили свои взгляды на сей счет в своих сочинениях, и взгляды эти полностью согласуются с учениями философии архатов. Полагаем, что авторитета двух последних из числа вышеназванных великих философов будет вполне достаточно для того, чтобы показать ученому Свами, коль скоро он — адвайтист, что мы правы: что первичная космическая материя, как бы ее ни называли: Асат, или Тамас, или Пракрити, или Шак-ти — всегда одинакова и что ее считают вечной как индусские философы, так и философы-архаты, в то время как Пуруша — непостижим и потому должен считаться несуществующим, если только он не проявляет себя через Пракрити. Некоторые адваитисты отказываются признавать материю в ее недифференцированном состоянии материей в полном смысле этого слова. И все же эта сущность признается ими за Парабрахман в его двойственном аспекте — Пуруша и Пракрити. По их мнению, сам Парабрахман нельзя отождествлять с каким-либо одним из этих аспектов. И потому, хотя мы и встречаем в некоторых фрагментах упанишад выражение «Пракрити -лайя», во всех этих случаях слово «Пракрити» обозначает (и мы можем это доказать) материю в дифференцированном состоянии, в то время как недифференцированная космическая материя в сочетании с латентным духом (или, вернее — в этом своем аспекте латентного духа) всегда называется «Маха-Ишварой», «Пуру-шей» и «парамападхой». Предлагаемое нашим ученым корреспондентом описание и самые слова, вставленные им во фразу: «Когда наступает Маха-пралайя, материя поглощается, или растворяется, в Махаттаттве, последняя, в свою очередь, — в Пракрити и, наконец, Пракрити — в Пуруше, или па-рамападхе», — указывают на то, что он либо «играет словами», либо намеренно провоцирует нас на ответ (с благими намерениями или же нет — ему виднее); поскольку ни глагол «поглощается», ни глагол «растворяется» никоим образом не подразумевают уничтожение. Почему же он тогда использует термин «лайя», противоречащий его собственным аргументам; ведь если он называет себя адвайтистом, значит, он должен быть знаком с учением и потому должен понимать, что эти термины обозначают совершенно разные вещи. Поэтому мы были бы очень признательны нашему ученому корреспонденту, если бы он смог процитировать для нас хотя бы несколько авторитетных сочинений, подтверждающих правильность его заявлений по поводу растворения Махаттаттвы[100] и Пракрити во время Махапралайи. Это позволило бы нам узнать, что в действительности сказали бы арийские философы по поводу заявлений подобного рода.