Выявите понятие и признаки учредительной власти

Тема 2. Правовое регулирование системы публичного представительства в современном государстве

 

4. Понятие и признаки муниципальной власти.

Муниципальная власть – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Таким образом, муниципальная власть – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:

Через референдумы, выборы, собрания и сходы;

Посредством выборных и других органов местного самоуправления.

Основные направления муниципальной власти характеризуются функциями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности позволяет выделить следующие основные функции:

•обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)

•управление муниципальной собственностью (ст. 132)

•обеспечение развития соответствующей территории

•охрана общественного порядка (ст.132)

•защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 133)

Признаки муниципальной власти:

-выступают формами народовластия, относятся к формам осуществления публичной власти;

-обладают необходимыми для их реализации властными полномочиями;

- имеют специфический обособленный аппарат в виде органов местного самоуправления, осуществляющих эти ветви власти;

-муниципальная власть обладает не­прерывностью во времени, универсальностью, всеобщностью;

-существует в рамках определенной территории по отношению ко всем находящимся на ней лицам. Террито­рия является непременным условием организации и функционирования публичной власти, ее физической основой и пределами;

-создание органов местного самоуправления на территории местного сообщества носит обязательный характер;

- органы местного самоуправления располагают возможностью привлекать виновных к со­ответствующему виду юридической ответственности, применять иные меры государственного принуждения;

-органы местного самоуправ­ления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями.

- органы местного само­управления обладают правом введения и сбора налогов, а также самостоятель­ного формирования бюджета;

-статус местного само­управления определяется государством в Конституции РФ и законах, при­нимаемых органами государственной власти, защищается органами государственной власти;

-местные дела реша­ются хотя и самостоятельно, но в рамках единой государственной политики.

-местное самоуправление – власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных государственной властью;

-органы местного самоуправления не могут самостоятельно определять круг своих полномочий;

-сферы компетенции местной власти разграничены;

- муниципальная ветвь власти имеет самостоятельные источники финансовых средств;

-в системе органов местного самоуправления отсутствует строгая иерархия и соподчиненность, они выступают не от имени государства, а от имени местно­го сообщества;

-содержание муниципальной власти составляет решение вопросов местного значения;

-материально-финансовую базу деятельности органов местного са­моуправления составляет муниципальная собственность и муниципаль­ный бюджет;

-органы местного самоуправления обладают более тесной связью с населением, чем федеральные органы. У них практически отсутствуют политические функции. На муниципальном уровне насе­ление может го­раздо шире выражать формы непосредственного волеизъявления;

-органы местного самоуправления издают нормативные акты, содержащие правила поведения общего характера, которые не относятся к законам. По своей природе они яв­ляются подзаконными актами;

-население самостоятельно определяет структуру муниципальныхорганов.

 

Выявите понятие и признаки учредительной власти.

 

учредительная власть- верховная власть в обществе, единственным источником и субъектом осуществления которой является народ. Благодаря этим свойствам учредительная власть характеризуется наивысшей легитимностью и обладает прерогативой учреждения конституции. Учредительная власть отличается от власти законодательной: иерархически она стоит на более высокой ступени. Учредительная влать является одной из разновидностей публичной власти (наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти), основным назначением и содержанием которой является принятие, пересмотр конституции и прекращение ее действия. Как особый вид власти учредительная власть: а) предшествует всем остальным ветвям власти, является первичной, а потому надлегальной, т.е. такой, которая противостоит и законодательной, и исполнительной, и судебной властям, стоит над ними. Акты учредительной власти по сравнению с актами законодательной власти с юридической точки зрения имеют больший вес: все они либо инициированы народом, либо подлежат его одобрению; б) устанавливает, учреждает наиболее важные общественные и государственные институты и является юридически неограниченной. Субъект и носитель учредительная власть сам народ, который определяет пути, органы и процедуры (способы) ее осуществления.

Учредительная власть подразделяется на первоначальную и установленную (производную), основное назначение которой внесение изменений и дополнений (поправок) в уже принятую, действующую конституцию. Основной функцией первоначальной учредительная власть является создание конституционной основы общества и государства, своеобразия их модели, где особое место принадлежит таким определяющим характеристикам, как форма правления, разделение властей, национально-государственное и территориальное устройство страны, система прав и свобод граждан, направление и содержание общегосударственной политики. Первоначальная  учредительная власть появляется вследствие смены старого конституционного порядка новым. Считается, что такой первоначальной учредительная властью обладал Б.Н. Ельцин, который, не имея по действовавшей до 1993 г. Конституции РФ полномочий на принятие новой Конституции, сумел через учрежденное по его инициативе Конституционное Совещание подготовить, а затем через референдум принять новую Конституцию РФ, учредив таким образом принципиально новую по сравнению с прошлой систему власти. Установленная учредительная власть это власть, производная от первоначальной, которая формирует ее посредством Конституции. В РФ такой установленной учредительная власть наделено Конституционное Собрание.

Конституции некоторых стран могут наделять учредительную власть парламент, который в этом случае правомочен принять новую конституцию. Поскольку народ без каких бы то ни было полномочий является субъектом учредительная власти, то посредством такого конституционно-правового инструмента, как референдум, он без каких-либо ограничений правомочен принимать новую конституцию. В условиях демократического развития установленная учредительная власть является надежной гарантией преемственности конституционной власти.

Обладая свойством безусловного верховенства, учредительная власть вместе с тем не ограничивает и не умаляет значение парламента. Однако же она позволяет исключить конструирование новой конституции, которая находилась бы в зависимости, с одной стороны, от парламентских межпартийных противоречий, а с другой от непомерных аппетитов исполнительной власти. Мировой практике известно немало случаев, когда народ практически отстранялся от учредительного процесса, превращался из субъекта в объект учредительная власти, в то время как инициаторами и фактическими исполнителями полномочий становились исполнительные органы власти и даже отдельные правители, которые недемократическим путем "даровали" народу конституцию. Во всех случаях считается наиболее демократичным принятие конституции специально созданным для этой цели учредительным собранием с последующим ее утверждением (одобрением) всенародным референдумом.

В одном из своих исследований В.Герье, определяя учредительную власть как право совершать существенные преобразования в государственном строе, отмечал, что такая власть признавалась принадлежащей королю, нации.

Учредительная власть народа как высшая постоянно действующая власть необходима. Ее основными функциями являются:

1) принятие и изменение конституции, обеспечение ее действия;

2) принятие решения о необходимости учреждения качественно новой власти;

3) организация учреждения новой власти;

4) периодическоепереучреждение власти (организация выборов должностных лиц и контроль за правильным выражением воли народа);

5) высший контроль за развитием и обеспечением прав человека.

В соответствии с этими функциями, народ непосредственно должен принимать акты: о конституции, о референдуме, о статусе депутатов и порядке их отзыва, о выборах должностных лиц, о форме государства, статусе и полномочиях представительных органов власти, о правах личности и общественных объединений людей, о собственности и формах хозяйствования.

Система учредительной власти, включающая ее внутренние разновидности, определяется различными факторами, и прежде всего социальным составом конкретного народа. Каждый элемент его социальной структуры обладает соответствующей учредительной властью по естественному праву. Поэтому следует анализировать отдельные разновидности учредительной власти в обществе. На основе каждой ее отдельно взятой разновидности может быть построена относительно самостоятельная система власти.

В условиях современной России учредительная государственная власть принадлежит народу, территориальным региональным сообществам, создающим системы органов власти субъектов Федерации. Учреждение же местной власти есть реализация учредительной власти местного общества. На основе этих разновидностей учредительной власти создается соответственно система государственной и система местной власти. Однако при этом весьма важно, чтобы все разновидности учредительной власти в обществе были согласованы между собой по содержанию и способам осуществления. Это необходимое условие стабильности общей системы власти в данном обществе. Такая постановка вопроса актуализирует проблему классификации учредительной власти, которая пока даже не поставлена.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: