Понятие, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

Тема 2. Уголовно-исполнительное законодательство

  1. Понятие, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства.
  2. Действие уголовно-исполнительного законодательства в простран­стве и во времени.
  3. Действие уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих.
  4. Понятие и виды норм уголовно-исполнительного законодательства.
  5. Уголовно-исполнительные правоотношения: момент возникновения и структура.
  6. История уголовно-исполнительного законодательства и права (доклад 2).
  7. Взаимодействие РФ с государствами-членами Совета Европы по вопросам о передаче осужденных лиц (доклад 2 // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 1. С. 4-9).

 

Понятие, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

Под УИ законодательством понимают систему нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ УИ законодательство находится в ведении РФ. Данное положение означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, находится в федеральной компетенции.

Основным источником УИ законодательства является УИК РФ. УИ законодательство состоит из УИК РФ и других федеральных законов (ч. 1 ст. 2 УИК РФ), например, Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ФЗ от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ФЗ от 2 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве», ФЗ от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах».

К источникам УИ законодательства относятся также постановления Правительства РФ (например, Положение «Об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности», утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г.); ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты (Инструкция «По организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», утвержденной приказом Министерства Юстиции от 20 мая 2009 г.).

К особой группе источников УИ права следует отнести международные договоры, заключенные РФ. В настоящее время все большее распространение получают международные договоры о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы. Большую группу договоров составляют и договоры о правовой помощи.

В ч. 2 ст. 3 УИК РФ указывается, если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные УИ законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

Несколько иначе обстоит дело с международными стандартами, рекомендациями (декларациями) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными. Основная цель международных стандартов – установление выработанных на основе мирового опыта наиболее прогрессивных, гуманистических подходов к исполнению наказания, сокращение наиболее репрессивных мер уголовно-правового воздействия, таких как смертная казнь, лишение свободы, заключение под стражу. Международные стандарты имеют рекомендательный характер, и государства реализуют их в зависимости от имеющихся социально-экономических возможностей, с учетом особенностей национального законодательства. Международные стандарты в зависимости от субъекта их принятия носят общий или региональный характер. Так, например, общий характер носят стандарты, принятые ООН, а региональный – Советом Европы.

Наиболее известными являются следующие стандарты ООН: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988), Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990), Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила (1990)), Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила (1985)).

К документам, принятым Советом Европы в сфере исполнения наказания и обращения с осужденными относят: Европейские тюремные правила (1987), Рекомендация Комитета министров Совета Европы «Об образовании в тюрьмах» (1989), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987), Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями (1964), Конвенция о передачи осужденных лиц (1983).

Таким образом, к УИ законодательству (к формам, источникам) относятся: Конституция РФ, УИК РФ и другие федеральные законы, постановления Правительства РФ, ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты, международные договоры РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 УИК РФ, целью УИ законодательства является исправление и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных реализуется путем применения к этим лицам предусмотренных УИК РФ профилактических мер, например, мер поощрения и взыскания (ст. 113, 115 УИК РФФРФ), а также проведения с ними воспитательной работы. Общее предупреждение как цель УИ законодательства реализуется опосредованно. Предусмотренные законом меры принуждения, строгие условия отбывания наказания, ограничения прав и свобод осужденных должны воздействовать на неустойчивых граждан и удерживать их от совершения преступлений.

Согласно ч. 2 ст. 1 УИК РФ к задачам УИ законодательства относятся регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: