Зазоры. Поршневая группа
авто | Зазор между кольцом и канавкой поршня компресс. | Зазор между кольцом и канавкой поршня маслосъем. | Зазор в замке компресс. | Зазор в замке маслосъем. |
ЗИЛ 130 | 0,05-0,08 | 0,025-0,062 | 0,25-0,6 0,15-0,7 | 0,9-1,5 |
Газ 53 | 0,05-0,08 0,035-0,067 | 0,035-0,067 | 0,3-0,5 | 0,3-1 |
ваз | 0,05-0,082 | 0,025-0,062 | 0,02-0,03 | 0,02-0,03 |
маз | 0,038 | 0,043-0,057 | 0,45-0,65 | 0,45-0,65 |
Прогиб ремня вентилятора, с усилием 4 кг
авто | прогиб |
ЗИЛ 130 | 8-14 мм |
Газ 53 | 10-15 |
ваз | 10-15 *усилие 10 кг* |
Газ 24 | 10-15 |
Предельный износ щеток генератора 5 мм. Стартера 12 мм
Зазор между контактами прерывателя 0,35-0,45
Маркировка свечи Т- 10 мм, А – 14 мм, М – 18 мм. Материал изолятора У- уралит, Б – боркорунд.
СВЕЧИ
ЗИЛ А15Б – 0,085-1
ГАЗ 53 А11У - 0,8-0,9
ВАЗ А7,5 ХС – 0,5-0,6
Карданная и главная передачи, дифференциал и полуоси
В карданной передаче возможны:
• износ подшипников и крестовин кардана;
• износ скользящей шлицевой муфты;
• изгиб или скручивание карданного вала. Признаком неисправности карданной передачи являются рывки и удары при трогании автомобиля с места или при переключении передач на ходу. Биение вала при вращении свидетельствует о том, что вал погнут. Неисправности карданной передачи устраняют восстановлением или заменой изношенных деталей. Погнутый вал можно править.
|
|
В главной передаче и дифференциале возможны:
• износ крестовины дифференциала и подшипников;
• износ или повреждение сальников;
• подтекание масла в соединениях картера заднего моста.
Неисправности главной передачи проявляются значительным шумом в картере заднего моста при движении автомобиля. Небольшие зазоры в подшипниках и между зубьями главной передачи устраняют регулировкой. При больших износах деталей главной передачи и дифференциала они подлежат обязательной замене.
В полуосях возможно:
• их скручивание;
• износ шлицов;
• ослабление крепления гаек фланца полуоси к ступице;
• обрыв шпилек.
Износ сальников полуосей приводит к попаданию смазки в тормозные барабаны и отказу работы тормозных механизмов, поэтому изношенные сальники в обязательном порядке необходимо заменить.
Основные работы по ТО карданной и главной передач и дифференциала:
• ЕТО. Проверить работу карданной и главной передач при движении автомобиля.
• ТО-1. Проверить (и при необходимости закрепить) фланцы карданных сочленений и полуосей. Закрепить крышки картера главной передачи. Проверить уровень масла в картере главной передачи и при необходимости долить. Смазать карданные сочленения и подвесной подшипник (по графику смазки).
• ТО-2. Проверить наличие люфта в карданных сочленениях, закрепить фланцы полуосей, карданов и опорный подшипник к раме. Смазать шлицевую муфту карданной передачи (по графику смазки). Проверить герметичность соединений главной передачи. Уровень масла в картере ведущего моста проверяют после 3000 км пробега. Уровень масла должен быть у кромки наливного отверстия. Масло меняют по графику смазки и при изменении сезона работы автомобиля.
|
|
Ремонт карданной и главной передач, дифференциала и полуосей.
В карданных передачах в процессе эксплуатации автомобиля изнашиваются шипы крестовин карданных валов по длине и диаметру. Износ торцов шипов крестовин определяют измерением расстояния между ними. При размере меньше допустимого крестовины бракуют. Износ шипов по диаметру устраняют наплавкой в среде углекислого газа с последующим шлифованием до размера по рабочему чертежу. При износе отверстий в вилке под подшипники, обломах или при наличии трещин на вилках карданного вала она подлежит замене. Вилки к трубе приваривают электродуговой сваркой под слоем флюса или в среде углекислого газа. Погнутость вала определяется измерением радиального биения при установке в приспособлении по диаметру и торцу в вилках по всей длине. При невозможности устранения дефекта трубу заменяют новой.
Сборку карданной передачи выполняют в два этапа: вначале собирают узлы, а затем проводят сборку передачи. После Сборки карданные валы подвергают динамической балансировке на станке.
Картер главной передачи в зависимости от размеров дефектов бракуют или восстанавливают. Трещины и обломы фланца крепления к картеру заднего моста, распространенные менее чем на половину отверстия под болты крепления, устраняют электродуговой сваркой. При любых других обломах картер бракуют. Изношенные отверстия под гнезда подшипников допускают обработку под два ремонтных размера.
Возможно их восстановление вибродуговой наплавкой или гальваническим нанесением покрытий с последующей обработкой до размера по рабочему чертежу. При повреждении резьбы под гайку подшипника дифференциала резьбовое отверстие растачивают и нарезают ремонтную резьбу.
Чашки коробки дифференциала при наличии на них трещ-ин бракуют. При задирах, рисках или износе торца под шайбу шестерни полуоси и сферической поверхности под шайбы эти поверхности обрабатывают под ремонтные размеры, компенсируя изменение размеров при сборке шайбами. При износе отверстий под стяжные болты и под шипы крестовины сверлят новые отверстия в промежутке между старыми. Износ шейки под роликовый подшипник устраняют хромированием или вибродуговой наплавкой с последующей шлифовкой шейки до размера по рабочему чертежу
Полуоси ведущих мостов могут иметь следующие основные дефекты:
• погнутость полуоси или фланца;
• износ отверстий под разжимные втулки;
• износ шлицев по толщине.
При наличии обломов или трещин, а также скручивания полуось бракуют. Погнутость полуоси определяют после установки ее в центрах при помощи индикаторной головки. Погнутые полуоси правят на прессе. Износ отверстий устраняют заваркой с последующим сверлением сквозного отверстия до необходимого размера по рабочему чертежу. Изношенные по толщине шлицы восстанавливают наплавкой под слоем флюса с продольным наложением швов. После протачивания диаметров и фрезерования шлиц выполняют необходимую термообработку и доводочные операции.
Ступицы колес при наличии трещин на любых поверхностях, кроме ребер, бракуют. Трещины на ребрах устраняют электродуговой сваркой. Износы отверстий под подшипники и наружный сальник устраняют вибродуговой наплавкой или постановкой ремонтной втулки.
|
|
Сборку заднего моста выполняют по общим правилам. Однако особое внимание уделяют операциям комплектования и регулировки затяжки подшипников и зацепления зубчатой пары главной передачи. После сборки редуктор испытывают на стенде, позволяющем создавать нагрузки на зубчатую пару и изменять частоту вращения конической шестерни главной передачи. При испытании главной передачи не допускают повышенный неравномерный шум и стук зубчатой пары, заедание дифференциала, подтекание смазочного материала через сальники и уплотнителя.
Обслуживание и ремонт механизма газораспределения
Основными неисправностями механизма газораспределения являются нарушение тепловых зазоров клапанов; вытягивание зубчатого ремня и износ зубчатых шкивов (на двигателях ВАЗ-2108, -2105 и МеМЗ-245), или износ цепи и звездочек (на двигателях ВАЗ-2106, УЗАМ-331, -412) привода; износ маслоотражательных колпачков (кроме двигателей УЗАМ-331 и -412); ослабление креплений крышек подшипников распределительного вала (на двигателях ВАЗ); неплотное закрытие клапанов вследствие изнашивания их головок и седел, а также снижения упругости клапанных пружин; износ подшипников, шеек и кулачков распределительного вала, а также других деталей клапанного механизма (толкателей, поршней и их осей, клапанов, их втулок и седел).
Нарушение регулировок и износ деталей механизма газораспределения сопровождаются повышенной шумностью и стуками при работе двигателя, потерей им мощности, а
также повышенным дымлением и расходом масла (при износе маслоотражательных колпачков, когда масло начинает просачиваться в камеры сгорания цилиндров через клапаны). Необходимость ремонта или регулировки механизма газораспределения определяется по результатам проверки его
технического состояния на автомобиле.
Проверка технического состояния механизма газораспределения заключается в оценке состояния его деталей по шумам и стукам, расходу сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры, и падению компрессии, по измерениям изменений разряжения во впускном трубопроводе, а также упругости клапанных пружин.
|
|
По шумам и стукам определяются растяжение и износ цепи и звездочек привода газораспределительного механизма (на двигателях ВАЗ-2106, УЗАМ-331 и -412), износ подшипников и опорных шеек распределительного вала, увеличенные зазоры в клапанном механизме вследствие нарушения регулировки или износа его деталей.
По расходу сжатого воздуха и падению компрессии уста навливают нарушение герметичности клапанов вследствие износа посадочных поверхностей их седел и головок (при наличии нормальных тепловых зазоров клапанов). Расход сжатого воздуха определяется с помощью прибора К-69М, как это было описано выше. Поскольку повышенный расход воздуха одновременно характеризует состояние как криво-шипно-шатунного механизма, так и механизма газораспределения, для уточнения конкретной причины повышенного расхода сжатого воздуха производится повторное измерение расхода после заливки в цилиндр небольшого (25...30 г) количества моторного масла, так же, как и при измерении ком прессии. Если при этом расход сжатого воздуха восстанавливается до требуемой величины, то детали клапанного механизма находятся в удовлетворительном состоянии, а если нет — то потребуется снять головку цилиндров для ремонта (притирки клапанов, замены изношенных деталей).
По результатам измерений определяется необходимость разборки и ремонта механизма газораспределения (снятия и ремонта или замены головки цилиндров, распределительного вала, деталей клапанного механизма).
Проверка упругости пружин клапанов производится как без снятия их с двигателя, так и после разборки клапанной механизма. Для контроля пружин непосредственно на двигателе необходимо снять клапанную крышку, установить поршень соответствующего цилиндра в ВМТ такта сжатия и с помощью прибора КИ-723 измерить усилие, необходимое для сжатия пружин. Если оно окажется меньше предельно допустимого, то производят замену пружин или под-кладывают под нижнюю опорную тарелку дополнительную шайбу.
Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов необходимы для обеспечения эффективной работы и долговечности двигателя. При увеличенном тепловом зазоре появляется частый металлический стук клапанов, хорошо прослушиваемый при малой частоте вращения на холостом ходу. При этом происходят усиленное изнашивание торцов стержней клапанов, наконечников стержней или регулировочных шайб, падение мощности двигателя, так как сокращается время нахождения клапанов в открытом положении и вследствие этого ухудшается наполнение горючей смесью и очистка цилиндров от отработавших газов. При малом зазоре или его отсутствии у выпускных клапанов появляются хлопки из глушителя, а у впускных — из карбюратора. При этой неисправности клапаны неплотно садятся в седлах, что приводит к снижению компрессии, уменьшению мощности двигателя и обгоранию головок клапанов.
Для предотвращения этих неисправностей нужно периодически проверять и своевременно регулировать тепловые зазоры, а при износах клапанов и седел притирать их к седлам или заменять. Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов производится на холодном двигателе при температуре 15...20°С. Величина тепловых зазоров клапанов на рассматриваем.ix двигателях составляет: на двигателе ВАЗ-2108 — 0,15...0,25 мм у впускных и 0,30...0,40 мм у выпускных; на двигателе МеМЗ — 0,15 мм у впускных и 0,30 мм у выпускных; на остальных двигателях 0,15 мм на всех
клапанах.
Регулировка зазоров клапанов двигателей ВАЗ-2105 и -2106 осуществляется в определенной последовательности: 1. Вывернуть свечи зажигания.
2. Снять крышку головки цилиндров, отвернув гайки ее крепления.
3. Проворачивая коленчатый вал специальным ключом за шестигранник храповика, установить поршень четвертого цилиндра в положение ВМТ в конце такта сжатия, совместив показанные стрелками на рис. 179 метки на звездочке распределительного вала и выступе корпуса подшипников.
4. Для регулировки зазора нужно ослабить контргайку