Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно. Однако, учреждения федеральной государственной службы занятости населения могут оказывать работодателям платные услуги, пречень и порядок предоставления которых определяются Правительством РФ.
Права органов службы занятости населения следующие:
-запрашивать у работодателей соответствующую информацию о предполагаемом высвобождении работников и данные о потребности в рабочей силе, о числе высвобожденных, принятых и уволенных;
-направлять работодателям, при наличии у них потребности в рабочей силе, граждан для трудоустройства;
-разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов самоуправления предложения об установлении квот приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите.
-заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с гражданами о работе в другой местности, выплачивать им за счет средств работодателя компенсации по переезду в другую местность для работы;
|
|
-направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
-оказывать материальную помощь семьям безработных;
-взыскивать с работодателей в бесспорном порядке страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним.
Обязанности органов службы занятости населения следующие:
-анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда;
-вести учет свободных рабочих мест и трудоустраиваемых граждан;
-информировать граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой;
-помогать гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;
-организовывать профподготовку, переобучение и повышение квалификации безработных граждан в учебных центрах органов занятости и других учебных заведениях;
-оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
-регистрировать безработных и оказывать им помощь;
-разрабатывать федеральные, территориальные (республиканские и региональные) программы занятости граждан;
-оплачивать стоимость профподготовки и переподготовки граждан, если их трудоустройство требует этого, и устанавливать им стипендии на время обучения и выплачивать их;
-назначать пособия по безработице и приостанавливать их выплату;
-устанавливать надбавки на иждивенцев к этим пособиям;
-подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих в России.
20. Условия и порядок признания граждан безработными.
|
|
Законом Российской Федерации «О занятости населения» определено, что безработные - это трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина безработным принима-ется органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости следующих документов:
· паспорта;
· трудовой книжки или документов, их заменяющих;
· документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию;
· справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;
· для впервые ищущих работу (ранее не работавших) или не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Безработными не могут быть признаны:
· граждане, не достигшие 16-летнего возраста;
· граждане, которым назначена пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет;
· граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера;
· граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
· граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы;
· граждане, не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
· граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
· граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Порядок регистрации безработных граждан определен Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 №458. Регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:
· первичная регистрация безработных граждан;
· регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
· регистрация граждан в качестве безработных;
· перерегистрация безработных граждан.
По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан.
1. Первичная регистрация безработных граждан
Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов. При первичной регистрации в регистрационных документах указываются: фамилия, имя и отчество обратившегося гражданина, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу. При этом безработным гражданам предоставляется информация:
|
|
· о состоянии рынка труда на соответствующей территории;
· о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы;
· о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;
· о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных;
· о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.
2. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы
Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы. Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей). Безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах. На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В личном деле производятся соответствующие записи о всех предложениях учреждений службы занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в учреждения службы занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями учреждений службы занятости.
|
|
3. Регистрация граждан в качестве безработных
Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения учреждений службы занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным.
4. Перерегистрация безработных граждан
Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные учреждениями службы занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц. Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать учреждения службы занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 768).
21. Правовой статус безработного.
Правовой статус безработного характеризуется целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого статуса составляют государственные гарантии социальной поддержки безработных.
В частности, государство гарантирует безработным:
· выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
· выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
· возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
· возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
При этом время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.
В то же время, как уже было сказано, статус безработного предполагает наличие у гражданина и определенных обязанностей.
Важнейшие из них:
· вовремя и в установленном порядке проходить перерегистрацию в органах службы занятости;
· вовремя являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу);
· по направлению органов службы занятости своевременно являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве.
Понятие подходящей работы. Одним из ключевых понятий законодательства в сфере занятости и трудоустройства является понятие подходящей работы. От наличия или отсутствия таковой зависит получение и сохранение гражданином статуса безработного, размер и сроки выплаты пособия по безработице и многое другое.
Подходящей считается работа, соответствующая:
профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. Понятно, что для инженера не будет подходящей работой должность бухгалтера, для слесаря-сантехника — работа каменщика, для токаря 6-го разряда — вакансия грузчика или вахтера;
условиям последнего места работы. Здесь прежде всего имеется ввиду условия оплаты труда;
состоянию здоровья работника. Естественно, не может считаться подходящей для гражданина работа, противопоказанная ему по состоянию здоровья.
транспортной доступности рабочего места. Большинство людей вряд ли сочтут для себя подходящей работу — даже если она устраивает их во всех других отношениях — если дорога на работу и с работы будет отнимать у них по нескольку часов в день. Законодательство также учитывает этот фактор при определении подходящей работы. Однако конкретные категории транспортной доступности рабочего места закон не называет — максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
При соответствии всем вышеназванным условиям работа будет признана подходящей. Причем вне зависимости от того, является ли данная работа постоянной или временной.
Для некоторых категорий безработных подходящей будет считаться и иная оплачиваемая работа, если только ее условия соответствуют требованиям трудового законодательства.
К таким категориям относятся граждане:
· впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
· не имеющие профессии (специальности);
· уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством;
· ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;
· стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
· направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
· некоторые другие категории граждан.
В любом случае не может считаться подходящей работа, если:
1. она связана с переменой места жительства;
2. ее условия не соответствуют требованиям трудового законодательства;
3. предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума или — если заработок гражданина на последнем месте работы превышал величину прожиточного минимума — ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.
Пособие по безработице. Пособие по безработице — наиболее распространенный вид государственной поддержки безработных граждан. Если другими видами социальной поддержки со стороны государства гражданин может воспользоваться лишь при наличии определенных условий, то на данный вид поддержки может рассчитывать практически каждый безработный. (Следует, правда, учитывать, что период, в течение которого выплачивается пособие, не безграничен.)
Решение о назначении подобия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размер пособия зависит от того, имел ли гражданин до признания его безработным оплачиваемую работу и от срока в течение которого он является безработным.
Гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение года, предшествовавшего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, пособие начисляется:
· в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
· в следующие четыре месяца — в размере 60%;
· в дальнейшем — в размере 45%.
Однако во всех случаях размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины.
Всем другим гражданам, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачивается в размере 20% величины прожиточного минимума.
Для некоторых категорий безработных предусмотрен повышенный размер пособия. К таким категориям относятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.
В то же время законодательство предусматривает и возможность уменьшения пособия по безработице. Так, например, размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случае неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости или отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).
Выплачивается пособие, как правило, два раза в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице, но только в размере 20% величины прожиточного минимума.
В некоторых случаях выплата пособия может быть приостановлена.
Основанием для этого могут послужить:
· отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
· явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;
· отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
· нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;
· некоторые другие случаи, предусмотренные законодательством.
Основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является признание гражданина занятым в соответствии с Законом о занятости.
Кроме того, выплата пособия по безработице прекращается одновременно со снятием гражданина с учета, в качестве безработного в случаях:
· прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
· длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
· переезда безработного в другую местность.
· в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством.
22. Юридические гарантии при приеме на работу.
Гарантии при заключении трудового договора определены ст. 64 ТК. В трудовом законодательстве установлены следующие гарантии гражданам при заключении трудового договора (приеме на работу):
1. Запрещается необоснованный отказ гражданам в заключении трудового договора. Необоснованным признается отказ в приеме на работу при наличии вакансии по любым мотивам, не связанным с деловыми качествами работника (по мотиву пола, расы, национальности, возраста, социального положения, места жительства, в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания и др.), кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Отказ в приеме на работу по мотивам, "связанным с деловыми качествами работника, не является необоснованным.
2. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. В законодательстве специально предусмотрено такое требование, поскольку подобные нарушения нередко встречаются при приеме на работу.
3. Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя. В этом случае предусмотрен срок запрета: в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
4. Работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме по требованию гражданина, которому было отказано в заключении трудового договора.
5. Законом установлен судебный порядок обжалования отказов в приеме на работу. Тем самым гражданам гарантируется судебная защита от необоснованных отказов в заключении трудового договора. Гражданин может обратиться с жалобой в органы Федеральной инспекции труда (ст. 356 ТК), в органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законности.
23. Трудовой договор: понятие, стороны содержание, сроки действия.
Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ).
Признаки трудового договора:
· его личный характер в силу того, что выполнение трудовой функции, определенной соглашением, возможно только лично работником, поскольку трудовой способностью может распорядиться ее обладатель;
· выполнение работы определенного рода, а не индивидуально-конкретного задания;
· подчинение работника в процессе выполнения трудовой функции правилам внутреннего распорядка, дисциплине труда;
· оплата труда по заранее установленным нормам, но не ниже гарантированного минимума, установленного на федеральном уровне.
Стороны трудового договора – работник и работодатель. Работник – это физическое лицо, достигшее по общему правилу возраста 16 лет и вступившее в трудовые отношения с работодателем, а работодатель – физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
В содержание трудового договора включаются обязательные и факультативные условия, а также и условия, которые не могут устанавливаться по соглашению сторон.
Обязательными признаются условия:
· место работы;
· дата и начало работы;
· работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы или конкретная трудовая функция;
· компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
· условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами;
· условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
· режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
· условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
· другие предусмотренные законом условия.
Названные условия обязательно должны быть оговорены в письменной форме трудового договора с работником.
Изменение условий трудового договора может произойти только по соглашению сторон в письменной форме.
Условия, которые не могут устанавливаться по соглашению сторон:
1. условия, касающиеся оснований увольнения, поскольку увольнение может быть произведено только на основании норм, закрепленных ТК РФ;
2. установление не предусмотренных законом дисциплинарных взысканий;
3. введение для работников дополнительных условий полной материальной ответственности, за исключением случаев, определенных ТК РФ;
4. изменение порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
24. Содержание, форма и порядок заключения трудового договора.
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. В предусмотренных ТК РФ случаях возраст принятия на работу снижается:
1. до 15 лет – при получении основного общего образования либо оставления в соответствии с ФЗ общеобразовательного учреждения;
2. до 14 лет – с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения;
3. заключение трудового договора с не достигшими 14 лет – с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) или органа опеки и попечительства в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предъявить работодателю:
· паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
· трудовую книжку (кроме случаев, когда договор заключается впервые или работник поступает на работу по совместительству);
· страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
· документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу (военные билеты, удостоверения граждан, подлежащих призыву);
· при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, – документ об образовании (диплом, свидетельство, сертификат).
Трудовой договор должен заключаться в письменной форме в двух экземплярах и храниться у каждой из сторон. Он служит основанием для издания приказа (распоряжения) о приеме на работу. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения).
Работодатель при заключении трудового договора обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к его трудовой функции, коллективным договором.
В некоторых случаях при приеме на работу граждане должны пройти обязательный медицинский осмотр.
Испытательный срок, устанавливаемый при приеме на работу для проверки соответствия работника поручаемой работе, по общему правилу не может превышать трех, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств – шести месяцев.
При приеме на сезонные работы испытание не может превышать двух недель, а продолжительность срока испытания для государственных служащих – от трех до шести месяцев.
По результатам испытания работник может быть уволен.
В трудовом договоре указываются (ст. 57 ТК):
фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;
сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;
идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
место и дата заключения трудового договора.
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;
дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);