Своеобразие художественного метода А. Платонова (на материале любых произведений на выбор). Основные темы, проблемы, образы

Андрей Платонов в своём осмыслении новой эпохи сумел перейти от принятия коммунистических идей к их отрицанию. Платонов верил в революционное переустройство мира, этим он не отличался от своих современников. Верил, что наконец-то удастся победить эгоизм, создать общество «высшего гуманизма». Но уже в первых своих произведениях Платонов проявил себя художником, умеющим видеть мир неоднозначно, понимающим сложность души человека. Тоска по человечности в рассказах Платонова неотделима от внимания к отдельному человеку. Следовал традиции Гоголя и Достоевского.

У Платонова была тяжёлая жизнь: исключили из партии, травили, арестовали сына, который потом скончался от тюремного туберкулёза.

Особенности его творчества: необычные герои, неожиданный оборванный финал, невозможность изложить произведение ни на основе логики событий, ни на основе логики героев; плотность повествования, универсальность обобщения на уровне 1 фразы в тексте, колоссальная свобода и стихия русского языка. Один из лучших представителей русской религиозной философии. Необычная философская насыщенность: в форме обычных рассказов и повестей Платонов обозначает серьезные онтологические и экзистенциальные проблемы.

Рассказы Платонова 20-30х: Песчаная учительница, На заре туманной юности, Фро и др. В них светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира. Все его герои – молодые честные люди деятельные народные характеры, возникшие из глубин русской жизни. Они полны горячих надежд. Они еще и подвижники, порою превозмогая жалость к себе, они вкладывают свою жизнь и судьбу в общее дело.

«Фро».Молодая женщина Фрося в ожидании личного счастья. наслаждения. Она преданно любит мужа. От своих тяжёлых переживаний пытается отвлечься трудом. Муж Фёдор уезжает, она говорит ему, что умрёт, если он её разлюбит. «Они хотели быть счастливыми немедленно, теперь же, раньше, чем их будущий усердный труд даст результат для личного и всеобщего счастья». «Фрося хотела, чтобы у неё народились дети, она будет их воспитывать, они вырастут и доделают дело своего отца, дело коммунизма и науки». так Платонов как бы уравновешивает необходимость личного и всеобщего счастья.

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» (41г) – увлечённость Платонова и его героев мощной техникой. Рассказ «Возвращение» (46г) – осмысление послевоенной жизни. Война как глобальная попытка уничтожения милосердия, надежд на силу добра и человечности. Мальчик Петруша. Нет изображения войны. Главные герои: Алексей Алексеевич Иванов и его жена Любовь Васильевна. Сюжет – отец возвращается с войны. Откровенность жены (рассказы о тяжёлой жизни, о переживаниях, об одиночестве, о Семёне Евсеиче) затронули его самолюбие. Он уходит из дома, от детей к новой, как ему кажется, беззаботной жизни. Сын Петруша и дочь Настя сотворили переворот в душе отца

Проблема жизни и смерти – одна из центральных. Осознание связи живых и мёртвых, людей и животных, человечества и природы. Его сюжеты – правда жизни, правда о человеке. Показал, как непрост путь человека к самому себе. Точность психологических деталей, повороты мысли и чувства. Платонов прошёл через увлечение технократизмом и социальным утопизмом и пришел к идее цельного знания. Платонов – сторонник науки, прогресса, но в сочетании с природной интуицией и духовностью.

К концу 1920-х гг. – 3 сборника прозы. «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера». Появляются сатирические рассказы, и свободу ограничили. Обвиняли в идейных грехах, повесили ярлык кулака.Для Платонова было важно печататься, и он пытался перестроиться.

В 1930-е гг. выступает как критик, рецензент, журналист. Много рассказов о самоотверженных людях («На заре туманной юности»), о личностях. Новая лирическая проза о любви, о мире детства («Река Потудань», «Июньская гроза»). Мало издается. Единственный сборник – 1937, «Река Потудань». Мог писать только критику.

В годы войны был корреспондентом, писал очерки и рассказы о героизме людей. После войны – один из лучших рассказов, «Семья Иванова». Рассказ подвергается жестокой критике. Ермилов «Клеветнический рассказ Платонова». После этой статьи Платонова практически не печатают.

В 1940-50-е гг. выступает как сказочник («Волшебное кольцо»).

На этом этапе (прижизненном) очень мало дошло до читателя.

Второй этап – в 1958 г. (Платонов умер в 1951) появляется маленькая книжка рассказов, которая вызвала огромный интерес. Начинает довольно часто издаваться. Наибольшее количество посмертных публикаций.

Платоновский бум – 1960-е гг. Второе рождение писателя. Продолжается и в 1970-80-е гг. Выходит 3-томное собрание сочинение. Платонов снова пришел к читателю деформированным. «Котлован», «Чевенгур», «Ювенильное море» еще не изданы. 1986 – третье рождение. Опубликованы самые крупные романы.Два этапа – прижизненный и 1970-80-е гг. Особая эмоциональность прозы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: