История создания романа

В 1925 году, после выхода "Донских рассказов", Шолохова волнует замысел большого романа из жизни казачества, его роль в революции.

Было написано около четырех листов романа, который получил название "Донщина". Чтобы ввести читателя в дореволюционную жизнь казаков, Шолохов решил начать действие с 1912 года. Изменение замысла привело писателя к работе над более широким романом-эпопеей "Тихий Дон", начатым в 1926 году и охватившим события десяти лет исторического развития- с 1912 по 1922 годы. Работа над романом заняла 15 лет. Он вышел в окончательном варианте в 1940 году.

Новизна романа "Тихий Дон", сразу по выходе вызвавшем широкую дискуссию, состояла в масштабности и глубине показа судьбы казачества, жизнь которого оказалась взломанной и перепаханной необратимыми революционными переворотами.

Споры в критике об авторстве "Тихого Дона".

Уже с самого начала публикации романа "Тихий Дон" (1928 год) шолоховское авторство подвергалось сомнению. Критика не была уверена в том, что молодой человек с начальным образованием и небольшим жизненным опытом мог написать такую глубокую, такую психологически правдивую книгу. Высказывались предположения, что писатель украл рукопись у белого офицера, называлось также имя Голоушева, врача, искусствоведа, друга писателя Л. Андреева, опубликовавшего очерк "Тихий Дон" в 1917 году в журнале "Народный вестник".

Точка в этом на десятилетия затянувшемся споре была поставлена в 2000 году, когда были найдены рукописи двух первых книг "Тихого Дона", которые хранятся в ИМЛИ им. А.М. Горького, РАН и в музее Шолохова в Вешенской.

Окончательное решение этой литературной проблемы ХХ века было начато публикацией книги Ф. Кузнецова "Шолохов и Анти-Шолохов" (в журнале "Наш современник" № 5-7 за 2000 г. и 2-5 за 2001 г.)

3. Жанр и композиция "Тихого Дона".

Жанровую природу "Тихого Дона" критика определяет как эпопею. Эпопею В.Г. Белинский называл высшим, наиболее величественным жанром эпического рода, предполагающим постановку кардинальных проблем, которые затрагивают интересы всей нации в переломный период ее исторического развития.

Центр шолоховской эпопеи хутор Татарский. В ранней критике это дало повод обвинить писателя в узости трактовки темы народа и объявить "Тихий Дон" областнический романом. Между тем, исследуя конкретную среду - казачество, его путь в революцию, Шолохов сумел отразить в конкретном общее. На примере судеб отдельных семей (Мелеховых, Астаховых, Коршуновых) Шолохов сумел обнажить корни многих трагических явлений, которыми изобилует жизнь хутора.

Своеобразие "Тихого Дона" как романа- эпопеи заключается в том, что он, охватывая необычайно широкий круг лиц и событий, включает и законченную историю отдельных семей, которые входят закономерно в мощную картину мира революции и гражданской войны.

Критика отмечает схожесть структурной особенности "Тихого Дона" с "Войной и миром": как и у Толстого, картины мира перемежаются у Шолохова картинами военных действий. В отличие от "Войны и мира", где история семей Ростовых-Болконских является одним из важнейших элементов всей художественной структуры, в "Тихом Доне" самостоятельное значение приобретает история жизни Григория Мелехова. Если в "Войне и мире" Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова- равноправные герои, то в "Тихом Доне" Григорий Мелехов является центральным героем, который соединяет воедино и историческое судьбы, им исторические события, и судьбы семей.

В композиции романа можно выделить два начала: внешнее движение и внутреннее, связанное с процессами разламывающегося социального уклада жизни. Среда казачья (хутор) предстает, на первый взгляд, как единое целое, неделимое. Но, как показано Шолоховым, внутри этой обособленной среды, "в каждом дворе, под крышей каждого куреня коловертью кружилась своя, обособленная от остальных, полнокровная, горько-сладкая жизнь".Картины народного быта приобретают существенное композиционное значение в эпическом повествовании как прием эпической ретардации (замедленности), как олицетворение состояния покоя, предшествующего социальному взрыву.1

Большое внимание уделяется семье Мелеховых, ее бытописанию. Здесь преобладают мотивы разрушения привычного жизненного уклада, распада семьи. Запустение не только во дворе Мелеховых, но и во всем хуторе, который обезлюдел. Семья Мелеховых лишилась почти всех. Убиты на фронте соседи Мелеховых Христоня и Аникушка. Григорий в 7-й части выписан тщательно, со всеми блужданиями и колебаниями.

4. Трагическая судьба Григория Мелехова в эпопее "Тихий Дон".

Споры, которые идут в нашей критике вокруг романа уже более пятидесяти лет, связаны с образом трагического героя Мелехова. Это свидетельствует о сложности характера, созданного писателем. В осмыслении судьбы Мелехова критика была очень противоречива, и это связано прежде всего с тем, что не учитывалось своеобразие романа, где идея правды воплощена в образе целиком народного героя Григория Мелехова. В истории Мелехова писатель выразил искания народа в революции.

Сложнейший образ Г. Мелехова многие критики пытались упростить, подогнать по заранее придуманную схему. Для понимания своеобразия характера Мелехова важное значение имеет социальная среда. Это прежде всего семья Мелеховых, его дед Прокофий, это казаки хутора Татарского, это Вешенский округ, это Дон. Рассматривая образ Мелехова лишь как выражение сущности определенной социальной среды (среднего казачества), критики ошибочно полагали, будто каждый поступок, каждое действие Григория обусловлены лишь социальным содержанием. Критика не принимала во внимание социального и индивидуального в герое.

Григорий постоянно будет сомневаться, той ли, которой надо, идет он дорогой. Попытка Григория отойти от борьбы, найти какой-то промежуточный, третий путь, вернуться к земле, работать над ней, оборачивается для него новым испытанием. Он примет участие в пленении отряда Подтелкова и его расстреле.

Поняв бессмысленность борьбы, он не может больше оставаться в белогвардейском лагере и самовольно покинет полк. Вместе с казаками, бросившими фронт, он ждет на хуторе красных. Он в этот период жизни бьется над вопросом "Кто прав?", правильно или неправильно он поступил, оставшись в хуторе. Он тяжело будет переживать, когда в хутор войдут красные. Ему тяжело видеть угодничество своих родных. Его настороженность к красным пройдет, когда он убедится в их справедливости. На сходе казаков Григорий голосует за Советскую власть. Но сомнения и колебания его не покидают

Трагедия Мелехова – трагедия целостной человеческой личности в трагически разорванном времени. Он не сможет примкнуть окончательно ни к одному из лагерей, ибо не принимает частичной правды. Нравственная бескомпромиссность героя ничего общего не имеет с политическими шатаниями.

Образ черного солнца, который венчает судьбу Мелехова, - это символ трагического несогласия и неблагополучия в мире. В литературе ХХ века Мелехов стоит в одном ряду с величайшими художественными образами праведников, правдоискателей и борцов за справедливость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: