Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество» авторов Т.С. Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной

В названии программы заключена ее направленность. Через восприятие красоты окружающего мира, ребенок, испытывая положительные эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Все это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы через свое творчество. Таким образом, основная цель данной программы: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности.

Содержание программы реализуется в следующих разделах:

  • Искусство в жизни ребенка.
  • Эстетическая развивающая среда.
  • Красота природы.
  • Знакомство с архитектурой.
  • Литература.
  • Изобразительная деятельность.
  • Музыкальная деятельность.
  • Досуг и творчество.
  • Творчество.

Эти разделы разбиты на части, соответственно каждому году жизни ребенка.

Авторы подчеркивают свои основные принципы такие как «принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, принцип индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста» (с.4).

В разделе «Музыкальная деятельность» выписаны задачи музыкального образования и воспитания детей, которые включают:

  • развитие музыкального восприятия; формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса; приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, формирование чувства ритма, гармонии).
  • воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять ее;
  • развитие интереса и любви к музыке своего народа и к национальной музыке с целью ознакомления с духовной культурой других народов;
  • приобщение ребенка к народной, классической и современной песне, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;
  • формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге

В конце каждого раздела предлагается информация об ожидаемых результатах, в процессе обучения по данной программе.

К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок:

  • эмоционально реагирует на музыку, испытывая при этом радость;
  • внимательно слушает ее;
  • может определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы;
  • слышит в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; узнает ее характерные образы;
  • определяет, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется;
  • может выразить свои впечатления от музыки в движении или рисунке;
  • занимается с огромным желанием музыкальными движениями, ритмично двигается согласно характеру музыки, активно участвует в выполнении творческих заданий;
  • поет с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально;
  • способен воспроизвести и чисто спеть общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;
  • держит правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулирует; умеет правильно распределять дыхание;
  • овладевает различными способами игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах: будет уметь играть в ударном оркестре, воспроизводить общий характер музыкального произведения, его тембровые и динамические окраски, а также ритм.

Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, 1999 года ориентирована на возраст детей от трех до семи лет.

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:

  1. музыка выражает настроение, чувства, характер людей;
  2. песня, танец, марш;
  3. музыка рассказывает о животных и птицах;
  4. природа и музыка;
  5. сказка в музыке;
  6. музыкальные инструменты и игрушки

Основной принцип построения программы — тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются каждый год на новом материале). Реализация этого принципа позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью, систематизировать полученные знания, способствует поддержанию интереса к музыке.

Первая тема — «Настроения, чувства в музыке» является ведущей, стержневой, сквозной темой программы, важной для понимания детьми сущности музыкального искусства, выражающего определенное эмоциональное содержание. Она включает в себя произведения, в которых чувства, переданные в музыке, отражены в названиях пьес («Порыв» Р. Шумана, «Слеза» М. Мусоргского, «Шутка» И.-С. Баха, «Раскаяние» С. Прокофьева и пр.), а также непрограммную музыку, в которой дети различают настроения и их смену. Слушая произведения с одинаковыми названиями («Мелодия» К. Глюка, «Мелодия» П. Чайковского, «Цыганская мелодия» А. Дворжака), дети учатся различать оттенки настроений (например, сравнивая «Шутку» И.-С. Баха, «Юмореску» и «Скерцо» П. Чайковского и «Юмореску» Р, Щедрина, они различают разные оттенки шутливого настроения (добродушную шутку, насмешливую или злую). Содержание темы побуждает детей к сопереживанию, оценочному отношению. В младшем возрасте применяются произведения, доступные детям по эмоционально-образному содержанию (веселые, шутливые и спокойные, нежные, светлые и т.д.). Постепенно расширяются представления детей о чувствах, выраженных в музыке (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и т.д.), становится богаче «словарь эмоций».

Вторая тема — «Песня, танец, марш» — основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б. Кабалевского. В дошкольном возрасте дети накапливают опыт представлений о первичных жанрах на репертуаре классической н народной музыки, опыт музыкальной деятельности, который постепенно расширяется в детском саду и школе,

Третья тема — «Музыка о животных и птицах» дает представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Контрастные сопоставления пьес с различными и одинаковыми названиями позволяют развивать образную речь детей, проявлять творчество (передавать в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты персонажей, инсценировать пьесы, изображать их в рисунках и т.д.).

Четвертая тема — «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. Дети учатся различать выразительные средства музыки и других искусств (поэзии, живописи, танца), созвучно музыке передавать образы природы в рисунках, движениях, оркестровке. У детей развиваются эстетические чувства, образная речь (в процессе использования эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные средствами разных видов искусств).

Пятая тема «Сказка в музыке» — представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, пантомиме, рисунках. Она позволяет развивать представления о связи речевых и музыкальных интонаций, творческое воображение.

Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов (тамбурина, гармоники, музыкальной табакерки, колокольчиков, колоколов, шарманки и т.д.), а также с музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра. Дети осознают выразительные возможности их тембровых красок, передающих различные оттенки настроений.

Последняя тема программы позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме, что обусловливает другой принцип — концентрический, или принцип цикличности (повторяемость тем). Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития, что побуждает к обобщениям, фиксации оценок, запоминанию полюбившихся произведений, известных понятий, закреплению сформированных в различных видах музыкальной и художественной деятельности умений и навыков, способствует творческому их использованию.

Один из основных принципов программы «Музыкальные шедевры» — контрастное сопоставление репертуара. В каждой теме представлены пьесы с одинаковыми или близкими названиями. Например, «Кукушка» А. Аренского — печальная, грустная, «Кукушка в чаще леса» К. Сен-Санса — таинственно-удивленная; песня Д. Кабалевского о кукушке «Артистка» — смешная, веселая; «Кукушка» М, Красева — лиричная, светлая. Подобным образом сравниваются «Дождик, дождик», «Окликание дождя» А. Лядова, «Дождь и радуга» С. Прокофьева, «Дождик» Г. Свиридова, «Грустный дождик» Д. Кабалевского, «Облака плывут» С. Майкапара, «Гроза» Л.Бетховена (фрагмент из VI симфонии) или «Баба Яга» П.Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, «Баба Яга» А. Лядова. В теме «Танец» можно сравнить два или несколько одинаковых танцев (программа содержит 10 менуэтов, 8 гавотов, более 20 вальсов и т.д.). Аналогично подобран и систематизирован репертуар программы по всем шести тематическим блокам (более 500 произведений, ноты, аудиозаписи, конспекты занятий). В каждой теме имеется большой выбор произведений для сравнений, позволяющий учитывать возраст и музыкальное развитие детей. Такие сопоставления рождают проблемную познавательно-оценочную ситуацию уже на предкоммуникативной стадии восприятия, заинтересовывают детей, заостряют их внимание, позволяют лучше осознать услышанное, изучить семантику музыкального языка.

Принцип адаптивности программы предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка (подгрупп детей). Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы с учетом опыта восприятия, возможностей усвоения произведений детьми, времени, необходимого для музыкального и общего развития ребенка. Кроме того, принцип адаптивности крайне важен в связи с особенностями выбора методов и приемов обучения в разных возрастных группах (в случае применения одного и того же репертуара), а также форм организации музыкальной деятельности детей.

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, которое позволяет выявить отношения детей к услышанному, проявить свою позицию, побуждает к творческой эстетической активности в следующих формах;

— музыкально-ритмические движения, ритмопластика;

— дирижирование, подпевание, пение, певческие импровизации;

оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах;

— рисование, восприятие произведений изобразительного искусства;

— чтение стихотворений, сочинение сказок, игр-драматизаций, детских опер на сказочные народные сюжеты с использованием фольклора и песенных импровизаций;

— постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (с ведущей ролью музыки) спектаклей-игр на музыку классических детских балетов с включением импровизаций детей, кукольного музыкального театра.

Ассоциирование посредством слуховых, зрительных, двигательных, тактильных ощущений позволяет установить более глубокие внутренние взаимосвязи, способствующие постижению выразительности языка музыки и других искусств. Реализация данного принципа возможна уже в раннем возрасте. Соотнося данные слухового, коммуникативного, речевого, двигательного опыта, ребенок глубже постигает выразительность всех видов искусства. На ступени дошкольного детства важно накапливать опыт восприятия и проявления эмоционально-оценочного отношения к шедеврам мировой культуры, развивать с дошкольного возра­ста чувство красоты.

Постигая язык одного искусства — музыки, ребенок параллельно осваивает выразительный смысл других художественных произведений. При этом, что весьма существенно, язык других искусств (живописи, пантомимы, ритмопластики, художественного слова) постигается в сравнении с музыкой на основании эмоций, переживаний, чувственного образа. В результате у детей формируется неравнодушное, эмоционально-оценочное отношение к различным художественным образам.

В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

По данным темам автором собраны и систематизированы ярчайшие образцы музыкальной классики «шедевры», потому и программа получила свое название «Музыкальные шедевры». О. Радынова рассматривает и формы организации музыкальной деятельности детей, поскольку процесс слушания (восприятия музыки) может использоваться в тематических занятиях, театральных постановках или, например, концертах. Выписаны автором и критерии оценки уровня «сформированности музыкальной культуры детей» [17, 23]. Нам видится, вполне вероятным адаптировать данную программу и для раннего возраста. Основным положительным качеством данной программы, несомненно, является большое количество изучаемых произведений. Сама автор говорит о более 350 образцов!

 

Программа «Оберег» Е. Г. Борониной 2003 года предназначена для комплексного изучения фольклора в дошкольном учреждении с учетом ознакомления с музыкальным народным творчеством, поскольку изучение музыкального фольклора в единой системе не планируется вообще. Содержание программы рассматривается в двух разделах: народоведение и музыкальный фольклор. Раздел «Народоведение» содержит три темы: народный календарь, обычаи и обряды; быт и уклад жизни; жанры литературного фольклора. Раздел «Музыкальный фольклор» отражает различные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах, народный театр.

Содержание программы реализуется в трех подпрограммах:

 Гуленьки (от 2 до 3 лет) – введение в мир фольклора, где основными видами деятельности являются слушание-восприятие, игры (музыкальные и словесные) и пение (подпевание взрослым).

 Теремок (от 3 до 5 лет) – знакомство с основами народной культуры: изучение народного календаря. Практический материал программы имеет четыре раздела в соответствии с календарем и имеет четыре раздела – по каждому времени года. Изучаются также: тема дома и домашнего уюта, народный костюм, элементарные игровые хороводы и пляски, игра на детских музыкальных инструментах.

 Беседушка (от 5 до 7 лет) содержит обширный этнографический и музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение фольклорных традиций. Серьезное внимание уделяется детскому пению и овладению умения импровизации на народных музыкальных инструментах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: