1. Завязка (началособытий).
2. Развитиедействия.
3. Кульминация (моментнаивысшегонапряжениявразвитиидействия).
4. Развязка (итогсобытий).
Композициятекста-рассуждения
1. Тезис (мысль, требующаядоказательстваилиопровержения).
2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры).
3. Вывод.
1. Начнитес:
ü замысла, которыйфотографвоплотил (каковаегоцель: зачемонсделалэтотснимок?);
ü поискасмысловогоцентрафотоснимка;
ü описаниятого, кто (иличто) изображен;
2. Используйтесуществительные (синонимы), числительныеислова, называющиеколичество (группа, класс, семья, команда).
3. Неговоритетого, чегонетнафотографии.
4. Приподготовкезапишитевстолбикключевыеслова, которыелягутвосновуВашегомонологическоговысказывания, например:
экскурсиявпрошлое,
интереснаяистория,
фотографиянапамять,
смысловойцентр,
переднийизаднийплан,
цветовойряд (краски, оттенки, настроение),
персонажиипредметныйряд,
яркоевпечатление, сохранённоенаснимке.
5. Обратитевнимание, какизображеныпредметы:
ü опишитефон, позы, цветовыеэффекты;
ü ответьтенавопросы, гдеикогдасделанснимок (внутрипомещениясделанкадр (какого?) илинасвежемвоздухе),
ü укажите, еслиэтовозможно, время, зафиксированноенафотографии.
6. Расскажите, чтопроисходитнафотографии, неизбегайтеглаголов:
ü еслинаснимкезаснятчеловек, торасскажитеоегодействиях (стоит,лежит, бежит, смотрит (начто? куда?), плачетилисмеётся, восторгаетсяит.п.)
ü опишитенаправлениевзгляда (вкамеру, вверх, вниз, всторонуит.д.)
ü еслинаснимкезаснятонесколькочеловек, тоназовитетого, кто, наВашвзгляд, выделяется (чем?); расскажите, чемзанятыостальные.
7. Укажите, каковатемафотографии (чемупосвященафотография?).
8. Дайтеоценкуфотокадру, используяименаприлагательные.
9. Проверьте, навселивопросы, которыевампредложенывкарточке, выответили.
10. Завершитесвоемонологическоевысказываниеописаниемнастроения, котороевызвалафотография.
Речевыеклише
Вступление
Фотография–этозапечатлённыйнабумагеяркиймоментжизни. Переднамиодинизтакихмоментов, отраженныйнафотоснимке, которыйсделан… (где?) | Человекнаучилсязапечатлеватьспомощьюфотоаппаратаинтересныемоментыжизни. Инаданнойфотографиимывидим… |
Фотография–этожанроваязарисовка, передающаяодиниз…(ярких // праздничных // обыденных // повседневных) моментовжизни. Посмотритенаэтотфотоснимок. Нанеммывидим… | Передомнойфотография, накоторойзапечатлены… |
Основнаячасть
ü глаголыдляизображениясфотографированныхлюдей: увидеть, изобразить, какбыподсмотреть, представить, наблюдать, позировать…
ü глаголы, позволяющиеописатьинтерьер: помещается, находится, располагается, бросаетсявглаза, нельзянезаметить, занимаетмногопространства…
ü прилагательныедляописаниялицачеловека, запечатлённогонаснимке: открытое,взволнованное, доброжелательное, красивое…
ü прилагательныедляописанияодеждылюдей: яркая, праздничная, летняя, неброская, будничная…
ü прилагательныеипричастия, характеризующиефотографию: большая, маленькая,выполненнаяпрофессиональнымфотографом, любительская, снимокчёткий, фотографиястарая, свежая, любимая, памятная, детская…
Глядянафотографию, ямысленнопереношусь… | Глядянафотографию, можнопредположить, что… |
Вцентрефотографии– (кто? что?). Этопозволяетзрителюокунутьсяватмосферу (чего?) | Фотографвоплотилсвоюглавнуюзадачу–привлеквниманиезрителяк (чему?), построивкомпозициюснимкатак, чтосмысловойизрительныйцентрыфотографиисовпали. |
Этотснимокбылсделанвтотмомент, когда… | Фотокадр, яркийснимок… |
Смысловойцентррасположенсправойстороны. Онпозволяетнампонятьзамыселфотографа. | Смысловойцентр–этозрительныйцентр, которыйсразужепривлёкнашевнимание. |
Вниманиезрителяприкованок… (кому? чему?) | Фотографвыделил (кого? что?) (чем: цветом? композиционно?..) |
Напереднем (заднем) планефотографии… | Наданнойфотографиимывидим (что?) |
Кадрсделанслевой (правой) стороны… | Налевой (правой) сторонекадра |
Вглубинефотографии (фотоснимка)… | Нафотографииизображено… |
Вверхнем (нижнем) левом (правом) углуснимкаизображено… | Цветовойрядкаккомпозиционныйэлемент: краски, оттенки… |
Чувства, вызванныефотографией… | Увлекательноепутешествиевмирфотографии… |
Зафиксированныенафотографииэмоции… |
Заключение
Фотографсумелсохранитьнасвоёмснимкепрекрасноемгновение(какое?), передавнастроение (Какое?Чьё?) инаполнивимнас, зрителей. | Фотоизображениенеможетоставитьзрителяравнодушным: онозахватываетегоправдойжизни, неповторимостьюзапечатлённыхмгновенийизаставляетегопочувствовать //понять… |
Уделфотографа - прекрасныемгновения, Затворомотсечённыеотвремениреки… Судьбафотографа - отбросиввсесомнения, Стечениембежать, играя, наперегонки. СергейДудник | Изучивфотоснимок, мыпонимаем, чтополучилиположительныеэмоцииотэтойфотографии, потомучтофотографсмогпередатьвсюгаммучувств… |
Фотографсмотритвобъектив, Вединыйкадрмирвместив. Моментисториидлянас Онвкадресохранитсейчас. ПовещенкоО. | Фотоснимок, накоторомизображена … (что?), заставитинас, зрителей, насладитьсякрасотой (чего?) инеобычностью (чего?). |
Наплёнкечувствительнойследостаётся Отвспышкимгновеннойияркой. Фотограф–волшебник– Емуудаетсясберечьбезединойпомарки Лишьмиг, чтоничтожнодлявечностимал, Короткоежизнимгновенье. Вокнообъективасекундупоймав, Еёсделатьчудотвореньем. ВладимирЛуговской. | Завершаясвоёописание, хочусказать: эмоции, которыезапечатленыфотографомнаснимке, настолькояркие, чтофотокадрникогонеоставляетравнодушным. |
«Фотография–этоискусствозастывшеговремени…возможностьхранитьэмоцииичувствавнутрикадра», - сказалМешакОтиено, кенийскийфотограф. Ифотография, окотороймытолькочтоговорили, хранитэмоцииавтора, наполняянастакимижечувствами. | Передомнойфотография, которая, каксказалИрвингПенн, знаменитыйамериканскийфотографXXвека, «сообщаетофакте, касаетсясердцаиоставляетзрителяизменившимсячеловекомпослетого, чтоонувидел». |
1. Приподготовкекэтомувариантумонологическоговысказываниязадайтесебевопросы:
ü Каковатемамонологическоговысказывания?
ü Окакомсобытииизсвоейжизнибудетерассказывать?
ü Чтослучилось?Когдапроизошло? Где? Ктоегоучастники?
ü Каксобытиеготовилось? Чтобылоссамогоначала? Чтопроисходилопотом?
ü Какоймоментбылкульминационнымвразвитиисобытий?
ü Чемзакончиласьэтаистория (путешествие, мероприятиеит.п.)?
2. Сформулируйтеосновнуюмысльсвоегомонологическоговысказывания (зачем?).
3. Подумайте, счегоможноначатьрассказ (вступление).
4. Определите, очёмбудетеговоритьвосновнойчасти (где, когда, какразвивалосьдействиеикакоесобытиебылосамымнапряжённым?Чемвсёзавершилось?)
5. Подумайте, какможнозакончитьрассказ (концовка).
6. Присоставлениирассказапредставьте, чтовырисуетемультфильм. Подумайте, вкакомпорядкесобытиябудутсменятьдругдруга. Используятакойприём,каксловесноерисование, подумайте, сколькокадровувасбудетичемэтикадрыбудутзаполнены.
Чтобылегчебылорассказывать, можнонарисоватькадры-квадраты, заполнивихключевымисловамиилисловосочетаниями.Расскажитеотом, чтовидели, участникомилизрителемчегобыли, чтозапомнилось, чтоделаливы.
Например, рассказопоездкенаморе (последовательностьсобытий):