Композициятекста-повествования

1. Завязка (началособытий).

2. Развитиедействия.

3. Кульминация (моментнаивысшегонапряжениявразвитиидействия).

4. Развязка (итогсобытий).

Композициятекста-рассуждения

1. Тезис (мысль, требующаядоказательстваилиопровержения).

2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры).

3. Вывод.

1. Начнитес:

ü замысла, которыйфотографвоплотил (каковаегоцель: зачемонсделалэтотснимок?);

ü поискасмысловогоцентрафотоснимка;

ü описаниятого, кто (иличто) изображен;

2. Используйтесуществительные (синонимы), числительныеислова, называющиеколичество (группа, класс, семья, команда).

3. Неговоритетого, чегонетнафотографии.

4. Приподготовкезапишитевстолбикключевыеслова, которыелягутвосновуВашегомонологическоговысказывания, например:

экскурсиявпрошлое,

интереснаяистория,

фотографиянапамять,

смысловойцентр,

переднийизаднийплан,

цветовойряд (краски, оттенки, настроение),

персонажиипредметныйряд,

яркоевпечатление, сохранённоенаснимке.

5. Обратитевнимание, какизображеныпредметы:

ü опишитефон, позы, цветовыеэффекты;

ü ответьтенавопросы, гдеикогдасделанснимок (внутрипомещениясделанкадр (какого?) илинасвежемвоздухе),

ü укажите, еслиэтовозможно, время, зафиксированноенафотографии.

6. Расскажите, чтопроисходитнафотографии, неизбегайтеглаголов:

ü еслинаснимкезаснятчеловек, торасскажитеоегодействиях (стоит,лежит, бежит, смотрит (начто? куда?), плачетилисмеётся, восторгаетсяит.п.)

ü опишитенаправлениевзгляда (вкамеру, вверх, вниз, всторонуит.д.)

ü еслинаснимкезаснятонесколькочеловек, тоназовитетого, кто, наВашвзгляд, выделяется (чем?); расскажите, чемзанятыостальные.

7. Укажите, каковатемафотографии (чемупосвященафотография?).

8. Дайтеоценкуфотокадру, используяименаприлагательные.

9. Проверьте, навселивопросы, которыевампредложенывкарточке, выответили.

10. Завершитесвоемонологическоевысказываниеописаниемнастроения, котороевызвалафотография.

Речевыеклише

Вступление

Фотография–этозапечатлённыйнабумагеяркиймоментжизни. Переднамиодинизтакихмоментов, отраженныйнафотоснимке, которыйсделан… (где?) Человекнаучилсязапечатлеватьспомощьюфотоаппаратаинтересныемоментыжизни. Инаданнойфотографиимывидим…
Фотография–этожанроваязарисовка, передающаяодиниз…(ярких // праздничных // обыденных // повседневных) моментовжизни. Посмотритенаэтотфотоснимок. Нанеммывидим… Передомнойфотография, накоторойзапечатлены…

Основнаячасть

ü глаголыдляизображениясфотографированныхлюдей: увидеть, изобразить, какбыподсмотреть, представить, наблюдать, позировать…

ü глаголы, позволяющиеописатьинтерьер: помещается, находится, располагается, бросаетсявглаза, нельзянезаметить, занимаетмногопространства…

ü прилагательныедляописаниялицачеловека, запечатлённогонаснимке: открытое,взволнованное, доброжелательное, красивое…

ü прилагательныедляописанияодеждылюдей: яркая, праздничная, летняя, неброская, будничная…

ü прилагательныеипричастия, характеризующиефотографию: большая, маленькая,выполненнаяпрофессиональнымфотографом, любительская, снимокчёткий, фотографиястарая, свежая, любимая, памятная, детская…

Глядянафотографию, ямысленнопереношусь… Глядянафотографию, можнопредположить, что…
Вцентрефотографии– (кто? что?). Этопозволяетзрителюокунутьсяватмосферу (чего?) Фотографвоплотилсвоюглавнуюзадачу–привлеквниманиезрителяк (чему?), построивкомпозициюснимкатак, чтосмысловойизрительныйцентрыфотографиисовпали.
Этотснимокбылсделанвтотмомент, когда… Фотокадр, яркийснимок…  
Смысловойцентррасположенсправойстороны. Онпозволяетнампонятьзамыселфотографа. Смысловойцентр–этозрительныйцентр, которыйсразужепривлёкнашевнимание.
Вниманиезрителяприкованок… (кому? чему?) Фотографвыделил (кого? что?) (чем: цветом? композиционно?..)
Напереднем (заднем) планефотографии… Наданнойфотографиимывидим (что?)
Кадрсделанслевой (правой) стороны… Налевой (правой) сторонекадра
Вглубинефотографии (фотоснимка)… Нафотографииизображено…
Вверхнем (нижнем) левом (правом) углуснимкаизображено… Цветовойрядкаккомпозиционныйэлемент: краски, оттенки…
Чувства, вызванныефотографией… Увлекательноепутешествиевмирфотографии…
Зафиксированныенафотографииэмоции…  

Заключение

Фотографсумелсохранитьнасвоёмснимкепрекрасноемгновение(какое?), передавнастроение (Какое?Чьё?) инаполнивимнас, зрителей. Фотоизображениенеможетоставитьзрителяравнодушным: онозахватываетегоправдойжизни, неповторимостьюзапечатлённыхмгновенийизаставляетегопочувствовать //понять…
Уделфотографа - прекрасныемгновения, Затворомотсечённыеотвремениреки… Судьбафотографа - отбросиввсесомнения, Стечениембежать, играя, наперегонки. СергейДудник Изучивфотоснимок, мыпонимаем, чтополучилиположительныеэмоцииотэтойфотографии, потомучтофотографсмогпередатьвсюгаммучувств…
Фотографсмотритвобъектив, Вединыйкадрмирвместив. Моментисториидлянас Онвкадресохранитсейчас. ПовещенкоО. Фотоснимок, накоторомизображена … (что?), заставитинас, зрителей, насладитьсякрасотой (чего?) инеобычностью (чего?).
Наплёнкечувствительнойследостаётся Отвспышкимгновеннойияркой. Фотограф–волшебник– Емуудаетсясберечьбезединойпомарки Лишьмиг, чтоничтожнодлявечностимал, Короткоежизнимгновенье. Вокнообъективасекундупоймав, Еёсделатьчудотвореньем. ВладимирЛуговской. Завершаясвоёописание, хочусказать: эмоции, которыезапечатленыфотографомнаснимке, настолькояркие, чтофотокадрникогонеоставляетравнодушным.
«Фотография–этоискусствозастывшеговремени…возможностьхранитьэмоцииичувствавнутрикадра», - сказалМешакОтиено, кенийскийфотограф. Ифотография, окотороймытолькочтоговорили, хранитэмоцииавтора, наполняянастакимижечувствами. Передомнойфотография, которая, каксказалИрвингПенн, знаменитыйамериканскийфотографXXвека, «сообщаетофакте, касаетсясердцаиоставляетзрителяизменившимсячеловекомпослетого, чтоонувидел».

1. Приподготовкекэтомувариантумонологическоговысказываниязадайтесебевопросы:

ü Каковатемамонологическоговысказывания?

ü Окакомсобытииизсвоейжизнибудетерассказывать?

ü Чтослучилось?Когдапроизошло? Где? Ктоегоучастники?

ü Каксобытиеготовилось? Чтобылоссамогоначала? Чтопроисходилопотом?

ü Какоймоментбылкульминационнымвразвитиисобытий?

ü Чемзакончиласьэтаистория (путешествие, мероприятиеит.п.)?

2. Сформулируйтеосновнуюмысльсвоегомонологическоговысказывания (зачем?).

3. Подумайте, счегоможноначатьрассказ (вступление).

4. Определите, очёмбудетеговоритьвосновнойчасти (где, когда, какразвивалосьдействиеикакоесобытиебылосамымнапряжённым?Чемвсёзавершилось?)

5. Подумайте, какможнозакончитьрассказ (концовка).

6. Присоставлениирассказапредставьте, чтовырисуетемультфильм. Подумайте, вкакомпорядкесобытиябудутсменятьдругдруга. Используятакойприём,каксловесноерисование, подумайте, сколькокадровувасбудетичемэтикадрыбудутзаполнены.

Чтобылегчебылорассказывать, можнонарисоватькадры-квадраты, заполнивихключевымисловамиилисловосочетаниями.Расскажитеотом, чтовидели, участникомилизрителемчегобыли, чтозапомнилось, чтоделаливы.

Например, рассказопоездкенаморе (последовательностьсобытий):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: