1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Дайте общую характеристику официально-деловому стилю речи.
2. Особенности устной деловой речи. Деловая беседа (совещания, переговоры, собеседования).
3. Письменная деловая речь. Правила оформления документов.
2. Выполните практические задания:
1. Докажите, что приведенные ниже тексты написаны в официально-деловом стиле. Для этого укажите лексические, грамматические особенности (речевые штампы, канцеляризмы, словообразовательные особенности, синтаксическую организацию); определите подстиль и жанр текста.
1) «К сведению абонентов:
1. Срок платежа устанавливается до 25 числа оплачиваемого месяца.
2. В случае просрочки платежа производится отключение электроэнергии и оформление нотариальной надписи о взыскании в бесспорном порядке суммы задолженности и судебных издержек с ответственного квартиросъемщика, а при уклонении последнего вся сумма задолженности будет взыскиваться с работающих членов его семьи.
3. Пеня за просрочку начисляется с 1 числа следующего за оплачиваемым месяца в размере 0,1 процента от суммы платежа».
|
|
2) «Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах
Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах состоит из настоящего Закона, являющегося частью гражданского законодательства Российской Федерации и действующего на всей территории Российской Федерации, издаваемых в соответствии с настоящим Законом других актов законодательства Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», а также принимаемых на основе настоящего Закона законодательных актов республик в составе Российской Федерации».
2. Прочитайте отрывок из рассказа В. Шукшина «Чудик». Какие нормы официально-делового стиля нарушил герой рассказа?
«В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлился. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка».
Телефонистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:
– Составьте иначе. Вы – взрослый человек, не в детсаде.
– Почему? – спросил Чудик. – Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверное, подумали…
– В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст.
|
|
Чудик переписал: «Приземлились. Все в порядке. Васятка».
Телеграфистка сама исправила два слова: «Приземлились» и «Васятка». Стало: «Долетели. Василий».
– Приземлились…вы что, космонавт, что ли?
– Ну ладно, – сказал Чудик, – пусть так будет».
3. Инсценируйте деловую беседу (совещание, собеседование, собрание) с учетом всех особенностей ее ведения.
4. Образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами.
Образец: акт – составить, предъявить.
Претензия, благодарность, выговор, документ, заявка, иск, приказ, соглашение, отчет, письмо, повестка, подпись, постановление, предложение, проект, расписка, резюме, рекомендация, решение, требование, справка, характеристика.
5. Изучите образцы оформления документов (см. приложение). Напишите заявление, доверенность, расписку, объяснительную и резюме, соблюдая все правила их оформления.
6. Найдите и исправьте ошибки в следующих текстах
1)
Декану факультета менеджмента
Петровой С. В.
от студента 1-го курса
Степанова Николая Петровича
Объяснительная записка
По поводу отсутствия 15. 01. 2008 на экзамене по психологии, прошу разрешить сдать экзамен в другое время.
2)
Директору школы №125
Корневой Н.Н.
От ученика 11 класса
Шустова Валерия
Заявление
Прошу перевести меня из 11-а в 11-б класс из-за несовместимости с коллективом класса
С уважением В. Шустов
3) Директору фирмы «Заря»
Афанасьеву В.П.
от Комова С.П.
Заявление.
Настоятельно прошу Вас дать мне отгул на 28.12.2008 в связи с причинами личного характера.
24.12.2008
Комов С.П.
Литература
1. Васильева Л.М., Скворцова Р.Е., Шкатова Л.А. Документоведение: Учебное пособие. – Челябинск, 2000.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2003.
3. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет: Учеб. Пособие для вузов. – М., 2000.
4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2005.
5. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 2000.
6. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М., 1988.
7. Рогожин М.Ю. Документы делового общения. – М., 1999.
8. Снелл Ф. Искусство делового общения. – М., 1990.
9. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2003.
Практическое занятие № 15.