профессиография
— технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическимспособностям, психолого-физическим возможностям человека. Применяется для разработкиинформационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практическихрекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. Обеспечивает постановкупрактической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективностипрофессионального труда.
Профессиография содержит комплекс методов изучения профессиональной деятельности, в том
числе:
1) методы сбора эмпирических данных — изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктовдеятельности, методы биографический и трудовой, метод эксперимента;
2) методы их анализа — метод оценки экспертной, метод анализа качественного данных эмпирических, методы анализа статического;
3) методы психологической интерпретаций — анализ структурно-системный и анализ функционально-структурный.
Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности — социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические, социально-психологические и пр. Объем, глубина и детальность ихизучения зависят от социального заказа.
Профессиография информационная нацелена на обеспечение профессионально-ориентационной работы исодержит все названные характеристики, хотя дает их обобщенно, кратко, описательно.
Профессиография коррекционная направлена на повышение безопасности профессионального труда, онадетально и аналитически описывает только те характеристики, что служат основными источниками опасногоповедения человека в данной сфере.
Профессиография диагностическая обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики иориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда — только на тех этапах работы, откоих в большей степени зависит конечный результат и где требуются самые высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.
Профессиография формирующая используется в процессе профессионального обучения и охватывает социально экономические, исторические и правовые характеристики профессии в общих чертах — сдетальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональнойдеятельности.