Выявление, профилактика, коррекция профессиональной деформации (полицейского, педагога)

Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации.

Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера.

Что делать, чтобы избежать профессиональной деформации? Осваивать техники управления сознанием, развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой, укреплять силу воли, а главное, не зацикливаться на стереотипах, стандартах, шаблонах и действовать по ситуации, в реальном времени, исходя из непосредственных условий.

Например: К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка, следует отнести:

• выработку у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры в работе;

• развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка;

• формирование у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести;

• совершенствование стиля и методов управления персоналом;

• формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов правопорядка.

Пример: Способы преодоления профессиональных деформаций педагога.

1. Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной).

2. Диагностика профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления.

3. Прохождение тренингов личностного и профессионального роста (любые ролевые игры, в том числе салонные как «Мафия»). Цель - смена социальных ролей, сброс агрессии).

4. Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.

6. Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самоанализа.

7. Использование инновационных форм и технологий обучения.

8. Проведение среди педагогов конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений.

9. Усвоение нового, "дополнительного" учебного предмета и преподавание его как факультативного.

10. Индивидуальная работа с психологом в форме консультирования, психотерапии, психокоррекции. Цель: снижение уровня агрессивности, повышение эмоциональной стабильности, диалогизация общения, адекватная самооценка, преодоление других проявлений профессиональных деформаций.

Комплексная профилактика и коррекция процесса профессиональной деформации личности педагога должна включать 4 уровня:

1. Телесный. Занятия спортом, снятие мышечного напряжения (мышечный панцирь), усталости, головной боли, бессонницы и т.д.

2. Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, снижение уровня беспокойства, тревожности, подавленности, апатии.

3. Смысловой (рациональный). Переосмысление своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения к своей работе, формирование/реконструкция позитивного образа учителя, улучшение самопонимания и самопринятия.

4. Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий, освоение новых более адаптивных и результативных форм поведения на работе.

Психологический портрет профессии (педагога-психолога, подростка)

1. Личностными особенностями педагога-психолога являются: 1. Направленность и интерес к работе с детьми 2. Склонность к взаимодействию с людьми (коммуникабельность) 3. Уважение к личности клиента 4. Быстрая адаптивность 5. Умелое использование на практике полученных знаний 6. Уверенность в профессиональной подготовке 7. Нервно-психическая устойчивость 8. Способность к самосовершенствованию, обучению 9. Эмпативность (способность к сопереживанию, сочувствию) 10. Умение и готовность хранить конфиденциальную информацию 11. Способность к быстрому определению верных способов решения поставленных задач 12. Трезвость в оценки ситуации и способность к адекватному прогнозу ее развития 13. Развитое воображение и образное мышление 14. Способность к проектированию и структурированию своей деятельности 15. Доброжелательность, направленная на совместное решение задач.

2.Сенсонро-перцептивные свойства - устойчивое внимание - быстрая переключаемость внимания - адекватное восприятие - значительный объем внимания 3. Особенности мышления и памяти - достаточный объем и точность произвольной памяти - развитие образной и эмоциональной памяти - правильная оценка состояния клиента (запроса) - оперативность мышления - развитие мыслительных операций (анализа и синтеза) - развитие логики

4. Психомоторные свойства и психические качества - хорошая психофизическая выносливость - способность к быстрой смене деятельности - устойчивость к физическому утомлению и усталости - умение держать себя собранно, достойно. - тренировать и совершенствовать речевой аппарат

5. Противопоказания к деятельности - наличие нервно-психической неустойчивости - замедленный темп познавательных и мыслительных процессов - выраженные акцентуации характера - психические отклонения от нормы - алкогольная, наркотическая, никотиновая лил лекарственная зависимость.

Психологический портрет современного подростка. Человек переходит из детства во взрослую жизнь Резкая смена настроения Быстрая утомляемость, возникающая неоправданная, вроде бы ничем не вызванная, усталость Подросток – натура мечтательная Переход к абстрактному, теоретическому мышлению Стремление к самостоятельности, в т.ч. бытовой и досуговой Ярко выраженная критичность, стремление к индивидуализации, утверждение своего «Я», изменение ценностных ориентаций Стремление познать себя, интерес к своему «Я» Стремление к дружескому общению, поиску настоящего друга Экранная зависимость Большое влияние малых групп сверстников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: