Опишите методы профориентационной работы с лицами подросткового и юношеского возрастов

Общая характеристика Период подросткового и юношеского возрастов охватывает младший подростковый возраст (от 10 до 12 лет, когда дети проходят обучение в 5 – 6 классах), собственно подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет, когда дети учатся в 6 – 9 классах), раннюю юность (от 15-16 до 17-18 лет, соответственно старшие классы и поступление в Вуз) и зрелую юность (от 18 до 25 лет, студенчество и первый опят работы). Особенности профориентации подростка заключаются в том, что именно в этом возрасте у учащихся формируются отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией. В то же время подросток не готов взять на себя ответственности за профессиональное и личностное самоопределение, ему требуется компетентный профессиональный совет, дополнительная опора в своем важном жизненном выборе. Профориентация подростков – это, как правило, программа, разработанная на длительное время и включающая несколько методик. Наиболее распространенными из них являются следующие. ДДО. Автор Е.А. Климов Дифференциально-диагностический опросник. Методика состоит из 20 пар профессий, из которых подросток выбирает по одной в каждой паре. По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий: «человек-природа» — профессии, связанные с растение- и животноводством, лесным хозяйством; «человек-техника» — технические специальности; «человек-человек» -профессии, построенные на общении и обслуживании людей; «человек-знак» — специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами; «человек-художественный образ» — профессии, в основе которых лежит творчество.  «Карта интересов». А. Голомшток Целью методики является определение структуры интересов подростка. Методика включает 50 вопросов и позволяет соотнести результаты по следующим категориям знаний:

физика и математика; химия и биология; радиотехника и электроника; механика и конструирование; география и геология; литература и искусство; история и политика; педагогика и медицина; предпринимательство и домоводство; спорт и военное дело.

«Якоря карьеры». Автор — Э. Шейн Методика включает 41 утверждение и способствует выявлению следующих карьерных ориентаций:

профессиональная компетентность – желание стать профессионалом в конкретной профессии; менеджмент – стремление управлять людьми; автономия – стремление к независимости в работе; стабильность – желание работать в одной сфере долгое время; служение – иметь возможность воплощать в профессии свои идеи и ценности; вызов – находить уникальные решения сложных задач; интеграция стилей жизни – выстроить гармоничные отношения между личной жизнью и карьерой; предпринимательство – создавать новые услуги и товары. Объективную картину профессиональной ориентации подростка можно построить, если использовать две и более тестовые методике в сочетании с практическими занятиями и на основании индивидуальной беседы с каждым подростком.

Советы психолога ↑ Родители должны дать ребенку право выбора. Подросток должен ощущать независимость и самостоятельность в делах, мыслях и поступках. Его действия должны исходить из внутренних убеждений и критериев, а не на мнение мамы, папы, бабушки и т.д.. Ребенку стоит прививать идеалы, к которым он будет стремиться, спокойно и позитивно относиться к будущему. Для этого важно уметь слушать и слышать своего ребенка. Необходимо создание таких условий, в которых ребенок сможет раскрыть свои способности и выявить ограничения. Особенно эта тема касается инвалидов. Круг их умений и навыков достаточно узок, поэтому к выбору профессии необходимо подходить особенно тщательно, учитывая все возможные плюсы и минусы той или иной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: