Предмет правового регулирования (ПР) – та сфера общественных отношений, которая нуждается в юридической регламентации. К предмету ПР принято относить не поведение человека, а именно отношения между людьми.
ПР поддаются только те общественные отношения, которые поддаются внешнему контролю. Среди подконтрольных общественных отношений в предмет ПР можно включать те, которые порождают типичные споры и конфликты.
В сферу ПР входят 3 группы общественных отношений: 1. Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными). 2. Отношения по властному управлению обществом. 3. Отношения по обеспечению правопорядка.
ПР отличается от правового воздействия, которое считается более широким понятием и сводится к влиянию на общественные отношения, информированию без каких-либо упорядочивающих результатов. Пример правового воздействия – подготовка законопроекта.
ПР может не совпадать по своим последствиям с правовым воздействием (например, после ПР граждане обретут определенные права, но с т.з. правового воздействия не смогут или не захотят этими правами воспользоваться).
|
|
Способы ПР – приемы юридической регламентации общественной жизни (правового упорядочения общественных отношений).
1. Дозволение – предоставление прав и свобод, возможности поступать по своему усмотрению (например, брак, трудоустройство).
2. Обязывание – требование совершить действие (например, налоги).
3. Запрет – требование воздержаться от определенных действий.
4. Рекомендация – предложение поступить желательным для правотворца образом, но это предложение не обязательно для исполнения (например, ФЗ «О благотворительной деятельности»).
5. Поощрение – обещание или предоставление награды.
Метод ПР – определенные сочетания (некоторая комбинация) способов ПР; шире по объему, чем способ ПР.
1. Императивный (централизованный) – метод категорических предписаний, в котором доминируют запрет и обязывание и нет свободы усмотрения у субъекта права.
2. Диспозитивный (децентрализованный) – предоставление через дозволение, поощрение и рекомендации свободы выбора субъектам права. Данный метод обнаруживает себя в закреплении прав и свобод граждан; используется в случаях, когда норма права содержит формулу «если сторонами (договором) не предусмотрено иное», а также в незакрытых, неисчерпывающих перечнях норм права.
Типы ПР:
1. Общедозволительный – разрешено все, что не запрещено законом (обращен к гражданам, на состоящим на государственной службе).
2. Разрешительный – разрешено лишь то, что прямо дозволено законом (касается должностных лиц, состоящих на государственной службе).
|
|
Типы ПР формируются из сочетания методов ПР (например, разрешительный тип ПР образуется в основном из арсенала императивного метода с минимальным допущением диспозитивности).
Русский правовед Е.Н. Трубецкой писал, что при создании и развитии права необходимо учитывать два фактора; с одной стороны, исторический опыт правовой жизни общества, а с другой - идеи разумного воздействия на социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее эффективные методы, способы, типы, режимы правового регулирования.
Правотворчество: понятие, виды, стадии.
Правотворчество представляет собой процесс принятия, изменения и отмены правовых норм разной юридической силы.
Процедура правотворчества зависит от уровня этой деятельности (чем выше уровень, тем сложнее процедура).
Этапами правотворчества являются:
1) подготовка проекта правового акта;
2) обсуждение проекта правового акта;
3) принятие правового акта;
4) вступление акта в юридическую силу.
Виды правотворчества зависят от существующих субъектов правотворческой деятельности:
- народное правотворчество – путем референдума;
- законотворчество – процесс принятия законов;
- указотворчество (только акты президента);
- ведомственное нормотворчество (издание указов, инструкций);
- региональное правотворчество;
- муниципальное нормотворчество;
- локальное правотворчество (внутри организаций).
В зависимости от обстоятельств:
- чрезвычайное правотворчество;
- обычное правотворчество;
- формирование правовых обычаев.
Вывод: различные виды правотворчества обеспечивают всестороннее полное правовое регулирование с учетом местных особенностей.
Пробелы в праве и способы их преодоления.
Пробел в праве это полное или частичное отсутствие нормы права в тех жизненных ситуациях, в которых постоянно возникают правовые споры.
Пробелы либо устраняются совсем, либо восполняются на непродолжительное время. Устраняет пробелы законодатель, а восполнением пробелов занимаются суды.
Правилами восполнения пробелов признаются аналогия закона и аналогия права.
Об этом свои работы писали профессора Малько, Черданцев и Матузов.
Аналогия закона представляет собой использование той статьи законодательного акта, которая непосредственного отношения к делу не имеет но косвенно регулирует близкий, похожий случай.
Аналогия права это другой способ восполнения пробелов при котором даже косвенно относящихся к делу норм права нет и тогда суд может использовать для решения споров принципы права (милосердие, справедливость, гуманизм).
В уголовном праве любые аналогии права и закона запрещены.
Пробелы права могут преодолеваться только в официальном процессуальном порядке с участием компетентного субъекта.