Соборные (или кафедральные) школы

Эти немногочисленные школы открывались при крупных Соборах. В них давался высокий для того времени уровень образования.

В содержание обучения входило: обучение грамоте (чтение и письмо), а также изучение семи свободных искусств:

- тривиума (риторика, грамматика и диалектика);

- квадривиум (арифметика, астрономия, геометрия, музыка).

Составные части тривиума и квадривиума имели совершенно определенное назначение.

Риторика предполагала владение ораторским искусством, необходимым для проведения проповедей. Освоение грамматики было ориентировано на чтение латинских книг. Диалектика (искусство спорить) рассматривалась как инструмент доказательства церковных истин и искусство спорить с еретиками.

Цель изучения арифметики состояла в умении высчитывать церковные праздники, она ограничивалась сложением и вычитанием. В рамках астрономии изучались астрологические знания на основе геоцентрической системы мира. Геометрия была необходима с точки зрения архитектуры. Музыка же сводилась к изучению духовной музыки.

В Средние века постоянно велась борьба с еретиками - за утверждение незыблемости религиозного знания, т.е. против научных данных, противоречащим религиозным догмам.

Особый интерес в культуре Средних веков представляет процесс развития схоластики, которая считалась наукой. Стержень схоластики – утверждение научных основ религиозных знаний, доказательство истинности церковных догм.

Схоластика проявляла себя как в средневековых школах, так и университетах. Остановимся подробнее на взглядах наиболее интересного ученого-схоласта – Фомы Аквинского.

Фома Аквинский – авторитетный средневековый философ. Он развивал научные основы религиозного знания, пытался синтезировать науку и религию. Фома Аквинский утверждал, что знание и вера могут существовать в единстве. Знать тождественно верить. И наоборот. Разрабатываемая им философская система была названа томизмом (философия религии). Согласно этой системе, религия есть наука, что, конечно, неверно.

 

Воспитание рыцарства (светских феодалов)

 

Воспитание светских феодалов (рыцарей) сложилась как определенная система. Она хорошо описана в литературе. Обобщенные основы рыцарского дворянского воспитания представлены в книге Винцента Из Бове (1190-1264 гг.) – «Об обучении детей благородных особ».

Рыцарство утверждало свое господство силой оружия. Это обстоятельство и определяло основную направленность рыцарского воспитания – умение владеть оружием. Однако воспитание рыцаря носило не только физический, но и нравственный характер. Это обуславливалось необходимостью рыцаря верно служить своему сюзерену, а главное – быть верным сыном Церкви.

Предполагалось три ступени воспитания:

- от рождения до 7 лет – домашнее воспитание;

- от 7 до 14 лет – поступление в услужение к жене своего сюзерена (мальчик становился пажом);

- 14-21 год – служба оруженосцем своего господина: будущей рыцарь сопровождал сюзерена в военных походах.

Воспитание заканчивалось обрядом посвящения в рыцари.

В течение всех этих периодов молодой человек осваивал семь рыцарских добродетелей, а именно: умение охотиться; ездить верхом; плавание; фехтование; умение владеть копьем, мечом и луком; шахматы; стихосложение.

Основу моральных норм и отношений в системе рыцарского воспитания определяла война, служение Богу, верность сюзерену. Но при всей привлекательности моральных норм реальные отношения в рыцарской среде оставались жестокими. Велась постоянная война кланов, предпринимались крестовые походы, происходил постоянный процесс подавления волнений низших сословий. В этот период истории оправдывался культ силы, хитрости, обмана. При этом нравы оставались весьма примитивными (вилку, например, в то время еще не изобрели).

 

 

Средневековые университеты:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: