Культурологический подход

Наиболее значим среди обозначенных культурологический подход. Охарактеризуем различные его аспекты.

Как отмечалось выше, в последнее время происходит отказ от классового подхода. Сегодня принято рассматривать развитие образования как отражение развития культуры. Такой взгляд имеет серьезные основания. Культура – это основа общественного развития, это опыт, накопленный человечеством. Воспитание – ничто иное, как процесс передачи культуры в самом общем плане. Иными словами, воспитание – передача достижений культуры, следовательно, культурологический подход – важнейшее основание историко-педагогического знания.

С другой стороны, само историко-педагогическое знание является частью культуры. Каждое историко-педагогическое учение – это достижение культуры определенного исторического периода. Человек - как субъект воспитания - является, во-первых, носителем определенной культуры, во-вторых, её потребителем, и, наконец, создателем (то есть, «источником» активного начала в развитии культуры).

Также культурологический подход можно рассматривать с точки зрения его значимости в оценке конкретных авторских педагогических систем, а также как подход, позволяющий оценить значение личности конкретного педагога как создателя педагогического учения. Автор такого учения является представителем культуры определенного исторического периода, а, следовательно, в его педагогическом учении отражаются особенности времени, его специфические черты. Приведем примеры. Ж.Ж Руссо – ярчайший представитель культуры конца XVIII века. Именно поэтому его педагогическая система приобрела невероятную популярность в Европе конца XVIII века. С помощью культурологического подхода можно объяснить противоречивость педагогической системы другого великого педагога – А.С. Макаренко. Причина этой противоречивости кроется в противоречивости самой эпохи, в которую рождались идеи и развивались система А.С. Макаренко. С одной стороны, эта система направлена на реализацию цели воспитания, обусловленной историческими особенностями эпохи – воспитание человека коммунистического общества. Но, с другой стороны в учении А.С. Макаренко ярко выражены положения, имеющие непреходящую педагогическую значимость. Любое педагогическое учение имеет прогностическое, опережающее значение.

В наше время проблемам культуры посвящено огромное количество работ как собственно культурологических, так и философских, социологических и других. Весьма интересна в этом смысле работа А. Запесоцкого «Образование. Философия. Культурология. Политика» (М., «Наука», 2002). В разделе, посвященном культурологии, автор очень интересно рассуждает о многих аспектах культурологического подхода применительно к проблемам педагогики и образования.

Однако, отмечая огромное методологическое значение культурологического подхода, его нельзя переоценивать. Современное педагогическое исследование должно быть построено на взаимодействии различных подходов. И следующий подход, о котором пойдет речь, - антропологический.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: