Антропологический подход

Суть историко-педагогического процесса составляет развитие воспитания, обучения, образования ребенка. Как будет показано ниже, использование антропологического подхода позволяет выйти на очень важную проблему – проблему детства, отношения к нему в истории человечества.

Основы антропологического подхода были заложены К.Д. Ушинским в его «Педагогической антропологии».

Анализ определений антропологического подхода в словарях позволяет увидеть, что антропологический подход предполагает, прежде всего, рассмотрение включенности человека в мировые процессы. И поэтому антропологический подход трактуется не столько как знание человека о себе, сколько как инструмент, с одной стороны, философского осмысления значимости человека мире, и, с другой - определения смыслов мировых процессов в человеческом измерении.

Иными словами, использование антропологического подхода позволяет, во-первых, увидеть место человека в мире и, во-вторых, оценить значимость мировых процессов для индивидуального мира человека.

В отличие от культурологического, антропологический подход широко исследован в истории педагогики. Анализу его сущности посвящены работы Ш. Амонашвили, Б.М. Бим-Бада, Г.Б. Корнетова, Д.И. Пискунова и других. Философские основы антропологического подхода раскрыты в трудах А.А. Королькова.

Рассмотрим аспекты историко-педагогического знания, для изучения которых антропологический подход имеет особое значение.

Во-первых, использование антропологического подхода позволяет сконцентрировать внимание на человеке, ребенке, детстве в целом, то есть, позволяет увидеть человеческое измерение историко-педагогического знания.

Во-вторых, антропологический подход предполагает ориентацию на особенности духовного мира подрастающего человека. Следовательно, данный подход имеет особое значение для рассмотрения идеи духовного совершенствования и самосовершенствования человека, изучения проблем интеллектуального, нравственного и эмоционального развития.

В-третьих, антропологический подход реализует, раскрывает гуманистическую направленность историко-педагогического знания.

В-четвертых, антропологический подход предполагает постоянный выход в историко-педагогическом процессе на диалог, как необходимое условие понимания детства. Анализ же феномена детства с диалогических позиций позволяет ответить на важнейшие для педагогики вопросы: что думает, чувствует ребенок? Что принимает? Не принимает? и т.д.

И, наконец, в-пятых, антропологический подход открывает широкие возможности для реализации оценочной функции историко-педагогического знания, например, позволяет оценить степень прогрессивности (реакционности) конкретной педагогической системы по отношению к человеку.

 

Аксиологический (ценностный) подход

Аксиология – это философское учение о природе ценностей, об их месте в реальности и в науке. Ценностное отношение традиционно рассматривается как составная часть человеческого опыта. Любая наука включает в себя ценностный компонент.

В последнее время активно развивается педагогическая аксиология. Эта наука выходит на проблему функционирования ценностей в целях воспитания. Особенно значим ценностный подход при рассмотрении проблемы целей, а главное, - результатов воспитания. В этом смысле следует особо отметить педагогические труды Е.В. Титовой, посвященные результативности воспитательной деятельности.

Ценностный подход не только утверждает те или другие ценности в историко-педагогических концепциях. Использование аксиологического подхода позволяет выявить специфику влияния конкретных педагогических систем на развитие педагогической практики.

Кроме того, именно на основе ценностного подхода целесообразно определять практическую значимость результатов педагогического исследования.

Ценностный подход можно рассматривать в качестве инструмента анализа как общеметодологических феноменов, так оценки конкретных историко-педагогических явлений. Последнее особенно важно для определения исторических оснований современных педагогических исследований. То есть, ценностный подход предопределяет правильное отношение ко всей истории педагогической мысли, он учит ценить историко-педагогическое наследие, видеть историю развития той или иной педагогической идеи.

 

И в заключение лекции обозначим возможности, открывающиеся, благодаря использованию культурологического, антропологического и ценностного подходов.

Прежде всего, реализация методологических подходов позволяет облагородить историко-педагогическое знание. Они его очеловечивают. С этой точки зрения, наиболее значим антропологический подход, помогающий наполнить историко-педагогическое знание человеческим смыслом. Все три подхода проявляются в любом историко-педагогическом исследовании, они являются мощным инструментом доказательства значимости результатов научного исследования.



Лекция 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: