Деятельность и организация, содержание деятельности, значение

История средневековых Университетов – одна из самых ярких страниц истории образования.

Для первого этапа становления университетов характерно существование просто корпораций учеников и учителей. Постепенно такие корпорации преобразовывались в высшие учебные заведения.

Возникновение университетов связано с особенностями развивающейся культуры. В рассматриваемый исторический период в обществе росла потребность в высоко-грамотных людях. Но учебных заведений, готовящих таких людей, не существовало. Соборные школы работали на свои нужды. Возникла необходимость появления учебных заведений, дающих воспитание и образование для различных сфер светской жизни. Начиная с 12 века, в Европе возникают такие заведения – университеты.

Первым считается Болонский университет (1158 год). Впоследствии организуются и другие университеты: в Англии – Оксфордский, во Франции – Парижский (Сорбонский). Позже остальных появляются университеты в Германии и Восточной Европе. В 1348 году открывается Пражский университет, а в 1364 году – Краковский.

Конечно, средневековые европейские университеты отличались друг от друга. Но было у них и много общего. В частности, все университеты того времени существовали по одному и тому же плану-сценарию. А именно.

В каждом университете работали четыре факультета - артистический, медицинский, юридический и богословский.

На артистический (или подготовительный) факультет часто приходили совершенно неграмотные юноши в возрасте 17-18 лет. Здесь они изучали грамоту и семь свободных искусств. Таким образом, юноши постигали основы общего образования того времени. Срок обучения на факультете составлял 5-6 лет. По окончании юноша (студент) делал выбор из трех факультетов – медицинского, юридического и богословского.

Особая роль уделялась проблеме отношений между студентами и профессорами.

Студент, окончивший артистический факультет, мог получить звание магистра, а студенты, успешно окончившие специальные факультеты, – звание профессора.

Охарактеризуем содержание и методы обучения на медицинском, юридическом и богословском факультетах. В содержание образования входило:

- на медицинском факультете – античная медицина (изучались труды Гиппократа и Галена);

- на юридическом факультете – основы римского права;

- на богословском факультете – труды Аристотеля и средневековая схоластика.

В процессе обучения реализовывались два основных метода обучения:

1) Лекции (чтение книг и их комментирование);

2) Диспуты (комментирование книг, высказывание разных точек зрения по теме лекции; довольно часто диспуты заканчивались потасовками).

Существенная особенность университетов состоит в том, что они имели определенные вольности, например, право свободного передвижения. Города, в которых располагались университеты, университетами очень дорожили. Внутри университетов функционировал суд.

В жизни университетов огромное значение имели традиции. Среди наиболее интересных можно назвать саму форму обучения, существования ряда законодательных актов, традиции в организации жизни (например, день Святого Валентина), космополитизм.

И в заключении отметим, что ведущее место в утверждении статуса университета в Средние века сыграл Парижский университет (Сорбонна). Во многом это значение сохранилось и до сих пор.

 

Реформация и её влияние на школу и образование

 

Реформация представляет собой определенное религиозное движение, направленное против канонов католической церкви. Протестантизм выступал против жестких требований к человеку, его поведению, характерных для католицизма. Назовем наиболее важные требования протестантов. Содержание Библии должно быть доступно всем людям, а не только священникам. Поэтому необходимо перевести Библию на национальные языки. Следовательно, преподавание в школах может и должно вестись на родном языке.

Самой известной фигурой реформаторского движения 16 века считается Мартин Лютер (1483-1546 гг.). Для нас важно, что реформаторское движение связано с определенными законодательными актами, которые выходили на проблему устройства школ. Это же нашло отражение и в учении самого Мартина Лютера. В 1524 году М.Лютер призвал открывать школы, где могли бы обучаться дети независимо от происхождения, а обучение велось на родном языке. Согласно М.Лютеру, в таких школах должны были преподаваться: Библия на родном языке, природоведение, арифметика, история, география.

Реформаторское движение оказало огромное влияние на культуру Западной Европы. В последствии в Европе протестантизм стал одной из основных религий. Реформация внесла новые веяния в религиозную идеологию: религия протестантизма более человечна, жизненна.

 

Педагогика эпохи Возрождения

 

Как уже отмечалось, педагогика эпохи Возрождения прекрасно представлена в учебных пособиях по истории образования и педагогической мысли. Поэтому обозначим лишь несколько важных штрихов.

Педагогика эпохи Возрождения – это педагогика гуманизма. В эпоху Возрождения формируется совершенно новый тип культуры, который, с одной стороны, основан на культуре Античности, но с другой стороны, означает переход к новой культуре отношения к человеку. Естественно, что в это время становятся актуальными новые цели воспитания и обучения, возникают новые педагогические идеи. Эти идеи представлены в философских и литературных трудах эпохи (Ф.Рабле, М. Монтень, Т. Кампанелла, Э.Роттердамский и др.).

Необходимо отметить также и факт появления школ, в которых осуществлялось обучение и воспитание в соответствии с новыми особенностями культуры. Школа Витторино да Фельтре - ярким примером такой школы является.



Лекция 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: