Легкость обучения, интерес

3) Доступность обучения (Я.А. Коменский связывает ее с желанием или нежеланием ребенка учиться).

Прочность.

Я.А. Коменский пишет о необходимости реализации ряда правил, которые определяют последовательность и прочность обучения. Это, например, правила - «от простого к сложному», «от частного к общему», «от близкого к далекому» и другие.

Прочность обучения Я.А. Коменский связывает с упражнением. Чешский педагог разрабатывает систему упражнений на уроке. В заключении разговора о принципах необходимо отметить, что все дидактические принципы Я.А. Коменского связаны с глубоким пониманием природы детства.

Подходы к феномену детства у Я.А. Коменского весьма интересны. Согласно автору «Великой дидактики», дети очень разные. Они различаются по природным задаткам, отношению к учению и окружающим. На основе этих признаков Я.А. Коменский даже предлагает свою классификацию детей. Всех детей он предлагает делить на шесть групп:

1) дети с острым умом, блестящей памятью и необычайно сильным расположением к учению; таких детей надо иногда сдерживать, чтобы они не надорвались;

2) дети с острым умом, хорошей памятью, но медлительные; таких детей следует подгонять;

3) дети с острым умом и хорошей памятью, но не любящие подчиняться; таких детей Я.А. Коменский называет «буйными» и очень их ценит, поскольку именно из них, по мнению чешского педагога, вырастают великие люди;

4) дети с острым умом и хорошей памятью, но ленивые; с такими детьми трудно, но при желании их можно заинтересовать;

5) дети с плохим умом и слабой памятью, но старательные; им надо помогать преодолевать трудности, поддерживать;

6) дети с плохим умом, слабой памятью, ленивые, буйные; к ним труднее всего найти подход, но нахождение подхода – показатель настоящего педагогического достоинства.

Итак, мы видим, что Я.А. Коменский настаивает на том, что к каждой группе детей нужен определенный особый подход.

 

Считается, что Я.А. Коменский обосновал классно-урочную систему. По сути это так. Но Я.А. Коменский не употребляет термина «классно-урочная система». Вместо него он рассматривает «принципы организации школьного дела» и утверждает, что дети должны учиться по группам все вместе («Учить всех совокупно»), никого не следует обучать отдельно. Роль учителя заключается в том, что он стоит на возвышении и управляет. Я.А. Коменский сравнивает учителя с Солнцем. Главная задача учителя – организовать упражнения по определенному алгоритму.

Я.А. Коменский вводит понятия «школьный год», «учебная четверть», «каникулы», «организация учебного дня». Например, в начальной школе ежедневно должно проходить четыре урока с перерывами (переменами).

Я.А. Коменский отмечает очень большую роль школы как учебно-воспитательного учреждения («изолированного острова»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: