Педагогическое учение Жана-Жака Руссо (1712-1778)

План:

 

1. Жизнь и педагогическая деятельность Ж.Ж. Руссо. Оригинальность личности Ж.Ж. Руссо.

2. Социально-политические и философско-методологические основания педагогики Ж.Ж. Руссо.

3. Цель воспитания. Идея естественного свободного воспитания.

4. Возрастная периодизация, характеристика содержания воспитания в каждом возрастном периоде.

5. Воспитание женщины.

 

Прежде всего, обратим внимание на то, что педагогическая система Ж.Ж. Руссо одинаково полно и непротиворечиво представлена практически во всех источниках. Однако, к сожалению, очень во многих учебных пособиях не подробно рассматривается наиболее яркая часть учения Ж.Ж. Руссо – его идеи об умственном воспитании. Учебник под ред. З.И. Васильевой в этом смысле выгодно отличается от других.

 

Жизнь и педагогическая деятельность Ж.Ж. Руссо.

Оригинальность личности Ж.Ж. Руссо

 

Главное, что обращает на себя внимание при знакомстве с жизнью и деятельностью Ж.Ж. Руссо это разносторонность и богатство его личности.

Ж.Ж. Руссо – философ, мыслитель, писатель, музыкант и, что для нас особенно важно, педагог-теоретик. Как педагог-теоретик Ж.Ж. Руссо разработал совершенно новое направление в педагогике. Но при этом, он никогда не занимался практической педагогической деятельностью. Более того, он весьма скептически относился к ней.

Охарактеризуем кратко биографию Ж.Ж. Руссо.

Ж.Ж. Руссо родился в 1712 году в Швейцарии семье часовщика. Его родной город – Женева. Мальчик рано осиротел, а, следовательно, рано был вынужден зарабатывать на хлеб. Его отдали в ученики к ремесленнику. Однако Руссо быстро оставляет эту стезю и уезжает во Францию. Во Франции Ж.Ж. Руссо живет бедно, занимает разные должности (вплоть до должности лакея). Поскольку молодой Руссо был очень привлекателен, его часто поддерживали женщины. Этот период жизни ярко описан в «Исповеди». При этом Ж.Ж. Руссо постоянно занимается своим образованием.

В 1749 году Дижонская научная академия объявила конкурс на лучшее сочинение на тему «Способствует ли прогресс наук и искусств улучшению нравов людей». Ж.Ж. Руссо принимает участие в конкурсе. Его сочинение получает первую премию. На поставленный вопрос молодой мыслитель отвечает отрицательно и проводит тонкое доказательство положения о том, что прогресс общества и развитие культуры ухудшает людские нравы. В жизни Ж.Ж. Руссо наступает перелом: молодой человек становится известным.

Ж.Ж. Руссо занимается литературной деятельностью. Он пишет роман «Новая Элоиза», издает его. В истории литературы Ж.Ж. Руссо считается основателем течения сентиментализма.

Ж.Ж. Руссо пишет оперу, которую ставят в одном из оперных театров Франции.

В 1767 году Ж.Ж. Руссо издает роман (который он сам называет полуроманом-полутрактатом) «Эмиль, или о Воспитании». Это произведение направлено против католицизма. В «Исповеди викария» - части, которая следует за романом – Ж.Ж. Руссо излагает свои взгляды на проблему религии. Мыслитель не отрицает религию как таковую, но страстно критикует католическую церковь. После выхода романа Ж.Ж. Руссо подвергается гонениям, его предают анафеме и даже собираются сжечь на костре. Руссо вынужден бежать из Франции, куда он вернется только в 1767 году. После 1767 года Ж.Ж. Руссо создает только одно известное произведение – «Исповедь».

 

Социально-политические и философско-методологические основания

Педагогики Ж.Ж. Руссо

 

 

Социально-политические взгляды Ж.Ж. Руссо лежат в плоскости его отношения к роли культуры в истории человечества. Мыслитель отрицает позитивное значение культуры, государства. Он проповедует теорию естественного права. Эти взгляды наиболее полно изложены в его работе «О происхождении неравенства между людьми».

Согласно концепции Ж.Ж. Руссо, люди жили в естественном состоянии до того, как было создано государство, разделившее людей на классы. В естественном состоянии люди были свободны, равны и счастливы. К неравенству привел процесс разделения труда, в результате которого возникло самое страшное зло общественной жизни – частная собственность. Для охранения частной собственности было создано государство. Изначально государство появилось на основе общественного договора между людьми. Однако люди злоупотребили этим договором, и государство постепенно превратилось в страшное общественное зло. Результат этого процесса: у людей отнято право на свободную жизнь, реализацию своих возможностей и, главное, единственное естественное право человека - право на свободу. За единственное естественное право надо бороться. И самое важное, что люди могут завоевать – это право жить в обществе, где труд не эксплуатируется, и человек живет за счет того, что заработал (так, Эмиль зарабатывает свой обед сам).

На этих социальных основах, а также на основе теории общественного права строится педагогическая система Ж.Ж. Руссо.

Но прежде, чем мы перейдем к характеристике этой системы, оговорим два момента. Взгляда Ж.Ж. Руссо на роль и сущность государства диаметрально противоположны взглядам Джона Локка.

Безусловно, идеи Ж.Ж. Руссо носят революционный для его времени характер. Однако называть Ж.Ж. Руссо революционером – это преувеличение.

 

Цель воспитания. Идея естественного свободного воспитания

Согласно педагогическому учению Ж.Ж. Руссо цель воспитания состоит воспитании свободного (ни от кого независимого) человека, которому свойственны активность, деятельность, ум и, в определенном смысле, образованность. Такой человек никому не подчиняется, и он не имеет собственности.

Ж.Ж. Руссо четко определяет факторы свободного естественного воспитания. Их три:

1) природа;

2) вещи;

3) люди.

Главный из этих трех факторов – природа. На основании этого фактора Ж.Ж. Руссо строит всю систему воспитания и, прежде всего, возрастную периодизацию, формулирует цели, содержание и сущность воспитания в рамках каждого возрастного периода.

 

Возрастная периодизация,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: