Утверждение реакционных тенденций, идей в теории и практике образования, противоречивость ситуации в образовании

 

Начинается период с подавления восстания декабристов. С точки зрения образования, вторая четверть XIX века проходит под знаком Николаевских контрреформ. В образовании проявляются реакционные тенденции. Система образования претерпевает резкие изменения. Прежде всего, она становится жестко сословной. В приходских и уездных школах, например, срок обучения увеличивается, но преемственность между ними отменяется. Возникает новая линия образования: домашнее дворянское воспитание, а после этого обучение в гимназиях. Срок обучения в гимназии увеличивается до 7 лет. Усиливается надзор за учащимися и учителями, увеличивается роль религии. Особенно большим гонениям подверглись университеты. Однако на фоне жесткой сословности образования, давления, гонений развивалась наука. В рассматриваемый период были открыты высшие профессиональные учебные заведения. Например, с 1828 году начал свою историю Петербургский Технологический институт, а с 1832 года – Институт гражданских инженеров.

К этому же периоду относится и активная деятельность революционеров-демократов (В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова).

 

 

Третья четверть XIX века

Общественное педагогическое движение 60-х гг. XIX века. Образовательные реформы и их оценка на основе прогрессивных тенденций, реализация реформ

 

Для культуры, политики и общественной жизни России третьей четверти XIX века характерны следующие черты. Происходит развитие капиталистического уклада. Растет недовольство старыми порядками, а следовательно – стремление к переменам. В 1861 году отменяется крепостное право. Все это привело к развитию общественного педагогического движения. Именно в его рамках складывается новое мировоззрение. И эти новые тенденции в скором времени проникают в педагогическую теорию и практику и приводят к перестройке системы российского образования на новых основаниях.

Основная педагогическая идея периода – стремление дать России полноценное и начальное, и среднее перечислим главные проблемы образованиях, характерные для общественно-педагогического периода:

1) какой должна быть средняя школа (существовавшая до этого система образования, особенно гимназического, перестала устраивать общество)?

2) какие изменения необходимо внести в начальное образование? В чем ведомстве должна находиться начальная школа (основная идея – светский, а не религиозный характер начального образования)?

3) как следует изменить содержание образования (здесь споры развернулись вокруг проблемы преподавания древних языков)?

4) каким образом сделать и начальную, и среднюю ступени образования более доступной?

Итак, каким образом развивалось общественно-педагогическое движение? В этом процессе важно увидеть роль Н.И. Пирогова. Особенности педагогических взглядов Н.И. Пирогова хорошо изложены в учебниках и учебных пособиях. Поэтому в лекции мы остановимся на самых важных моментах его педагогических взглядов.

Н.И. Пирогов родился в Виннице, где сейчас находится музей, один из восьми выставочных залов которого посвящен педагогической деятельности русского хирурга.

Н.И. Пирогов возглавил общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX века. После возвращения с Севастопольской кампании Николай Иванович начал живое обсуждение проблем образования на страницах журналов «Московский вестник» и «Вопросы жизни». Его главная педагогическая идея состояла в следующем: школа должна готовить человека к жизни, давать духовное развитие, должна делать человека человеком. Для этого важно, чтобы будущий человек понимал роль государства в развитии общества, был гражданином своей страны и понимал свою собственную роль в жизни государства. В соответствии с этими положениями следует перестроить систему российского образования.

И в 60-е гг. XIX века российская система образования претерпевает значительные изменения. Охарактеризуем образовательные реформы этого периода.

Серьезные изменения затронули среднюю ступень образования, то есть гимназическое образование. В первую очередь, вносятся коррективы в его содержание: в классической гимназии, как и прежде, большое значение уделяется изучению древних (классических) языков, но время на их изучения сокращается; увеличивается до 8 лет срок обучения в гимназии; в гимназию могут поступать дети, уже обученные грамоте. В России, помимо классических, открываются реальные гимназии, в которых изучается один древний язык, а освободившиеся временные резервы отводятся на изучение реальных предметов. Кроме реальных гимназий, в России возникают реальные училища, в которых классические языки не изучаются вообще, но в центре внимания оказываются новые языки и реальные предметы.

Как реализовывалась реформа? Особенности реализации можно увидеть, изучив историю российского образования в разных городах. Например, во Пскове (обычном губернском городе) была открыта одна гимназия, которая просуществовала вплоть о 1917 года. Сегодня в ее здании тоже располагается гимназия.

Многие положения реформы все-таки реализовались. В частности, отступило засилье древних языков, во многих уездных городах были открыты реальные училища.

Интересные процессы происходили в это время и в начальном образовании. Существенно то, что большую роль в начальном образовании начинают играть земства, благодаря которым в начальном образовании произошли прогрессивные изменения. Земские школы стали основным типом учебных заведений в России. Срок обучения в них составлял 3 года. Они оказали серьезную конкуренцию церковно-приходским школам с примитивным уровнем преподавания, засильем в содержании религии, с учителями-священниками.

Третья четверть XIX века характеризуется также серьёзным развитием педагогической науки. И связан этот процесс, в первую очередь, с именами К. Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: