Последствия монополизации экономики. Монополия как проявление несостоятельности рынка

 

При оценке роли любой формы монополии в экономике имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность:

− применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;

− выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

− противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:

− увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

− «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;

− ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.

Провал (несовершенство, изъян) рынка − эта такая экономическая ситуация, в которой рациональное поведение субъектов рынка, реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает эффективного распределения ресурсов. Главными причинами провалов рынка являются:

− монополия (а также монопсония);

−  асимметрия и недостаток информации;

− внешние эффекты.

В условиях монополии цена превосходит цену совершенной конкуренции, а объем продаж монополии не достигает уровня, который имел бы место при наличии совершенной конкуренции. В результате общество в целом несет потери.

Различают ситуативную, естественную и легальную (правовую) монополии. Все они предполагают ограничение на вхождение на рынок. В первом случае ограничение заключается в недостаточности для конкурентов отдельных условий производства в силу концентрации собственности, во втором − в потенциальной неэффективности действий конкурентов при формально свободном входе на рынок, а в третьем − в запретах, устанавливаемых государством.

Ситуативная монополия предполагает рыночную власть, основанную на обладании всем объемом некоторого ресурса, необходимого для производства блага, рынок которого монополизируется. Такими ресурсами могут быть, например, месторождения полезных ископаемых, расположенные в уникальных местах гостиницы, санатории и т.д. Государство, если это возможно, борется с ситуационной монополией, используя право принуждения. Так, корпорация, монополизировавшая рынок какого-либо товара, может быть разделена в соответствии с антимонопольным законодательством (например, корпорация «Майкрософт»).

Естественная монополия возникает, когда в силу особенностей производственного процесса имеется существенная экономия на масштабе, в результате чего оптимальный объем производства одной фирмы-монополиста может превышать объем рынка при совершенной конкуренции. В этом случае демонополизация обычно затруднена технически. Например, водопровод в городе должна эксплуатировать какая-либо одна компания. Технический прогресс иногда создает предпосылки преодоления естественной монополии, как это имело место, например, при появлении сотовой связи.

Легальная монополия имеет место, когда государство целенаправленно наделяет отдельных лиц или организации исключительными правами в сфере производства определенных продуктов. Примером служит монополия, возникающая в результате патентования изобретений. Тех, кто не обладает законным правом, государство не допускает к производству запатентованного продукта. Объектами легальной монополии могут быть экспорт, импорт, торговля какими-либо товарами на внутреннем рынке, например винная монополия и др. Поскольку никакая монополия небезвредна, государство обычно ликвидирует исключительные права патентовладельцев по прошествии некоторого времени.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: