Государственное регулирование естественных монополий

 

В экономической системе существуют случаи, когда монополия становится более эффективной, чем конкуренция. Такой случай получил название естественной монополии, т.е. когда одна фирма может осуществлять выпуск товара, достаточный для обеспечения всего рынка, с более низкими издержками, чем смогли бы две или более фирм. В отсутствии конкуренции единственный производитель может злоупотреблять своим положением на рынке с целью максимизации своей прибыли (цена, устанавливаемая монополистами всегда выше, чем конкурентная). В этой ситуации государство должно таким образом регулировать деятельность естественной монополии, чтобы, не позволяя монополисту диктовать свои условия потребителям.

К естественным монополиям относятся:

− транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также газа по магистральным трубопроводам;

− услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

− услуги по оперативно-диспечерскому управлению в электроэнергетике;

− железнодорожные перевозки;

− услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

− услуги электрической и почтовой связи.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. Согласно указанного закона естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Для регулирования естественных монополий используются различные инструменты, которые условно можно разделить на три группы.

1) Прямое установление цен на продукцию естественных монополистов. Фиксация цен и тарифов на услуги монополий на практике основывается на множестве соображений, например, забота об отдельных категориях потребителей и связанное с ней перекрестное субсидирование, значимость услуги для потребляющих её отраслей и т.д., что особенно характерно для России. Для этого применяются методы линейного ценообразования, цены Рамсея и нелинейного ценообразования.

2) Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли и доходности. Во многих странах (в частности, в США и Великобритании) распространена процедура косвенного регулирования посредством методов установления нормы доходности капитала, инвестированного в данное предприятие, и установления пределов повышения цен.

3) Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии. В данном случае речь идет о конкурсной продаже лицензий, которые дают фирме право стать естественным монополистом в определенной сфере. Наиболее яркий пример - передача отдельных железных дорог в концессию в Аргентине, Бразилии и некоторых других развивающихся странах с целью повышения эффективности их функционирования.

Антимонопольное законодательство запрещает хозяйствующим субъектам злоупотребления своим доминирующим положением, действия ограничивающие конкуренцию, ряд правовых норм направлены на ограничение монополистической деятельности органов власти и управления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: