Тема 7. Нетрадиционные религии и новые религиозные движения

Нетрадиционные религии и новые религиозные движения в Украине.

1. Причины распространения новых религиозных течений в Украине.

2. Неорелигиозные направления, имеющие распространение в Украине

Причины распространения новых религиозных течений в Украине

Процессы развития религии неразрывно связываются с жизнью общества, и по мере изменения жизненной ситуации религия реагирует и адаптируется, ориентируясь на общественные потребности. Развитие и изменения религиозных форм удается прослеживать от первичных религиозных построений до развитых национальных и мировых религий, учитывая при этом исторические религиозные изменения присущие каждой отдельной религиозной системе. Религиозные трансформации не завершены и в наше время. Так мы можем наблюдать изменения, которые происходят как в действующих религиях, так и в ситуациях возникновении новых религиозных взглядов. Религии, которые начали свое оформление сравнительно недавно, преимущественно со второй половине 19, в 20 в. и в настоящее время получили название неорелигии. Могут использоваться и другие названия: нетрадиционные религии; новые религиозные движения, новые культы, альтернативные религии или вневероисповедные религии.

Сознание современного человека - это сознание, которое основывается на мышлении, на стремлении понять процессы, происходящие вокруг человека, да и в пределах самого человека. Рационализированная форма мышления определяется превалирующей, что закрепляется на уровне аксиомы для характеристики современного человека. Тем не менее, серии исследований в области гуманитарных наук показывают более сложные процессы иррационализации сознания современного человека. Так, к примеру, основанием для проведения социологических исследований в Байкальском Государственном Университета Экономики и Права стали установки ориентированные на то, что широкие массы более склоняются к альтернативным от принятых систем мировоззрения и миропонимания, унифицируются модели поведения различных социальных групп и индивидов, в решении философских вопросов люди основываются на «житейском опыте и внутреннем чутье», что ведет к социокультурной нестабильности, конфликтности, напряженности в обществе. Подобные процессы можно наблюдать и у нас в Украине, да и в других странах.

Корейский философ У-Так Ки призывает мировое сообщество к формированию новой философии, соответствующей новой информационной цивилизации, в основании которой должны закладываться идеи паназиатской философской системы которая, как хорошо известно, базируется на мощных иррациональных основаниях древних мифологий и религий. Эстетическая чувствительность приближает современного человека к приобщению к сокровенным тайнам и обрядам, праздникам, культам. В своем желании выйти за пределы обыденности, человек входит в сакральное пространство не рефлексируя, как в пространство игры. Мода на экзотику, на необычность только способствует этому. Добавим к этому развитую у современного человека, живущего в едином глобальном пространстве, способность воспринимать чужое, далекое, которое сопределенной лекгость становится своим, если предоставляет человеку более комфортные условия для существования (материальные, духовные, психологические). Мы можем видеть, с какой легкостью соединяются, перемешиваются философские, культурные, религиозные взгляды и традиции. Но иногда эклектичность порождает совершенно новые, уникальные, гармоничные и ярко индивидуальные образования, которые становятся новационными в духовных исканиях.

Подобные построения создают благоприятное поле для формирования и определения неоформленных, меняющихся, ускользающих целей, человек приобретает желание получить или достичь желаемого, но желание не всегда могут быть достигнуты и реализованы в мире реальности, а тем более в мире ирреальных меняющихся фантастических построений. И как замечает К. Россе, с чем соглашается и Ж. Делез, когда не хватает того чего не хватает желанию для определения своего объекта, оказывается, что мир удваивается другим миром. Если настоящий мир не имеет того, что требует желание, то это находится в другом мире, в другом месте, которое содержит ключ к желанию. В результате формируется сакральное пространство, которое оформляется как мифологическая реальность. Ж. Делез определяет миф как производящее бессознательное, которое требует быть выраженным и стремиться к своему выражению. Так в настоящее время происходит ремифологизация сознания, миф, как превалирующая форма сознания возвращается, но его новое существование происходит на более высоком уровне. Это не кажущиеся примитивными древние рассказы о богах, но иррациональная система взаимоотношений человека с миром.

В настоящее время Украина, также как и другие страны, начала знакомиться с религиозными движениями «Нью эйдж»(NewAge- новый век), которые появились в 80-х годах 20 столетия. В основе этих движений лежит идея «нового века» - качественно иного периода в развитии человечества, в отличие от предыдущего, - неудачного, «пропащего». После перехода рубежа 2 и 3 тысячелетий стали активизироваться идеи перехода от эры Рыб к эре Водолея. Попытки идеализировать минувшие времена в истории Украины и процессы оформления собственной украинской культуры вызвали интерес к древностям и к язычеству, что выражается в появлении неоязыческих образований. Особое место занимают религиозные проявления, направленные на служение темным силам, которые при современной толерантности, тяги к экзотике, некоторой девальвации духовных ценностей получили возможности для открытого проявления. К таковым можно отнести: сатанизм, ведьмарство и разнообразные оккультные взгляды. Более внимательный взгляд на современное общество и проявление в нем мифо-религиозных тенденций,

конечно, покажет и другие новации в религиозной среде.

Появление неорелигиозных форм обусловлено многими факторами, среди которых украинские специалисты в области религиоведения особо выделяют следующие:

• социально-экономическую и политическую нестабильность в обществе;

• изменения в мировоззренческих парадигмах, вызванные трансформацией общества;

• девальвацию системы ценностей прошедших периодов и разрыв с традицией;

• активное отрицание духовного наследия Советского Союза без оформленной духовной и идеологической альтернативы, результатом чего является духовный и идеологический вакуум;

• кризис традиционных церквей, вызванный атеизацией общества и развитием науки;

• кризис традиционных религий, которые оказались не в состоянии удовлетворить определенные духовные потребности современного человека;

• взаимовлияние разных культурных миров, связанное с процессами глобализации, миграционными процессами в обществе и другими факторами;

• инициатива отдельных харизматичных лиц, которые создают новые вероучения, культы, организации;

• активное и заинтересованное миссионерство зарубежных неорелигиозных центров;

• распространение эсхатологических настроений, вызванных переходом к новому веку и тысячелетию;

• индивидуальные поиски каждым человеком своих собственных духовно­ценностных ориентиров.

Неорелигиозные течения имеют достаточно много способов для распространения, так как опираются на богатый опыт уже существующих иррационалистических систем, используют современные научные достижения, прежде всего в области гуманитарного знания, могут использовать психологические практики влияния, ориентируются на современную ситуацию. Общими признаками новейших религиозных взглядов можно считать: универсализм, синкретизм, ориентацию на обобщенный мистический опыт, как правило, открытость к последователям других религий и религиозно­философских систем, авторитаризм лидера движения, жесткую организационную структуру религиозных общин и прочее. Новообращенных отличает состояние эмоционального подъема, ощущение принадлежности к необычному, «единственно истинному» учению и чувство некоторого превосходства над другими «несознательными» людьми.

Приобщение к новым религиозным движениям происходит сравнительно быстро и сопровождается резкими изменениями в мировоззрении, образе жизни, отношении к обществу, к семье. Чаше всего интерес к неорелигиям проявляет молодежь, что связывается с духовными исканиями, протестными настроениями и иными сугубо молодежными проблемами. Нередко к нетрадиционным религиям тянутся и люди, попавшие в состояние духовного или душевного конфликта, что уже не связывается с какой-либо возрастной группой. В целом же от альтернативных религиозных течений можно ожидать активного поиска новых форм взаимодействий с государством, обществом, традиционными церквами, что может способствовать увеличению приверженцев неорелигий. Сегодня в Украине представлены почти все известные в мире направления неорелигий и новых религиозных движений.

Неорелигиозные направления, имеющие распространение в Украине

Неохристианство - возникает в рамках традиционного христианства с целью приближения его к требованиям времени, чаще под влиянием протестантских церквей. К характерным особенностям неохристианских групп можно отнести:

• критику ортодоксального христианства за потерю первичных традиций;

• объявление учения своей церкви исключительно истинным, возрождающим движением евангельского христианства, даже мессианским для Христианской веры;

• приоритет Библии при разрешении ее вольного прочтения, трактовки и дополнения собственными интерпретациями;

• приведение интерпретаций к рангу вероисповедальных источников, при использовании дополнительных писаний и новых откровений, которые иногда воспринимается более авторитетным, чем Библия;

• признание своего лидера пророком, посланцем Бога наравне с Иисусом Христом - при этом лидер считается руководителем церкви;

Неохристианство от исторически традиционного христианства отличается своими представлениями о Троице, природе Иисуса Христа, сущности Святого Духа, ада и рая и т.д. Новообразовавшиеся церкви базируются на Библии как на основном вероисповедальном источнике и на образе Иисуса Христа как на центральной фигуре своих религиозных доктрин.

В Украине к неохристианским движениям относятся:

• привнесенные из-за границы миссии - Христианская миссия «Эммануил», миссия «Армия спасения», Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Церковь полного Евангелия, Церковь Христа, Христианская церковь «Хвала и поклонение», и другие;

• российское неохристианство - «Церковь Воскресающей Богородицы» (Богородническая церковь), церковь мариинской ориентации «Альфа и Омега», «Церковь Виссариона» и другие.

Некоторое время тому назад намечались попытки оформления неохристианского течения с ориентацией на Украину. В этой связи использовались истории проникновения раннего христианства, связанные с апостольской деятельность Андрея Первозванного, княгини Ольги, Владимира Креститель и некоторые другие. Лейтмотивом звучала идея о Богоизбранности земли украинской и ее высокого значения для всего христианского мира. Но не получив широкой поддержки, сторонники этих идей вошли в иные христианские конфессии. По крайней мере, в настоящий момент выделить неохристианские образования сугубо украинской направленности проблематично.

Для примера рассмотрим некоторые течения из приведенных выше. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней получила неофициальное название мормонская. Основана в 1830 г. проповедником-визионером Джозефом Смитом в городе Ла-Фейетте (штат Нью-Йорк, США). 11 апреля 1830 г. ему было видение ангела Морония, который и передал ему знания положенные в основу Книги Мормона - основного источника веры для сторонников данного направления. «Книга Мормона» была «расшифрована и переведена на английский язык» Дж. Смитом. Смит выступил с первой проповедью, крестил в озере шестерых последователей и провозгласил себя «пророком последних дней», равным пророкам Ветхого Завета.

Столкнувшись с мощным сопротивлением со стороны протестантов, осваивавших территорию Северной Америки, мормоны перемещаются в штат Миссури, а затем дальше в штат Иллинойс, где основывают город Науву. После линчевания Дж. Смита, совершенное возмущенными поселенцами после принятия мормонами многоженства, общины мормонов избрали своим лидером Брайямона Янга, который возглавил Совет Двенадцати апостолов, позже преобразованный в Руководящий совет. И уже Янг организовывает переселение большей части церковной общины в долину Большого Соленого озера, где и поселились, основав город Дезерет (Солт-Лейк-Сити). По мере роста общины и освоения территории в 1896 г. был образован штат Юта. Здесь и в настоящее время 75% населения - мормоны. Кроме этого мормоны составляют значительное большинство в Айдахо, Неваде, Аризоне, Вайоминге, Колорадо, Калифорнии, Вашингтоне и Орегоне.

В качестве основы вероучения Церковь Иисуса Христа Святых последних дней использует Библию и Книга Мормона, а их символ веры был сформулирован Дж. Смитом и выглядит так:

1. Мы верим в Бога, Отца Вечного, и в Сына Его, Иисуса Христа, и в Святого Духа.

2. Мы верим, что люди будут наказаны за свои собственные грехи, а не за согрешение Адама.

3. Мы верим, что через Искупление Христа все человечество может быть спасено повиновением законам и таинствам Евангелия.

4. Мы верим, что основными принципами и таинствами Евангелия являются: первое — вера в Господа Иисуса Христа; второе — покаяние; третье — крещение погружением в воду для отпущения грехов; четвертое — возложение рук для дарования Святого Духа.

5. Мы верим, что человек должен быть призван Богом через пророчество и через возложение рук теми, кто облечены властью, чтобы проповедовать Евангелие и исполнять таинства его.

6. Мы верим в ту же организацию, которая существовала в Первоначальной Церкви, а именно: в Апостолов, Пророков, пасторов, учителей, евангелистов и так далее.

7. Мы верим в дар языков, пророчества, откровения, видений, исцеления, истолкования языков и так далее.

8. Мы верим, что Библия — слово Божье, поскольку она переведена правильно; мы также верим, что Книга Мормона — слово Божье.

9. Мы верим во все, что открыл Бог, во все, что Он ныне открывает, и мы верим, что Он еще откроет много великого и важного, касающегося Царства Божия.

10. Мы верим в буквальное собирание Израиля и в восстановление десяти колен; в то, что Сион (Новый Иерусалим) будет основан на Американском континенте; что Христос будет лично царствовать на Земле и что Земля обновится и получит свою райскую славу.

11. Мы заявляем за собой привилегию поклоняться Богу Всемогущему согласно голосу нашей совести и предоставляем всем людям ту же привилегию: пусть они поклоняются как, где или чему им угодно.

12. Мы верим в подчинение государям, президентам, правителям и судебным властям и в соблюдение, почитание и поддержание закона.

13. Мы верим, что мы должны быть честными, верными, непорочными, благожелательными, добродетельными и делать добро всем людям; воистину мы можем сказать, что следуем наставлению Павла: Мы всему верим, на все надеемся; мы многое перенесли и надеемся, что сможем перенести все. Если есть что-либо добродетельное, прекрасное, достойное уважения или похвалы, мы стремимся ко всему этому.

Для мормонов религия должна становится образом жизни, а не только внешней атрибутикой. Духовные служители носят обычную одежду и не получают плату за свою деятельность. Свои церковные здания используют не только для проведения обрядов богослужения, но и для религиозного обучения, спортивных, культурных и общественных мероприятий. Из христианских таинств признают всего четыре: крещение, рукоположение, брак и причащение, которое производится хлебом и водой. Брак, или «запечатление», у мормонов имеет два вида: для земной и небесной жизни. Считается, что если брак скреплен священником от имени Бога и в доме божьем, то семейные узы не разрываются даже могилой. Вообще браку придается особое значение в божьем замысле спасения, считается что женщина может спастись только через своего мужа, поэтому незамужние женщины заключают брак с умершими мужчинами через их «заместителей» - руководителей или назначенных ими лиц. До 1890 г. практиковалось многоженство, что вызывало острый гнев различных протестантских и католических кругов.

Во главе общины Святых последних дней стоит «пророк» или «провидец», получающий «откровения» и имеющий неограниченную власть в разных областях жизни. В качестве консультативного органа ему помогает верховный совет из трех человек. Их распоряжения выполняет коллегия 12 апостолов и 70 учеников, или миссионеров. Мормонское священство разделено на высшее, состоящее из первосвященников и старейшин и низшее, которое составляют священники, учителя и дьяконы. С членов организации взимается десятина, которая, наряду с доходами от предприятий и банков позволяет осуществлять обширную миссионерскую работу в 162 странах мира. Журнал «Лиахона» - главный пропагандистский печатный орган издается на различных языках. Миссионерская деятельность ведется и в Украине, где организация имеет официальную регистрацию, представительство и сторонников.

Новая церковь, или Церковь Нового Иерусалима - последователи Эммануила Сведенборга (1688-1772 гг.), известного шведского теософа- мистика, ученого широкого профиля, который свой духовный опыт описал в книге «Дневник видений». Основу вероучения Новой церкви составляют 33 тома теологических произведений Сведенборга, в частности книга «Тайны неба», «О небе и его чудесах и об аде», «Учение Нового Иерусалим», которые в Швеции долгое время были под запретом, а их автор обвинялся в ереси. Лишь после смерти Сведенборга появляются кружки его почитателей. Первый такой кружок основал в Лондоне Роберт Хиндман. Датой рождения Сведенборгской церкви считается 1788 г. Сейчас общины сведенборгцев действуют в разных странах Европы и Америки. Церковь издает журнал «Дорога к себя», имеет богословские семинарии в Англии, Соединенных Штатах. Общины Новой церкви есть во Львове и Донецке.

Православная церковь Божией Матери Державная — неохристианское образование, которое считает себя наследницей «Российского самодержавного православия» и истинно православной церковью. За время своего существования использовала разные названия: «Фонд новой святой Руси», «Церковь Непорочной Девы», «Церковь Божией Матери», «Фонд «Мария XXI

в.», «Российская вселенская Марианская церковь», «Церковь Божией Матери Преображающейся», «Вселенская Параклитская Богородичная Церковь», «Церковь третьего Завета». Богородническая церковь организационно формировалась в 80-ых годах в России и официально зарегистрирована в 1992

г. как Церковь Божьей Матери Преображающейся. В Украине общины Богороднической церкви появились в 1992 г. Возникновение этой церкви ее приверженцы связывают с началом откровений Богородицы в 1984 г. старцу Иоанну (Береславскому). Богородническая церковь провозгласила себя Церковью царства Божьего, которое Божья Матерь должна построить на Земле, что доверено ей Святой Троицей. Необходимо так же подготовить второе пришествие Иисуса Христа. Своеобразное истолкование в Богороднической церкви находят православное вероучение и обряды. Так, евхаристия понимается здесь как таинство воплощения в человеке Христа через Марию. Символика храма, одежды священнослужителей в Богороднической церкви отражает оказание почестей Деве Марии. Введено и много новых элементов в культ и литургические действия. Священники исповедуются перед братьями и сестрами. Большое внимание уделяется «пластической молитве», медитации: обязательно три раза в день совершается розарий - венок молитв с раздумьями о важных событиях земной жизни Господа и Богородицы. Российскую православную церковь Богородническая церковь рассматривает как «приют Сатаны», а главу церкви патриарха - как «красного дракона». Признается необходимость покаяния России перед Всевышним, перед всем миром за попытки утверждения «дявололюдской цивилизации» - коммунизма, за убийство «богороднического императора Николая ІІ», Богородническая церковь вместе с тем утверждает идею мессианской роли России для всего мира, создание через посредничество Пресвятой Богородицы именно на ее территории цивилизации, идентичной апостольскому бытию. «Духовным Израилем III Завета - есть Святая Русь», - утверждают идеологи этой церкви.

Согласно этому учения Милость Божья есть «Царицей российской и невесткой венчанной на престол Святой Руси». Появление Богороднической церкви ее руководство рассматривается как явление Божьего провидения, а потому призывает иные христианские конфессии к преодолению своих отличительных особенностей и вхождении в лоно новообразования. С экуменической целью Богородническая церковь почитает святых восточного и западного христианства. Она входит в Международный Совет общинных церквей, признается вселенской Марианской церковью. В Украине общины данного движения разбросаны в восточных, центральных и южных регионах, которые действуют под эгидой двух «престолов Божьей Матери» в Донецке и в Николаеве.

Церковь последнего Завета или Церковь Виссариона используется также название Община Единой Веры. Первая проповедь этого неохристианского течения прозвучала в 1991 году 18 августа, а «Община Единой Веры» была зарегистрирована 24 июня 1994 г. Основатель Сергей Анатольевич Тороп, более известный как Виссарион или Виссарион-Христос. Сергей Тороп родился в семье строителей под Краснодаром, позже семья переехала в г. Минусинск. Далее после окончания школы и службы в армии, Сергей Тороп пробовал разные занятия и, в конце концов, становится сотрудником милиции. Дослужился до сержанта, но после серии конфликтов был уволен. В возрасте 29-и лет, в мае 1990 г., Тороп «прозрел» и объявил себя «Сыном Божиим» - вторым воплощением Мессии под имением Виссарион. С этого времени и началось шествие по России «Спасителя-Виссариона». А особенно активно после вхождения в движение «апостола Вадима» - работника шоу-бизнеса, бывшего эстрадного певца Вадима Редькина, который стал продюсером и имиджмейкером Виссариона. Пиком развития агитационного движения Виссариона можно определить период появления в секте Марии Карпинской, которая стала «Марией Магдалиной», а до этого была известной журналисткой и членом Европарламента. Впоследствии Марии Карпинская вышла из секты, что произвело большое впечатление на последователей Виссариона.

Основы вероучения были оформлены в книге «Последний завет», которая воспринимается как Откровение и пополняется новыми частями. Признаются книги Святого Писания Ветхого и Нового Завета в интерпретации главы секты. Основная книга носит название: «Малая крупица слова Виссариона, являющего

Последний Завет от пославшего Его Отца Небесного». Отдельной книгой издано «Евангелие от Вадима». Используются и другие книги: «Последняя надежда - Обращение к современному человечеству», «Благая Весть», «Горний псалтирь». Выпускается газета «Земля Обетованная». Руководящим центром является «Дом Учителя», который находится в Малой Минусе (п. Черемшанка, Курагинского района Красноярского края).

Основы учения можно представить, используя слова Виссариона, таким образом:

•SСущность и существование Бога представляется в виде цветка, у которого «корнем Вселенной стал Единый или, как Его называют на Востоке, Абсолют. Он является Началом Истины Материального Бытия и источником Духа Жизни (материальной энергии)... Прекрасным Благоухающим Бутоном во Вселенной для человека является Отец Небесный. Он есть Великий Отец душ человеческих и Сын Единого. Бог ваш является Началом Истины Духовного Бытия и Источником Святого Духа...»

•SУстройство Вселенной выглядит так. «Во Вселенной существует Великая Гармония, где все упорядочено и развивается на основе Высшего Разума или, по-другому, закона Целесообразности, проявлением которого является закон «Бумеранга» (закон Кармы). «Если меньшее мешает или угрожает большему, то оно подлежит уничтожению во благо большего». В рамках Гармонии Материальной Вселенной возникло огромное количество Цивилизаций, проявлений Подвижного Разума Вселенной. Но поскольку все они развиваются только на основе разумных логических проявлений, то во Вселенной отсутствуют ныне такие понятия, как милосердие, сострадание, бескорыстная помощь и самопожертвование, Любовь.

•SВзаимодействие между Богом и людьми рассматривается как рождение Лучезарной Сущности Бога Сына произошедшее относительно недавно по вселенским масштабам, при слиянии энергий Духа Жизни Бога Единого и энергий планеты Земля, которая является живой и в определенной степени разумной сущностью. Родившийся Сын вобрал в себя все качества Творца, и к этому добавилась еще способность творить на основе любви. Для того, чтобы проявиться во Вселенной, творить и умножать Силы Свои, Богу-Сыну потребовались помощники. С этой целью были созданы люди, а, следовательно, Он-то и является Отцом Нашим Небесным.

SСамопредставление Виссариона отражается в таких словах: «Облик Мой ныне незначительно отличается от облика тех далеких Времен»... «Я есть Путь и Истина, Ибо говорю не от Себя, Я и Отец - едины»... «Да, много Иисусов ходит по Земле, но «Имя Мое новое» - Виссарион, что значит «Дающий жизнь». А Христос - это не имя - звание, означающее: Спаситель, Мессия, т. е. Человек, призванный Богом на служение, несущий людям Слово Бога».

•SМиссия Виссариона заключается в том чтобы «дать наставления, необходимые детям своим многочисленным на уровне их разумения» •SЦель учения можно увидеть в том, что «В настоящее время на Земле происходит подготовка Человека, как помощника Отцу Своему Великому. Главное при этом сформировать в себе способность устойчиво управлять плотью своей в процессе творения во благо окружающего мира, наполняя труд свой любовью, добром, милосердием, состраданием, творчеством. Человечество должно стать абсолютно невредоносным. Только тогда его можно будет допустить на следующую ступень развития - творения Любви, Добра и Красоты уже во Вселенной. Сохранившие в себе хоть малейшее проявление агрессии по отношению к окружающему миру, должны будут закончить свое существование».

•SНеобходимость принятия учения связывается с общим состоянием саморазрушающегося современного мира, направленного «на удовлетворение природно-инстинктивных эгоистических потребностей», чем было посажено «зерно глобального эгоизма»... «уродливая форма, не связанная с гармоничным развитием... Соревнование, как процесс подавления и устранения вероятного соперника, является до сего дня характерным движителем бурного цветения дикости и невежества».

SПредставления о Рае и Аде и будующем раскрываются таким образом. «Рай - это особый слой, опоясывающий Землю и находящийся на определенном удалении от Ее поверхности. Это начало Мира Отца Небесного, Его Великого Света... В раю ныне накапливаются те, кто в дальнейшем станет достойной основой будущего человечества... Ад - это так же, как и рай - особый слой, опоясывающий Землю, но находящийся вблизи от поверхности Ее... Ад, так же как и рай, будет существовать до поры, когда дьявол будет повергнут, после чего суть ада распадется, а души, находящиеся там, претерпят вторую смерть... В дальнейшем туда будет вложено новое предназначение, и пойдет зарождение нового человека, но прежний исчезнет».

•SУчение о переселении душ заключается в следующем. «Переселение душ существует... Человек воплощается на земле в пределах 10 раз, но только в связи с тем, что никак не может раскрыть истинную суть свою... За сей период душа либо раскрывается и доходит до неспособности нести зло, либо окончательно загрязняется и падает, становясь неспособной развиваться. В этом случае бессмысленно давать ей новую плоть... Юная душа всегда вселяется в плоть, имеющую прекрасные физические качества, и ежели в течение жизни душа не раскрывается, то...

В концентрированном виде учение Виссариона можно представить в виде следующих положений:

• Творец Вселенной (Абсолют) материален, в нем нет ни добра, ни зла.

• Творец человеческой души - Отец Небесный - создатель добра, источник Духа Жизни, который, слившись с энергией Сердца Земли-Матушки, породил Сына Божия.

• Существуют и ад, и рай.

• Существует однако и переселение душ. Души, выполнившие свое предназначение, развившиеся духовно, пребывают в раю. Неспособные к духовному росту оказываются в аду. Человек воплощается на Земле до десяти раз и каждый раз получает возможность для духовного роста.

• Есть вирус зла, который обитает только на Земле и только среди людей. Он и есть диавол. Диавола породили люди, точнее, их греховные помыслы. Мысль человека материальна, она никуда не пропадает, и злые мысли породили злых духов.

• В ближайшем будущем Землю ожидают страшные катаклизмы. За оставшиеся время необходимо объединить многие «духовные ручейки» в единую «реку общей веры», сформировать человека новой эпохи, заложить основу духовного и культурного единения всего человечества, что и определяется как задача Виссариона. Конец света объявлялся в 2007 г., но позже был перенесен на «последнюю зиму» 2011-2012 гг.

• Виссарион пришел дать последний завет Бога с человеком и должен совершить великое «священное воссоединение» всех существующих религий.

Анализ учения Виссариона показывает, что христианские положения обильно разбавлены популярными или привлекательными для современного человека взглядами из различных религий и псевдонаучными измышлениями. Образ Иисуса использует сам Тороп, пытаясь походить на него даже внешне. Идея параллельных миров ранее рассматривалась в «Розе мира» Д. Андреева, да и весьма модна в фантастической литературе и кинотворчестве. Положения о реинкарнации явно заимствованы из религий Индии. Следует также обратить внимание и на контакты с высшим разумом посредством ченнелинга (предоставление «канала связи» сверхчеловеческим сущностям), что используется в шаманизме и магии, да и связывается с уфологией, которой некогда увлекался Тороп. Так внешние братья определили место, где должна стоять обитель Виссариона. Этим местом стала вершина горы близ озера Тиберкуль.

И именно в этом месте расположился Город Солнца (Обитель Рассвета) - эконосферное поселение, ставящее целью своим трудом построить модель нового общества, в котором можно было бы воплотить в жизнь те духовные и нравственные принципы, которые были заложены в человека Богом, которые воспитывала в нем школа, книги, высокая культура, но которые, к сожалению, оказались невостребованными обществом. И именно отсюда, как считается, начнется развитие Нового мира. Само поселение и встречи с Виссарионом наполняют человека святостью. Поселение создано, по определению адептов учения, для выполнения следующих задач:

Sформирования организационных механизмов преодоления глобального кризиса всего живого на Земле;

Sна базе таежного экологического поселения «Тиберкуль» создать устойчивое эконоосферное сообщество, демонстрирующее на практике альтернативный нынешнему путь развития общества;

Sна практике показать реальность эколого-ноосферного Пути развития человечества, обеспечивающего достижение Гармонии между человеком, обществом и Природой.

Sзарождение новой культуры, традиций, быта;

Sзарождение нового этноса, не имеющего ни национальных, ни языковых, ни религиозных границ;

Sсоздание новой нетрадиционной система образования, нового отношения к медицине, к агротехнике, стоящихся на Гармонии в Природе и поддержания экологического равновесия на Земле.

Численность жителей Города Солнца сейчас составляет около 150-200 жителей, а за все время существования здесь побывало более 4000 человек. Среди сторонников учения преобладают люди с высшим образованием, горожане, инженеры, музыканты, военные, чиновники, артисты и художники. Основные занятия на поселении это земледелие и собирательство, заготовка материалов на зиму, а зимой различная ремесленная деятельность. Важнейшим направлением считается издание и распространение видео- и аудиокассет с проповедями Виссариона, а также различной литературы о Виссарионе. Каждый последователь Виссариона обязан хоть один раз посетить «землю обетованную». Здесь он проходит «крещение» и получает пояс и специальную ленту и освященный Виссарионом крестик. Главным ритуалом является так называемый магический круг, когда верующие, взявшись за руки, под специально подобранную музыку совершают определенные движения. Главная молитва - «Молитва единой веры». От членов секты требуется продать всю собственность, отдать деньги и все, что у них есть, и никогда более не вспоминать об этом.

Религии ориенталистского направления. «Новая мистика» и «эзотерические» религии Востока уже не первое столетие привлекают внимание европейского человека. Сейчас наблюдается очередной импульс интереса к восточным духовным достояниям, традициям и культуре. Это проявляется в распространении методов восточной медицины, школ единоборств, туризма и паломничества, специфического мистического опыта, появления новых религиозных общин и «коммун», которые стремятся к «коллективному мистическому опыту». Их влияние может быть объяснено несколькими факторами - это реклама, книги и пресса, всякого рода пропаганда, которая ведется духовными братьями с Востока на улицах, в кварталах и учебных заведениях Украины. Предлагается разнообразный выбор духовных практик рассчитанных на самостоятельный выбор человеком, когда все зависит от личного восприятия учения самим человеком, от личной оценки предложенного учения, а дальше - дело за практикой. Индуизм предоставляет человеку полную свободу выбора религиозной практики. Человек может постигнуть Бога через перуд (карма), или медитацию (раджа) и знание (джияна), или просто через поклонение (бхакти), - при этом все дороги одинаково ценны. В одном старинном индуистском тексте говорится: «Все эти дороги, о Господь, ведут только к тебе, как бурная река, в конце концов, сливается с морем».

Два последних столетия были богаты на учителей, которые провозглашали духовное единство человечества, общность всех религий Востока и ценность богопознания. Особо выделяются имена Елены Блаватской, семьи Рерихов - которые сумели привлечь внимание европейцев к восточному духовному опыту. Шри Рамакришна, Свами Вивекананда и Свами Йогананда стали духовными вдохновителями и основателями новых религиозных взглядов, или же оказывали содействие распространению и модернизации древних Восточных религий.

Восточный мистицизм преподносит свое учение в форме мифов, употребляя метафоры, символы, поэтические образы, сравнения и аллегории, широко используются различные амулеты и талисманы. Для восточной традиции не является столь характерной, как для западной, четкая граница между философией и религией. Восточные воззрения предоставляют богатые возможности для различных представлений о картине мира, но главная их особенность - они не мешают создавать свое видение мира, не препятствуют соединению разных направлений и различных религий. Наибольшее распространение в Украине получили направления неоиндуизма и необуддизма.

Неоиндуизм сегодня становится непременным элементом религиозной жизни не только Индии, а и многих стран Европы и Америки. Его движение началось в первой половине 19 в. в рамках индуизма как современное восприятие в среде интеллектуализированных слоев Востока и Запада. Характерным для неоиндуистских движений, как правило, становится опора на древнюю ведическую традицию при удачном использовании достижений других культур, ценностей многих религий. Все течения неоиндуизма провозглашают себя различными ученическими преемственностями общей духовной традиции индусов, во главе которой находится принцип монизма, единства в многогранности, в неделимости бытия духовного и материального, профанного и сакрального.

Во всех неоиндуистских учениях популярны идеи универсализма, синкретизма, равенства всех религий в поисках дорог к Богу, духовного базиса в реконструкции общества. Обязательным для неоиндуизма становиться наличие учителя, мастера (гуру) как проповедника учения и проводника духовных поисков личности, группы, направления. В Украине неоиндуизм представлен общинами и центрами Международного общества сознания Кришны, Ошо Раджниша, Саи-Баби, Шри-Чинмоя, Миссии «Свет души», Международного общества «Всемирная чистая религия» (сахаджи), Трансцедентальная медитация и др.

Рассмотрим некоторые неоиндуистские течения. Их выбор в данном случае, да и последующем знакомстве с неорелигиями, определяется сугубо субъективными факторами и не ориентирован на значимость или важность выбранного течения по отношению к другим.

Международное общество сознания Кришны (МОСК) или движение «Харе Кришна» является адаптированным к современности вариантом одной из ветвей вишнуизма - религии чайтанитов, которую в середине 20 в. пропагандировал Абхай ЧаранДе Бхактиведанта Свами (1896-1977), получивший среди последователей титул «Его Божественная Милость». Как бизнесмен он прибыл в 1966 г. из Индии в Америку и с целью «возрождения нравственности американского общества» начал проповедническую деятельность среди хиппи Нью-Йорка. От небольшой группы учеников Прабхупады движение выросло до всемирной сети ашрамов, духовных школ, храмов, общин, издательств, магазинов, сельскохозяйственных ферм. Только в США насчитывается св. 100 тыс. кришнаитов. Центры МОСК действуют также в Канаде, Австралии, странах Латинской Америки и почти во всех европейских государствах. Кришнаиты распространяют духовную литературу, которая выпускается самым большим книжным издательством «Бхакшиведанта Бук Траст», основанным в 1972 году.

Ядром учения МОСК, изложенного в многочисленных (около 80) трудах Прабхупады, переведенных на 35 языков мира, является вера в Кришну как Верховную личность Бога и необходимость отдания себя на преданное служение ему. Кришнаиты исполняют определенную Прабхупадой миссию: пропагандируют ведические учения о космосе, человеке, обществе; распространяют ведическую культуру и литературу; практикуют бхакти-йогу, не употребляют мясо, рыбу, яйца, кофе, чай, табак, наркотики, не играют в азартные игры и тому подобное. Кришнаиты, кроме решения проблем внутреннего усовершенствования личности, занимаются также благотворительностью. В Украине и других странах СНГ они проводят акции типа «пища для жизни», оказывают социальную помощь наркоманам, работают в тюрьмах и других местах заключения, распространяют ведическую литературу, проводят фестивали, лекции, занимаются миссионерской деятельностью на улицах и в других общественных местах.

В свой практике кришнаиты используют духовную традицию, которая сложилась на рубеже 15-16 вв. благодаря усилиям религиозного реформатора Шри Чайтаньи, который стремился возродить древнее учение и предопределил философскую и ритуальную основу деятельности Общества сознания Кришны. Современные кришнаиты стремятся соблюдать традиции своих духовных предшественников. Одной из главных форм их духовной практики является санкиртана - общее прославление Кришны пением «махамантры»: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Кроме того, широко практикуется индивидуальное повторение этой мантры с отсчетом на четках.

Центры и последователи Сатьи. Если имя лидера этого течения перевести с санскрита на русский то мы получим - истинные мать и отец. Для своих последователей Саи Баба, его имя при рождении Сатья Нараяна Раджу (1926-2011), предстает как воплощение бога, как чудотворец, как аватара и реинкарнация великого индуистского святого Шри Саи Бабы из Ширди. Началом деятельности Саи Бабы принято считать 1940 год, как считают его последователи, в это время их учитель прошел не понятый медиками двухмесячный физический стресс, после чего возросли парапсихологические способности. В 1943 году Сатья обявил себя принадлежащим всему человечеству ради которого он и пришел. Своей задачей он видел восстановление прямого пути к Богу через Истину и Любовь, а также возрождение в людях стремления к духовности, братству и сотрудничеству. В 1961 году было объявлено о начале миссии по спасению человечества. Основным местом проживания Саи Бабы становится ашрам Прашанти Нилаям (Обитель Высшего Мира) в деревне Путтапарти в Индии. Это место становится и остается центром паломничества для признающих учение Саи Бабы, куда стекаются люди со всего мира. Отсюда выходят многочисленные рассказы паломников о совершаемых Саи Бабой чудесах: исцелении больных, снятии боли, материализации предметов (священного пепла (вибхути), золотых лингамов, мелких медальонов, ожерелий, часов, колец, сладостей...).

В основу учения заложены идеи Адвайта-веданта - древней индийская религиозно-философская система, согласно которой брахман и атман тождественны и реальны, а мир нереален. А это определяет положение о том, что каждый человек это «воплощение божественного атмана», мир иллюзия - «божественная игра» (лиль), действительная реальность это только бог, которым выступает сам Саи Баба. Секрет счастья - это повседневная деятельность при осознании, что «бог создал мир как игру для себя». При этом, как лозунг данного направления используются такие слова: «Пусть свободно существуют все религии, пусть они процветают! Пусть имя Бога воспевается на разных языках и в разных странах мира! Уважайте равно все религии - ведь все они ведут к Единому Богу. Да будут счастливы все существа во всех мирах!»

Последователи Саи Бабы, действующие более чес в 170 странах, активно участвуют в общественной жизни. А после того как в 1967 году в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре был прочитан курс лекций о Саи Баби, его последователи стали охотно принимать участие в образовательной деятельности. Периодически внимание к учению привлекали заинтересовавшиеся самим учением или личностью Саи Баби знаменитые люди: политики, музыканты, религиозные лидеры. Активная проповедническая деятельность, широко растиражированные фильмы, книги, паломничество также способствует привлечению внимания к учению, да и приносит определенный доход.

Буддийские течения представлены в Украине преимущественно их модернистскими формами, но есть и аутентичные, распространенные среди национальных меньшинств, традиционно буддийских по вероисповеданию. Между данными течениями нет конкуренции или борьбы, возможно из-за своей малочисленности, они, как правило, организационно объединены в единые общины. В Украине преимущественные позиции занимает Украинская ассоциация буддистов Алмазного Пути. Насчитывается более 50 общин, действует два буддийских центра и монастырь.

Необуддизм как исторически новое движение возникает еще в первой половине 19 в. в Японии, но свое распространение начинает после Второй мировой войны в Японии, Кореи, США и Западной Европе. Характерным для необуддийских течений можно определить их акцент на одном или нескольких положениях буддийского учения. Каждое из них претендует на ортодоксальное толкование учения Будды, совмещая в своих религиозных системах идеи различных восточных традиций, и даже христианства. Буддизм в Украине представлен общинами таких направлений: дзен-буддизм, нитерен, различными школами тибетского буддизма (карма кагью, дзог чен, гелуг, риме). В качестве примера можем использовать направление дзен-буддизма.

Дзен-буддизм (дзен, чань, дзэн-буддизм, чань-буддизм) - течение в буддизме традиции махаяны, зародившееся в Китае. Основателем считается Первый патриарх дзен Бодхидхарма, который пришел из Индии и жил в монастыре Шаолинь. В дальнейшем дзен получил распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония), а далее сохраняя единую составляющую разделился на японский (школы риндзай, сото и обаку) и китайский (чань).

Согласно традиции дзен-буддизм возник в результате одной из проповедей Будды у горы Святой Гриф, когда он не говоря ни слова поднял букет цветов. Его ученики были в недоумении и только один его ученик - почтенный старец Махакашьяпа смотрел с улыбкой на своего учители и улыбался, понимая учителя. Увидев это Будда сказал: «Я обладаю самым драгоценным сокровищем, духовным и трансцендентальным, которое я передаю сейчас тебе, о, почтенный Махакашьяпа».

Считается, что дзэну невозможно научить - Знающие не говорят, говорящие не знают. Человек должен искать истину в самом себе, ему можно лишь подсказать путь достижения просветления (яп. «сатори», кит. «дунь у»), позволяющего «увидеть собственную природу» и таким образом постичь Будду. Можно выделить ряд принципов, на которых основывается дзен:

• «Не творить письменных поучений»;

• «Передавать традицию вне наставлений»;

• «Прямо указывать на человеческое сердце»;

• «Прозревать природу и истины Будды».

Наставник (мастер дзен) должен сам видеть свою природу, потому что тогда он может правильно видеть состояние ученика и давать ему подходящие именно для него указание или толчок. Важное место в учении дзен отводится коану (кит. «гунъань») - короткой истории, повествующей о конкретных случаях достижения просветления, либо содержащей парадоксальную загадку- алогизм. Основной задачей коанов является пробуждение ума слушающего. На разных этапах практики ученику могут давать разные, «противоположные» советы, например: «медитируй, чтобы успокоить ум; больше старайся»; «не старайся достичь просветления, а просто отпускай всё происходящее». Два основных вида регулярной практики дзен - сидячая медитация по несколько часов в день и простой физический труд, при этом медитация и труд не противопоставляются друг другу. Достижение просветления в дзен понимается не как состояние, а как особый «способ видения». Практики и учение дзен- буддизма нацелены на:

1. успокоение ума,

2. освобождение от жёстких взглядов,

3. отпускание привязанностей.

В Китае, где буддизм подвергся влиянию даосизма, дзен включил в систему своих практик боевые искусства. Они соединились с дзен в монастыре Шаолинь сначала в качестве гимнастики развивающей тело а далее как способ воспитания и закалки духа. В Японии под влиянием дзэн-буддизма разрабатывался свод правил и норм для идеального воина-самурая, получивший название - «Бусидо». В непосредственной связи с бусидо стояла медитация дзадзэн, вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смерти. В дальнейшем дзен стал важной составной частью различных школ восточных боевых искусств.

В настоящее время дзен распространился в странах Европы и Америки. Его практики применяются в различных областях: питании, дизайне, каллиграфии, музыке, спорте, сексе... Дзен и его практики часто привлекают к себе людей с гуманитарным складом мышления и творческие натуры: артистов, литераторов, художников...

Нитирэн - одна из самых распространенных в мире современных школ японского буддизма (наряду с дзен). Свое название школа получила по имени основателя, известного в Японии учителя Лотосовой сутры, бодхисатвы Нитирэна (1222-1282 гг.). Это направление представлено в Японии, России, Украине, в других странах монахами ордена Ниппон-дзен Мёходзы, который возник в 1917 г. по инициативе деятеля японского буддизма XX ст. Нитидацу Фудзии (1885-1985 гг.). Орден характеризуют пацифистские взгляды и соответствующая деятельность с конца 80 - начала 90-ых годов благодаря буддистскому монаху из Японии Терасави Дзюнсею. Буддийские общины этой школы возникли в Киеве, Донецке, Харькове и в других городах Украины. Последователи проводят активную миротворческую деятельность, антивоенные акции, марши мира и так далее.

Синтетические религии. В своих догматах и в культе эти религии опираются на многие традиции, но не просто эклектично объединяют их, а создают свои собственные учения, систему обрядовых действий, сильную церковную организацию, претендуя на статус сверхрелигии. Синкретические религиозные новообразования характеризует развитый культ лидера, как правило, обладающего сильной харизмой, авторитет собственных источников веры, идея богоизбранности их последователей.

В Украине определенное развитие в разное время получили: Великое Белое Братство (ВББ), Церковь объединения, или Церковь унификации сейчас некоторый подъем известности получает Всемирная вера Бахаи.

Великое Белое Братство (ВББ) начало свою деятельность в Киеве в 1990 г. Основателем и руководителем этого течения стал специалист в области кибернетики Юрий Кривоногов. Церковь имеет еще одно название - ЮСМАЛОС, которая расшифровывается так: ЮС - Юоан Свами (сам Ю. Кривоногов), МА - Мария Деви (его жена Мария Цвигун), ЛОС - Логос (Иисус Христос). Под таким названием в 1993 г. ВББ печатало свою газету (вышло несколько номеров). Полное название данного течения: Вселенская церковь Великое Белое братство ЮСМАЛОС. Это течение провозгласило себя сверхрелигией, эпохальной религией будущего. Основные свои идеи Белое Братство позаимствовало из разных вероучений (из древней ведической религии, буддизма, кришнаизма, христианства, теософии и др.), объединив и упрочив их современной научной терминологией. Современное общество изображалось исключительно сатанинским, обозначенное «числом зверя» - 666, которому апокалиптично предрекался конец света (должен был состояться, порасчетами Ю. Кривоногова, в ноябре 1993 г. с эпицентром в г. Киеве). Мария Цвигун была провозглашенная Богом Живым Марией Деви Христос, то есть Христом в втором своем пришествии в теле своей матери. Ю. Кривоногов при этом стал считаться Юоаном Свами, то есть воплощением Иоанна Богослова. Другие проповедники церкви получили имена библейских пророков и новозаветных апостолов (Даниила, Ильи, Петра, Павла, Якова и др.).

Основные заповеди, которые пропагандировались получили название Постулаты Вселенской, Всеобъемлющей ЛЮБВИ и выглядят так:

SВозлюби Бога Живого и Истинного — всем сердцем, душею и сознанием своим!

SВозлюби человечество — Любовью Матери Света!

SВозлюби врага своего!

SНе убей ничего дышащего!

SНе прояви насилия над всяким телом, душею, сознанием и духом!

^ Не кради у человека, не кради у Природы, не кради в атмосфере, не кради во Вселенной!

SБлагословляй, Жалей, Прощай обижающего и ненавидящего тебя!

SБрачные узы без Любви и Гармонии — прелюбодеяние! Вожделение вне Духовности — ментальный блуд!

•SМилосердием Благотвори мир вокруг себя!

•SСнисходи к непонимающему; не осквернись злым помыслом!

Благодаря активной миссионерской деятельности проповедников ВББ движение стремительно увеличивало численный состав, в особенности за счет молодежи: учеников, студентов, которые бросали свое обучение, семьи, занимались проповедничеством, распространением литературы и прочим. Общины ВББ возникали и в меньшем составе, но сохраняются и сейчас в различных регионах Украины и за ее границами (России, Белоруссии). Активных членов в братстве насчитывалось около 2 тыс. Когда деятельность Белого братства стала набирать откровенно антиобщественное направление, ее прекратили правоохранительные органы. Было начато следствие, по материалам которого в Киеве в 1994-1995 годах состоялся суд. Руководители братства осуждены на различные сроки заключения, но деятельность ВББ на этом не прекратилась, а после освобождения из заключения его лидеров периодически активизируется, но уже не имеет единства, так как Кривоногов обосновался в России, Цвигун в Украине (Донецк), да и вообще лидеры движения уже не столь взаимодействуют друг с другом.

Церковь объединения, или Церковь унификации — одно из самых распространенных неорелигиозных течений, в котором объединены черты восточных религий и христианства, при преобладании второго, а также различных философских и социальных учений. Основателем и руководителем Церкви является Сан Мюн Мун. В 1954 г. им была основана Ассоциация святого духа для унификации мирового христианства. В 1960 г. Сан Мун переезжает в США, где разворачивает активную религиозную деятельность. Основные положения Церкви объединения изложены в произведениях Муна, главными из которых считается «Пояснение Принципа» (1957 г.) и «Толкование Принципа» (1966 г.).

Основные концепции вероучения могут быть представлены так:

SУчение о Троице объясняет, что Святой Троицы не существует, а Бог един.

SУчение о Христе показывает, что Христос не равен в достоинстве Своему Отцу и не является Творцом.

SУчение о Святом духе трактует Святой Дух как Женский или Материнский

Дух.

SРождение Иисуса Девой подтверждает то, что Иисус был совершенным воплощением идеала творения.

SЗначение искупительной крови Христа обнаруживает, что Иисус пришел не для того, чтобы умереть на кресте, а его смерть не была волей Бога.

SСпасение зависит от совершаемых дел, которые могут спасти самого человека и других людей, умерших раньше.

SВоскресение Иисуса воспринимается духовное, но не физическое.

•SВторое Пришествие Христа связывается с самим Сан Муном, он-то и есть Господь Второго Пришествия.

•SРай и ад невечны и в конечном счете все человечество будет спасено.

•SБиблия уже не воспринимается как истина, так как с приходом Муна истек период времени Новозаветной миссии.

Как видно из данных положений в них опровергаются исходные основы традиционного христианства, в частности божественная природа Иисуса Христа, предлагается свое прочтение Святого Письма. Мун и его жена Хак Джа Хан Мун считаются «Истинными Отцами», третьими Адамом и Евой, которые по решению Бога создали совершенную семью, которая становится источником спасения для всех других семей. Те члены церкви, которые хотят вступить в брак, должны пройти через соответствующий брачный обряд. Только с благословения (блесинг) самого Муна подбираются брачные пары. Массовым коллективным венчаниям отводится большое значение, ежегодно муниты собираются для массового проведения этого обряда, в котором участвуют тысячи пар (некоторые пары подбираются Муном при самом обряде). Основной принцип учения гласит: «Смиряя себя перед Муном, служа Муну, повинуясь Муну и любя Муна, мы достигаем спасение через него».

В Церкви объединения действует строгая регламентация взаимоотношений, четкое подчинение ее членов руководству. Большое внимание уделяется работе с кадрами. На «семинарах по лидерству» проводится квалифицированная подготовка лекторов, проповедников с использованием данных современной науки и техники. Для ученых и деятелей культуры церковь организовывает симпозиумы, конференции, фестивали. Под ее эгидой действуют международные организации: «Федерация женщин за мир во всем мире», Академия профессоров «За мир во всем мире», Международный религиозный фонд и так далее. Церковь поддерживает большое количество различных научных, социальных, учебных, гуманитарных и иных проектов. Церковь объединения это быстро растущее религиозное течение, приверженцы которого находятся в 160 странах мира, в том числе и в Украине. Общины церкви есть в Киеве, Харькове, Донецке и в других городах. Активно практикуются летние оздоровительные лагеря (Киев, Конча-Заспа) для детей из малообеспеченных семей где азы внедряются азы учения. Муниты также скупают и строят дома для компактного проживания единомышленников и обустройства жизни по собственным правилам.

Всемирная вера Бахаи — относительно новая для Украины религия, которая пришла к нам из Персии в середине 19 столетия. Она создана на основе развития одного из модернизированных исламских направлений - бабизма. Ее основатель - Мирза Хосейн Али (1817-1892 гг.), известный под именем Баха- Улла (Слава Божия) в 1863 г. провозгласил миру о своей божественной миссии

- объединить человечество на основе единой религии. В отличие от христианства, квинтэссенцией которого есть любовь, в бахаизме основным принципом признана идея единства: единства Бога, единства религии, единства человечества. Исходя из этого, формулируются основные признаки Веры Бахаи:

SБог един для последователей всех религий и для всего человечества. Все Богооткровенные религии едины в своей основе.

SЧеловечество едино в своем многообразии. Любые разделяющие людей предрассудки - расовые, национальные, классовые, политические или религиозные - должны кануть в прошлое.

•SМужчины и женщины должны иметь равные права и возможности. Они подобны двум крылам птицы. Пока у одного из крыльев нет возможности проявить все свои возможности, птица человечества не взлетит в полную силу.

•SРелигия призвана находиться в гармонии с разумом и наукой.

•SИстинная религия являет собой источник любви и дружбы. Она призвана объединять людей, а не сеять вражду между ними.

SКаждый человек способен и обязан самостоятельно искать истину; он не должен слепо принимать традиционные или новые учения.

SУ всех людей должна быть возможность получить полноценное образование и воспитание.

•SМиру нужен международный вспомогательный язык.

^ Необходимо создание всемирной федерации народов для достижения всеобщего мира и согласия на планете.

Заповедями этой религии стали признания равных прав, возможностей и привилегий мужчин и женщин, необходимости обязательного образования, уничтожение крайностей бедности и богатства, запрет рабства, аскетизма, монашества, употребление алкоголя, наркотиков. Бахаисты придерживаются предписания единобрачия и супружеской верности, невмешательства в политику, уважения к своему правительству, восприятие любого труда как услужение другим, что почитаемо Богом, а, следовательно, как богослужение. Бахаисты признают все религии, всех учителей человечества, посланных Богом, понимая их учение как необходимые этапы раскрытия духовной истины. Для бахаистов Баха-Улла - последний по временам из представленных учителей. Вероисповедальным источником признается Писание основателя религии.

Первые объединения бахаистов за пределами Персии появились в Америке (1896 г.), в Канаде (1897 г.), в Англии и Франции (1898 г.), в Германии (1906 г.), в Австрии (1919 г.), в Южной Америке (40-ые годы), в Африке (60-ые годы). Известно, что в конце 19 в. община бахаистов действовала в Ашхабаде, с их учением был знаком Л.Н. Толстой. Основными распространителями веры (так называемыми пионерами) стали американцы и иранцы, которые не занимались миссионерством или пропагандой учения. Пионеры просто информируют людей о существовании таких взглядов, не навязывают их, уважая право человека на окончательный выбор. У бахаистов нет института священников. Общиной руководит местный Совет девяти (Духовные сборы), в разных странах - Национальные Духовные сборы, в мировом масштабе - Всемирный Дом справедливости. Демократические выборы обеспечивают представительство всех наций, народов и рас в верховном органе Веры Бахаи. На сегодня сторонники Веры Бахаи живут в 214 странах, общая численность их

- более 5 млн. Общины Веры Бахаи есть и в Украине, где они занимаются культовой, просветительской, культурной и другой деятельностью.

Эзотерические объединения - это, как правило, мистические течения, возникшие на рубеже 19-20 вв. как оппозиция официальной идеологии традиционных религий. Соединяя в себе эзотерические традиции различных эпох, учения современных эзотериков включили в себя веру в существование сверхъестественного мира, мистические представления о нем, магические способы общения с этим миром, подчинение его своим интересам. Все основатели эзотерических течений убежденны, что только они дают чрезвычайно глубокие положительные знания о мире, скрытые от «непосвященных».

В Украине активно о себе заявляют эзотерические учения связанные с именами Е. Блаватской, Рерихов, Д. Андреева, К. Кастаньеды, Р. Штайнера, Г. Гурджиева, Я. Боле и многих других. Прослеживается интерес к восстановлению «утраченных» в древности знаний. Проявляется внимание к учениям Эмпедокла, Пифагора, египетских и халдейских жрецов. Не остаются без внимания Парацельс, Нострадамус и Сведенборг. Эти разнообразные течения могут проявляться в определенной чистоте, а могут переплетаться, создавая совершенно непредсказуемые комбинации. В качестве ознакомления можно обратить внимание на некоторые эзотерические движения.

Теософия (богомудрость, богопознание) - религиозно-философское учение о возможности мистического и интуитивного познания Бога путем непосредственных контактов со сверхъестественными силами. Теософия базируется на субъективном мистическом опыте, в котором человек получает откровение Бога, создавая определенную систему взглядов. Наиболее известным теософом была Елена Петровна Блаватская (12.08.1831-8.05.1891). Блаватская, девичья фамилия Ган, родилась в Екатеринославе (Днепропетровск), но вместе с семьей часто переезжал с места на место. В детстве у нее наблюдался лунатизм и галлюцинации. В десять лет Елена осталась без матери. В шестнадцать вышла замуж, но через несколько месяцев сбежала от мужа, которому было 42 года. Путешествует по Турции, Египту, Греции. Увлекается спиритизмом, астрологией, оккультизмом. В двадцатилетнем возрасте в Лондоне Блаватская встречает посвященного с востока Учителя Морью, который сообщает ей о ее предназначении. С этого момента он становится ее руководителем на пути внутреннего оккультного совершенствования, да и руководителем ее жизненных дел. После этой встречи Блаватская совершает путешествие в Канаду, а далее в США, Мексику, Южную Америку и на острова Вест-Индии (Карибский бассейн), побывала в Индии, на островах Цейлон и Ява. После чего возвращается в Лондон. С 1954 г. начинается новое путешествие Блаватской, она через Америку, Японию и Британскую Индию добирается до страстно желаемого Тибета. В 1858 г. возвращается в Европу, посещает Францию, Германию, Россию, странствует по Кавказу, Балканам, Египту, Сирии, Италии. По некоторым данным, именно в этот раз она была в Тибете, где в неисследованной области Тибета, по ее же словам, ей явились Махатмы (Учителя), которые сообщили ей сведения отайной науке. В 1870 г. оказывается в Греции, переправляется в Египет, попадает в кораблекрушение, спасается и добравшись до Каира основывает Спиритическое Общество, которое скоро распадается. Предпринимает новое путешествие по Ближнему Востоку. Далее по указанию Учителя в 1873 г. едет в Париж, а затем в Нью-Йорк. В Нью-Йорке, благодаря стараниям Блаватской, ее преданного друга Хенри Стила Олькотта и примкнувшего к ним Уильяма Куона Джаджа, 7 сентября 1875 года создают Теософическое Общество. Цель общества определяется «собирание и распространение знаний о законах, управляющих Вселенной». Для достижения цели используются древни учения Теософии - Мудрости в делах Божественных, которая стала духовной основой для многих великих философских систем прошлого (неоплатонизм, гностицизм, античные школы мистерий) и различных религий мира. Были сформулированы и главные задачи Общества:

• Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.

• Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки.

• Исследование необъясненных законов Природы и сил, сокрытых в человеке.

В 1877 г. Выходит первый монументальный труд Блаватской «Разоблаченная Исида», тираж расходится за два дня. Как результат признания книги: Блаватская получает в Мемфисе диплом и рубиновый крест - свидетельство высшей оценки знаний в области масонства. В октябре 1879 г. начинается выпуск теософического журнала TheTheosophist, который издается и сейчас. В 1880 г. Блаватская и Олькотт уезжают на Цейлон и начинают работу по возрождению буддизма, при этом сами принимают «панча шила», то есть официально становятся буддистами. В мае 1882 г. штаб-квартира Теософического Общества переносится в купленное около Мадраса поместье, которое и становится центром активной и разнообразной всемирной деятельности, направленной на расширение и укрепление Общества.

1884 г. Блаватская и Олькотт переезжают в Лондон с петицией к Британскому правительству о поддержке цейлонских буддистов. Но здесь резко ухудшается здоровье Блаватской, и они переезжают в Париж, а осенью в Германию, где начинается работа над книгой «Тайная доктрина». В этот же период в Индии разгорается скандал вокруг Теософского общества и Блаватская едет в Индию, но не изменяет ситуацию и возвращается в Европу. Живет в Германии, потом переезжает в Англию. Выдерживает новый скандал в Париже, который инициировал Всеволод Соловьев, брат знаменитого философа Сергея Соловьева, скандал, который закончился закрытием парижского филиала Теософического общества. Несмотря на это и ухудшение здоровья Блаватская завершает «Тайную Доктрину» и публикует два тома в октябре 1888

г. Книга вызывает многочисленные восторги у сторонников Блаватской и резкую критику у ее оппонентов.

Далее Блаватская окончательно переселяется в Лондон, куда переносится и штаб-квартира Теософического Общества. Она занимается выпуском журналов, написанием книг, основывает Эзотерическую секцию. Но во время эпидемии гриппа заболевает и 8 мая 1891 г. умирает. Тело ее было кремировано, прах разделен на три части, согласно завещанию, и хранится в Нью-Йорке, Лондоне и Адьяре (Индия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: