Тема №7. Азотистый обмен

Задача № 1

     У больного в крови содержание мочевой кислоты составляет 1 ммоль/л, содержание креатинина -  130 мкмоль/л. Какое заболевание можно предположить у данного больного?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что такое мочевая кислота? Из чего она образуется?

2. Что такое креатинин? Из чего он образуется?

3. Сравните данные показатели с нормой.

 

Задача № 2

    Для лечения подагры используется аллопуринол. Почему в результате лечения образуются ксантиновые камни?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что такое подагра?

2. На чем основано применение аллопуринола?

3. Из чего образуется ксантин?

 

Задача № 3

     При лейкозах, злокачественных новообразованиях, голодании увеличивается содержание мочевой кислоты в крови и моче. Объясните, почему это происходит.

Для ответа вспомните:

1. Продуктом какого процесса является мочевая кислота?

2. Напишите ход реакций данного процесса.

 

Задача № 4

     При наследственной оротацидурии за сутки с мочой выводится до 1,5 г оротовой кислоты. С чем это связано?

Для ответа вспомните:

1. Метаболитом какого процесса является оротовая кислота?

2. Недостаточная активность какого фермента приводит к ее накоплению?

2. С помощью каких препаратов можно устранить «пиримидиновый голод» при данном заболевании?

 

Задача № 5

     В клетке имеется несколько десятков разных тРНК и несколько десятков тысяч мРНК. Чем объясняется такое различие в количестве разных типов нуклеиновых кислот?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Какие виды РНК вы знаете?

2. Каковы их функции?

 

 

Задача № 6

В препаратах ДНК, выделенных из двух видов бактерий, содержание аденина составляет, соответственно, 32 и 17% от общего содержания азотистых оснований. Одна из бактерий была выделена из горячего источника (65°С).

1. Какие относительные количества гуанина, тимина и цитозина содержатся в этих препаратах ДНК?

2. Какая из ДНК принадлежит термофильной бактерии?

 

Задача № 7

ДНК бактериофага имеет следующий состав: аденин-23%, гуанин-21%, тимин-36%, цитозин-20%. Какой можно сделать вывод о вторичной структуре ДНК?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Какие азотистые основания относятся к пуриновым, а какие к пиримидиновым?

2. Какие азотистые основания являются комплементарными?

 

Задача № 8

В процессе эволюции молекула ДНК сформировалась как двойная спираль. Почему?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Как построена двойная спираль ДНК?

2. Какие функции выполняет ДНК?

 

Задача № 9

    Перечислите возможные последствия мутации, вызванной заменой одного основания эукариотической ДНК в участке, кодирующем фермент.

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что такое мутации? Какие виды мутаций вы знаете?

2. Что такое ферменты? Что такое активный центр фермента?

 

Задача № 10

     У больного появились отеки. С изменением концентрации каких белков плазмы крови это состояние может быть связано и почему?

Для ответа вспомните:

1. Основные фракции белков плазмы крови.

2. Функции белков плазмы крови.

 

Задача № 11

     В биохимической лаборатории двум однофамильцам определили белок в плазме крови, при этом на бланке не указали инициалы. Содержание белка в одном анализе было 30 г/л, в другом – 100 г/л. У одного больного - обширные отеки, а у другого – пневмония. Укажите, кому принадлежит соответствующий анализ. Вывод обоснуйте.

Для этого вспомните:

1. Что такое гипер- и гипопротеинемии?

2. С изменениями, каких фракций связаны эти изменения?

 

Задача № 12

    В кардиологическое отделение поступил больной с нарушением кровообращения, понижением артериального давления и признаками интоксикации. Зачем врач назначил больному анализ на остаточный азот?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что такое остаточный азот?

2. Что такое гиперазотемия? Какие типы гиперазотемий вы знаете?

 

Задача № 13

    У больного концентрация остаточного азота составляет 40 ммоль/л, мочевина – 28 ммоль/л, креатинин в сыворотке крови – в норме, креатинин в моче – понижен. Определить тип гиперазотемии.

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что такое гиперазотемия? Типы гиперазотемий?

2. Перечислите фракции остаточного азота.

 

Задача № 14

     У больного концентрация остаточного азота составляет 40 ммоль/л, мочевина – 28 ммоль/л, креатинин в сыворотке крови и в моче – в норме. Определить тип гиперазотемии.

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что понимают под остаточным азотом крови? Что входит в его состав?

2. Что такое гиперазотемия? Типы гиперазотемий?

2. Перечислите фракции остаточного азота.

 

Задача № 15

     Пациент длительное время находился на белковой диете. Концентрация остаточного азота составляет 30 ммоль/л, мочевины – 8 ммоль/л. Креатинин в сыворотке крови и в моче соответствует норме. Определить тип гиперазотемии.

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что такое остаточный азот? Каковы основные причины накопления остаточного азота в крови?

2. Перечислите фракции остаточного азота.

 

Задача № 16

     У больного острый лейкоз. Как изменится уровень остаточного азота? За счет какой фракции?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что такое гиперазотемия? Типы гиперазотемий?

2. Назовите основные фракции остаточного азота.

 

Задача № 17

    У больного уремия. Наблюдаются судороги, потеря сознания. Как изменится уровень остаточного азота, мочевины и креатинина в крови? В моче?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что такое уремия?

2. Что такое остаточный азот? Назовите его фракции.

3. О какой патологии можно судить, зная содержание креатинина в крови и моче?

Задача № 18

    У больного 43 лет через 2 дня после подъема температуры до 38оС появилось желтушное окрашивание кожи и слизистых, моча потемнела, кал обесцветился. В крови уровень общего билирубина - 50 мкмоль/л, прямого -  20 мкмоль/л. В моче обнаруживается уробилин и билирубин. Какой вид желтухи можно предположить?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Напишите схему распада гемоглобина.

2. Какие виды билирубина вы знаете?

3. Каковы нормы билирубина в крови?

 

Задача № 19

    У больного после переливания крови появилось желтушное окрашивание кожи и слизистых.

1. Какой вид желтухи можно предположить?

2. Как изменятся показатели пигментного обмена в крови и моче?

2. Какие виды желтухи вы знаете?

Задача № 20

    У новорожденного сразу после рождения обнаружилась желтуха. Общий билирубин в крови - 60 мкмоль/л, непрямой - 53 мкмоль/л. Вид желтухи?

Для ответа вспомните:

1. Какие виды билирубина вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

2. Какие виды желтухи вы знаете?

 

Задача № 21

    У больного развивается дегенерация печени и гипоталамических ядер. 1. С чем это может быть связано?

2. Какие подходы к лечению этого заболевания вы можете предложить?

 

Задача № 22

    У больного обнаружено повышение концентрации ионов меди в плазме крови.

1. С чем это может быть связано?

2. К чему это может привести?

 

Задача № 23

    При обследовании в крови обнаружен С- реактивный белок. Можно ли считать человека здоровым?

Для обоснования ответа:

1. Перечислите известные вам белки плазмы крови.

2. Какую информацию дает определение С- реактивного белка?

 

Задача № 24

    После введения голодающим крысам глутамата и аспартата концентрация глюкозы в крови животных увеличилась. С чем это связано?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Какие реакции лежат в основе образования безазотистых остатков аминокислот? Напишите эти реакции для аспартата и глутамата.

2. Напишите схему использования безазотистых остатков аминокислот в образовании глюкозы.

3. Как называется этот процесс?

 

Задача № 25

    Животные длительное время получали только белковую пищу. Снижения глюкозы в крови при этом не отмечалось. Почему?

Для ответа:

1. Напишите схему процесса, поддерживающего уровень глюкозы в крови при углеводном голодании.

2. Укажите нормальную концентрацию глюкозы в крови.

 

Задача № 26

     После внутривенного введения животным N15-аспартата радиоактивная метка появляется в составе нуклеиновых кислот. Какие атомы пуриновых и пиримидиновых оснований будут содержать метку?

Для ответа вспомните:

1. Что необходимо для  синтеза пуринового кольца?

2. Укажите происхождение каждого атома кольца пурина.

3. Из чего идёт синтез пиримидинового кольца?

4. Напишите схему синтеза пиримидиновых нуклеотидов. Проследите путь метки.

Задача № 27

    Ограниченное поступление углеводов с пищей не влияет на запасы гликогена. Почему?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что такое гликоген? Из чего он состоит?

2. Какие процессы поддерживают концентрацию глюкозы на постоянном уровне?

Задача № 28

    Организму человека не требуется постоянного поступления с пищей пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов. Почему?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что такое нуклеотиды?

2. Из чего они синтезируются в организме?

 

Задача № 29

    Животному ввели глюкозу с радиоактивной меткой по всем атомам углерода. После инъекции инсулина метка оказалась в гепатоцитах печени и в адипоцитах жировой ткани. В состав каких соединений вошла метка?

Для ответа вспомните:

1. В каких процессах используется глюкоза в печени?

2. В каких процессах используется глюкоза в жировой ткани?

3. Напишите схемы этих процессов.

 

Задача № 30

    Рассчитайте, какое количество молей серина необходимо для синтеза 3 молей глюкозы.

Для выполнения расчетов вспомните:

1. Каким превращениям подвергается серин по аминогруппе?

2. Назовите процесс синтеза глюкозы.

3. Напишите схему превращения серина в глюкозу.

 

Задача № 31

     В рацион крыс ввели глюкозу, меченную радиоактивным изотопом С14 по 1-ому и 6-ому атомам углерода. В каких аминокислотах будет обнаружена метка?

Для ответа вспомните:

1. Какие аминокислоты называются заменимыми?

2. Напишите схему взаимосвязи углеводного и белкового обменов.

3. Какой процесс является связующим звеном между этими двумя обменами?

 

Задача №32

         Почему у детей с синдромом Леша-Нихана наблюдается тяжелая форма гиперурикемии, сопровождающаяся появлением тофусов, уратных камней в мочевых путях и серьезными урологическими отклонениями?

1. Назовите причину развития данного синдрома.

2. Почему данное заболевание сопровождается симптомами подагры.

Задача №33

У новорожденного через 3 дня после рождения появилась желтуха. Общий билирубин крови в крови - 30 мкмоль/л, непрямой - 27 мкмоль/л. Через 2 недели желтуха исчезла. Назовите вид желтухи.

1. Что такое желтуха?

2. Какие виды билирубина вы знаете?

3. Причины развития данного типа желтухи?

 

Задача №34

При угрозе желтухи новорожденного матери перед родами и ребенку сразу после рождения назначают небольшие дозы фенобарбитала. С чем это связано?

Для ответа вспомните:

1. Чем опасно накопление билирубина в крови?

2. Как происходит обезвреживание билирубина?

 

Задача №35

   У ребенка в первый год жизни развилась мегабластическая анемия, не поддающаяся лечению препаратами фолиевой кислоты. Отмечается отставание в росте и умственном развитии. В охлажденной моче обнаруживаются кристаллы оротовой кислоты.

1. Какие заболевания сопровождаются такими симптомами?

2. Назовите причины появления оротовой кислоты в моче.

3. Дайте рекомендации по лечению данной патологии.

 

 

ТЕМА №8. ВИТАМИНЫ

 

Задача № 1

     В инфекционное и гастроэнтерологическое отделение БСМП поступили два больных с вирусным гепатитом и циррозом печени, соответственно. Наряду с другими жалобами оба больных отметили появления в последнее время больших синяков на теле при малейших ушибах. Анализ крови показал у обоих увеличение времени свертывания крови и снижение уровня протромбина в 2 раза.

1. О нарушении содержания какого витамина говорит врачу данная клиническая картина?

2. Какое лечение по этим симптомам должен назначить инфекционист, и какое – терапевт?

 

Задача № 2

     В последний триместр беременности у женщины появились боли в костях. Биохимический анализ крови показал увеличение кальция, снижение концентрации фосфора и повышенную активность щелочной фосфатазы. С нарушениями какого витамина связана данная клиническая картина?

Обоснуйте:

1. Какое лечение должен назначить женщине акушер-гинеколог?

2. Профилактику, какой патологии должен проводить (особенно тщательно) педиатр у ребенка этой женщины после родов?

Задача № 3

     В хирургическое отделение после травмы поступил больной. Экспресс-лаборатория обнаружила у него в крови тяжелый декомпенсированный ацидоз и увеличение концентрации лактата и пирувата. Какие витамины должен назначить хирург данному больному для нормализации этих показателей?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что такое ацидоз?

2. С чем связано повышение лактата и пирувата в крови?

 

Задача № 4

    Витамин В12 вводят внутримышечно, а не назначают в виде таблеток.  С чем это связано?

Для обоснования ответа вспомните:

1. К какой группе витаминов относится В12?

2. Каковы биологические функции витамина В12?

 

Задача № 5

     Одно из клинических проявлений цинги – кровоизлияния под кожу и слизистые оболочки. Недостаток какого витамина приводит к этому заболеванию?

Для ответа:

1. Вспомните, какова роль этого витамина в формировании межклеточного матрикса?

2. Напишите реакцию, лежащую в основе этого процесса.

 

Задача № 6

    При гриппе и ОРЗ врачи часто назначают больным большие дозы витамина С (3-4 г в сутки).

1. Можно ли применять витамин С в таких дозах длительно?

2. К чему это может привести?

 

Задача № 7

    Витамины А и Д можно принимать сразу за один прием в таком количестве, которого достаточно для поддержания их нормального уровня в течение нескольких недель. Витамины же группы В необходимо принимать значительно чаще. Почему?

Для обоснования ответа:

1. Вспомните классификацию витаминов.

2. Назовите отличия одной группы от другой.

 

Задача № 8

    Одним из проявлений постхолецистэктомического синдрома (состояние после хирургического удаления желчного пузыря) является повышенная кровоточивость, которая корректируется длительным введением викасола.

1. Объясните возможные причины кровоточивости.

2. Будет ли наблюдаться увеличение свертывания крови таких больных в пробирке, если к ней добавить викасол?

 

Задача № 9

    Как влияет на свертывающую систему крови поступление в организм витамина К, Са2+ и гепарина? Какие из этих веществ действуют быстро, а какие требуют времени для реализации своего эффекта?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Какова биологическая роль витамина К?

2. Какую роль играет Са2+ в процессе свертывания крови?

3. В чем заключается влияние гепарина на процесс свёртывания крови?

 

Задача № 10

    В составе природных жиров присутствует витамин А и другие жирорастворимые витамины.

1. В каком виде – очищенном или в составе природных жиров витамин А сохраняется дольше, то есть его двойные связи медленнее окисляются кислородом?

2. Почему?

Задача № 11

     В метаболизме серина и глицина принимает участие витамин, выполняющий важную роль в синтезе ряда соединений. Назовите этот витамин и его производное, выполняющее коферментную функцию.

Для обоснования ответа вспомните:

1. Как происходит обмен серина и глицина.

2. Возможны ли взаимные превращения этих соединений?

 

Задача № 12

    У больного фотодерматит, нарушение пищеварения, диарея, невриты, атрофия и болезненность языка.

1.С недостатком  какого витамина это связано?

2. Какие активные формы этого витамина вы знаете? Как они образуются?

 

Задача № 13

    В клинике дикумарол используется для предупреждения образования тромбов.

1. На чем основано такое применение дикумарола?

2. Почему свертываемость крови в пробирке сохраняется при добавлении дикумарола?

 

Задача № 14

     Животному ввели серин с меченным 14С в α-положении. Через некоторое время метка была обнаружена в креатине.

1. Напишите формулу креатина и укажите меченный углеродный атом.

2. Отсутствие какого витамина может привести к нарушению синтеза креатина?

 

Задача №15

При дефиците витамина В6 у грудных детей, находящихся на искусственном вскармливании, могут возникнуть поражения нервной системы. Объясните, с чем это связано?

1. Для этого приведите примеры реакций образования известных вам биогенных аминов.

2. Вспомните биохимические функции витамина В6.

3. Какие продукты реакции образуются при декарбоксилировании гистидина, серина, глутамата?

4. Расскажите о значении продуктов перечисленных реакций.

 

Задача №16

В последний триместр беременности у женщины появились боли в костях. Биохимический анализ крови показал увеличение кальция, снижение концентрации фосфора и повышенную активность щелочной фосфатазы.

1.С чем это связанно?

2. Какое лечение должен назначить гинеколог?

3. Профилактику какой патологии должен проводить педиатр у родившегося ребенка?

 

Задача №17

У ребенка проявляются явные признаки рахита (долго не зарастает родничок, задерживается прорезывание зубов). Ему был назначен рыбий жир в капсулах, но это не помогает. Тогда врач решил проверить состояние печени. Почему?

1. Какой витамин содержится в рыбьем жире?

2. Назовите активные формы этого витамина, где и как они образуются?

 

Задача №18

У 4-х летнего ребенка ярко выражены явления рахита. Расстройств пищеварения не наблюдается. Ребенок много находится на солнце, прием витамина D3 проявления рахита не уменьшил. Чем можно объяснить развитие рахита у этого ребенка?

Для ответа вспомните:

1. Что такое рахит?

2. Какое значение имеет витамин Д?

3. Как образуется активная форма витамина Д?

 

ТЕМА №9. ГОРМОНЫ

Задача № 1

    Препарат Но-шпа снимает мышечный спазм. Объясните, на чём основано его действие.

Для обоснования ответа:

1. Вспомните, накопление какого вещества в клетке приводит к расслаблению гладких мышц?

2. Напишите схему метаболизма этого соединения.

 

Задача № 2

    Одним из осложнений акромегалии является сахарный диабет. Почему он возникает?

Для обоснования ответа вспомните:

1. С чем связано развитие акромегалии?

2. Как изменяется обмен веществ у больного акромегалией?

 

Задача № 3

    Два больных диабетом в бессознательном состоянии доставлены в клинику. После инъекции глюкозы один из них пришел в сознание, другой остался без сознания. Каковы причины этих состояний?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Какие виды сахарного диабета вы знаете?

2. Какие виды ком вы знаете?

3. Как вывести из комы больного, которому не помогло введение глюкозы?

 

Задача № 4

    На приеме у врача больные сахарным диабетом. Один пациент - пожилого возраста -  страдает ожирением, у другого – молодого -  вес тела существенно ниже нормы. Объясните, чем отличается разная направленность липидного обмена у этих больных?

Дл ответа вспомните:

1. Какие виды сахарного диабета вы знаете?

2. Как изменяется обмен липидов у больных обоими видами диабета?

 

Задача № 5

         У пациента в крови и моче резко повышено содержание ацетоацетата и β-гидроксибутирата. Что может быть причиной этого повышения?

Для ответа вспомните:

1. Что такое ацетоацетат и β-гидроксибутират?

2. Какие гормоны регулируют их синтез?

3. Какие дополнительные биохимические исследования необходимо назначить для уточнения диагноза?

Задача № 6

    Больной проходил курс лечения стероидными гормонами. У него обнаружена незначительная гипергликемия, полиурия, в моче повышено содержание мочевины и других азотсодержащих соединений. Кетоновые тела в норме. Можно ли диагностировать у него сахарный диабет?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Как влияют стероидные гормоны на обмен веществ?

2. Что такое сахарный диабет?

 

Задача № 7

    Одному пациенту врач поставил диагноз стероидный диабет, а другому –  сахарный.

1.Какие сдвиги в обмене углеводов имеются в обоих случаях?

2. Какие характерны только для сахарного диабета?

3. Для какого диабета более типичен кетоз и почему?

 

Задача № 8

     У пациента опухоль поджелудочной железы. При этом повышен синтез инсулина и наблюдаются такие симптомы, как дрожь, слабость и утомляемость, потливость, постоянное чувство голода. Почему развиваются выше названные симптомы?

Для ответа вспомните:

1. Как влияет избыток инсулина на обмен веществ?

2. Почему это может привести к нарушению мозговой деятельности?

 

Задача № 9

    Почему при приступах бронхиальной астмы нельзя часто использовать препараты, стимулирующие β-адренорецепторы? Что необходимо назначить, если прием этих средств не предупреждает развития астматического статуса?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Какие гормоны действуют через β-адренорецепторы?

2. Какие эффекты реализуются через β-адренорецепторы?

 

Задача № 10

    Одним из перспективных путей разработки лекарственных препаратов для лечения атеросклероза признается синтез аналогов тиреоидных гормонов. 1. Почему?

2. Что мешает использовать для этих целей тироксин или трийодтиронин?

 

Задача № 11

    Пациенту с болезнью Паркинсона назначили препарат ипраниазид (ингибитор МАО). Укажите возможные причины заболевания и механизм действия этого лекарственного препарата.

Для ответа:

1. Вспомните, с чем связано развитие болезни Паркинсона?

2. Напишите схему синтеза медиатора, концентрация которого меняется при болезни Паркинсона.

3. Напишите реакции инактивации этого медиатора.

4. Какой естественный метаболит может быть эффективным при лечении паркинсонизма?

 

Задача № 12

    У больного резко повышено кровяное давление, содержание сахара и НЭЖК выше нормы, глюкозурия. Количество норадреналина и адреналина в плазме крови повышено в 500 раз. С чем это может быть связано?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Как влияют катехоламины на обмен веществ?

2. Каков механизм действия катехоламинов на гладкую мускулатуру?

 

Задача № 13

     При гипофизарной карликовости наблюдается склонность к гипогликемическому состоянию, а при гигантизме и акромегалии толерантность к сахарной нагрузке, как правило, снижена. Объясните, почему это происходит?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что приводит к развитию данных патологий?

2. Перечислите причины развития гипогликемии.

3. Что такое сахарная нагрузка? Как и в каких случаях она проводится?

 

Задача № 14

    У двух больных с клиническими проявлениями тиреотоксикоза с помощью радиоиммунного анализа выявлены следующие сдвиги в концентрации гормонов:

  Т3 и Т4 Тиреотропный гормон Тиреолиберин
Больной А Выше нормы Выше нормы Ниже нормы
Больной Б Выше нормы Ниже нормы Ниже нормы

Какое можно сделать заключение о локализации патологического процесса?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что такое тиреотоксикоз?

2. Каковы причины развития этого заболевания?

3. Где синтезируются перечисленные гормоны?

 

Задача № 15

    Пациенту был назначен длительный курс глюкокортикостероидной терапии.

1. К чему может привести резкая отмена препарата?

2. Какие бы вы дали рекомендации по правильной терапии глюкокортикостероидами?

 

Задача № 16

    У больного наблюдается резкое снижение веса тела, повышенная раздражительность, небольшое повышение температуры по вечерам, экзольфтальм.

1.О каком заболевании идет речь?

2. Объясните причины развития перечисленных выше симптомов.

 

Задача № 17

     Известно, что гормоны могут осуществлять свое действие как через внутриклеточные рецепторы, так и через рецепторы, расположенные на поверхности клеточной мембраны.

1. В каком случае гормональный эффект наступает быстрее?

2. С чем это связано?

Задача №18

    В эксперименте крысам провели гипофизэктомию. Как изменится содержание глюкозы в крови?

Для обоснования ответа:

1. Назовите источники глюкозы крови.

2. Назовите причины гипо- и гипергликемии.

3. Какие гормоны регулируют глюкозу крови и где они вырабатываются?

Задача №19

    Человек неадекватен в своем поведении, бывает агрессивным, конфликтует в быту и на работе. Избыток какого гормона может способствовать формированию такого поведенческого статуса?

При ответе на этот вопрос вспомните:

1. Какие отделы симпатико – адреналовой системы вы знаете?

2. Какие гормоны в них образуются и какую функцию они выполняют?

 

Задача №20

    Больной сахарным диабетом внезапно потерял сознание (диабетическая кома). Может ли врач установить характер этой комы без лабораторного подтверждения? Какие биохимические анализы необходимо провести в лаборатории для подтверждения данного вида комы?

Обоснуйте ответ, для этого вспомните:

1. Что такое сахарный диабет?

2. Биохимическая диагностика сахарного диабета и его осложнений?

3. Какие виды ком вы знаете и каковы их признаки?

 

Задача №21

    К гинекологу обратилась женщина, у которой появилась лактация, хотя беременность отсутствовала. Ей назначили анализы на содержание гормонов в крови. Какие гормоны могли вызвать лактацию?

Для ответа вспомните:

1. Какие иерархические уровни системы регуляции обмена веществ и функций организма вы знаете?

2. Чем представлен второй уровень?

3. Какой орган занимает важнейшее место в иерархической системе, объединяя высшие отделы ЦНС и эндокринные железы?

4. Какие гормоны в нем вырабатываются?

 

Задача № 22

    У больного обнаружены гипергликемия, глюкозурия, ацетонурия, снижены щелочные резервы крови. Имеет ли смысл введение гормона (какого) и не окажет ли отрицательное воздействие введение глюкозы одновременно с этим гормоном?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что такое гипергликемия? глюкозурия?

2. Какими гормонами регулируется сахар крови?

3. Какие гормоны обладают гипогликемическим действием?

 

Задача №23

При обследовании ребенка 5 лет отмечено значительное отставание умственного развития и роста. Ребенок мало активен. В крови повышено содержание холестерина. Основной обмен снижен.

1. С нарушением каких гормонов можно связать выше названные изменения?

2.  Как влияют данные гормоны на обмен веществ?

 

Задача №24

Ребенок 5лет часто болеет ОРЗ. После перенесенного стресса в течение последних 1,5 месяцев отмечается слабость, вялость. Ребенок похудел, начал много пить и часто мочиться. На фоне заболевания гриппом состояние резко ухудшилось, появился фруктовый запах изо рта, сонливость. Что привело к развитию данного состояния?

1. Что привело к развитию данного состояния?

2. Каковы механизмы развития данного состояния?

3. Нуждается ли больной, в дальнейшем, в гормонотерапии?

 

Задача №25

Мальчик 5 лет поступил в отделение интенсивной терапии в тяжелом состоянии, без сознания. Кожные покровы сухие, тургор ткани и тонус глазного яблока снижен. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Мочеиспускание обильное. Что привело к развитию данного состояния?

1.В каких случаях в выдыхаемом воздухе ощущается запах ацетона?

2. Какие изменения биохимических показателей крови сопровождают данное состояние?

 

Задача №26

У ребенка, получающего полноценное питание и витамины, наблюдается недоразвитие всего тела и скелета. При этом признаки деформации скелета отсутствуют. Существенных отклонений в психическом развитии от своих сверстников не наблюдается. Какие биохимические исследования необходимо провести, что бы выяснить причины этого состояния?

Для обоснования ответа:

1. Назовите гормоны, которые вызывают данные изменения в развитии ребенка.

2. Где они вырабатываются?

3. Как регулируется их секреция?

4. Данное состояние связано с гипо- или гиперсекрецией данных гормонов?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: