ПолитическиеучениясредневековьяиэпохиВозрождения

 

НапротяжениидлительногопериодаСредневековьягосподствовалахристианскаяконцепцияполитики.ЕесоздателямисчитаютсяАврелийАвгустиниФомаАквинский.Политическаямысльразвиваласькакоднаизотраслейбогословия(теологии).«НетвластинеотБога,существующиежевластиотБогаустановлены»–этотбиблейскийтезислежалвосновеполитическоймыслисредневековья.

ВпериодраннегосредневековьянаиболеекрупныммыслителемпроявилсебяАвгустинАврелий(Блаженный)(354–430гг.),учениекотороголегловосновукатолицизма.Особеннобольшойвкладонвнесвучениеоразделениивластинасветскуюидуховную,государственнуюицерковнуюиихвзаимодействии.

ВзглядыАвгустинанаполитическуюжизньизложенывегоглавномтрактате«ОградеБожием».Вэтомпроизведениионпротивопоставляетдвагосударства:«ГрадБожий»–церковь,гдецаритмир,покой,единство,правоисправедливость,«Градуземному»–созданномулюдьмигосударству,котороерассматривалоськакцарстводьявола,миргреховностичеловека.Признаваяцерковнуювластьвысшейвластью,Августинвтожевремявыступалзасамостоятельность,независимостькаждойизвластей,заневмешательствовделадругдруга.

Вотличиеотдревнихгреков,Августиннепридавалстольбольшогозначенияпроблемеформправления,считая,чтоглавноеприлюбойформе–верностьрелигииипринципусправедливости.

ЗаверноеиревностноеслужениеинтересамкатолическойцерквиАвгустинполучилимяБлаженныйибылпричисленкликусвятых.

СнаибольшейполнотойдухэпохиСреднихвековполучилотражениевполитическойдоктринеФомыАквинского(1225–1274гг.)–философа,теолога,явившегосяосновоположникомтомизма.Имнаписанрядтрудов:«Оправлениигосударей»,«Сумматеологии»,«Суммапротивязычников»идр..

ИсходныйтезисвсегомировоззренияФомыАквинскогосформулированимсамим:«Философия–служанкабогословия».

ЗаслугойФомыАквинскогоявляетсяразработкатеориизакона.Человеккакгражданинхристианскогогосударстваимеетделосчетырьмявидамизаконов:

· вечным(Божественныйразум,правящийВселенной);

· естественным(отражениевечногоправачеловеческимразумом,природныеправачеловека);

· человеческим(позитивноеправо,устанавливаемоевстранемонархомрадиобеспечениямираипредотвращениязла);

· Божественным(библейскиезаповеди).

Онисходилизпосылки,чтопризнаватьнадоневсякуювласть,ату,котораяотвечаетбожественнымустановлениямиестественномуправу.Еслипозитивноеправонесоответствуетбожественномуиестественномуправу,тоонопротивозаконноинеподлежитсоблюдению.ТемсамымФомаАквинскийобосновывалправонасопротивлениегреховнойинезаконнойвластиидаженавосстаниепротивтирана,хотявыступленияпротивзаконнойвластидлянегосовершеннонеприемлемы.ЭтовполнеотчетливовыражаетсявнетерпимостиФомыАквинскогоковсякогородаересям.Онтеоретическиобосновалнеобходимостьцерковнойинквизиции,видявнейсредствосохранениячистотыверы.

Какимногиемыслителидревности,ФомаАквинскийотдавалпредпочтениесмешаннойформегосударства,котораясочетаетдостоинстваразных«чистых»форм–монархии,аристократииидемократии.Приэтомонразличалабсолютнуюмонархиюиполитическуюмонархию,вкоторойвластьмонархаограниченазаконом.Заисключениемэтойприверженностимонархии,взглядыФомыАквинскогоповопросуоформахгосударствамалоотличалисьотвзглядовАристотеля.

ЗасвоитрудыпореализацииинтересовкатолическойцерквиФомаАквинскийбылпричисленкликусвятых.

ПоворотнымпунктомвразвитииполитическоймыслисталаэпохаВозрождения.

НаиболееяркимпредставителемполитическойнаукивэпохуВозрожденияпоправусчитаетсявеликийитальянскийгуманист,политическийдеятельФлоренцииНикколоМакиавелли(1469–1527).Егоработы:«Государь»,«РассужденияопервойдекадеТитаЛивия»,«ИсторияФлоренции».

Основноесодержаниетруда«Государь»–выявлениеприродыгосударстваимеханизмовгосударственногоуправления.Всегосударства,сеготочкизрения,можноразделитьнареспубликиигосударства,управляемыеединовластно.Последниеондополнительноподразделялна«унаследованные»и«новые».Среди«новых»,всвоюочередь,выделялисьте,гдеподданныепривыклиповиноватьсягосударю,ите,гдеони«исконижилисвободно».Опираясьнатрудыантичныхавторов,Макиавеллиутверждал,чтокаждаяизтрех«хороших»формправленияимееттенденциюперерастатьводнуизтрех«плохих»:самодержавие–втиранию,аристократия–волигархию,а«народноеправление»–вразнузданностьианархию.Каждуюизэтихшестиформ,взятуювотдельности,онсчиталгубительной:«хорошие»–попричинеихкратковременности,а«плохие»–«всилуихзлокачественности».

ПоМакиавелли,государьдолженбытьозабоченсозданиемпрочногофундаментавласти.Такимоснованиемвлюбомгосударствеявляютсяхорошиезаконыикрепкоевойско.Причемопоройзаконаслужитименноармия,вооруженнаясила.Оправеисправедливостиречинет.Государственнаявластьдолжнабытьтвердойирешительной,еедоминирующийинтерессостоитвсамосохранениииупроченииполитическойвластилюбойценой.

Заметнымвкладомвсокровищницуполитическоймыслиявиласьконцепция«государственногосуверенитета»французскогополитическогомыслителя,социолога,юристаЖанаБодена(1530–1596).Этуконцепцию,остающуюсядонастоящеговременивцентредискуссийиполитическойпрактики,онизложилвтрактате«Шестькнигореспублике».

ВажнуюрольвосвобожденииполитическоймыслиотсредневековойсхоластикисыгралнидерландскиймыслительЭразмРоттердамский(1466–1536).Онбылубежденнымпротивникомзавоевательныхвойн.Заинтересованностьввойнеонсвязывалсинтересами«тираниизнати»,защищалмирныеотношениямеждународами.

ВэпохуВозрождениянарядусполитическимиидеями,обосновывающиминеобходимостьвозникновенияиутверждениябуржуазногостроя,имелиместоиучения,которыеотрицалиэтотстрой.ЭпохаВозрождения–этовремявозникновенияутопическогосоциализма,представителямикоторогоявилисьТ.Мюнцер,Т.Мор,Т.Кампанеллаидругие.

ИдеологнародноготечениявнемецкойРеформацииТомасМюнцер(1490–1525)всвоихработахпроповедовалборьбузаобщественныйпорядокбезклассовыхразличийичастнойсобственности,действующийнаоснове«божественногоправа»и«общейпользы».Онвыступалзапереходгосударственнойвластиврукитрудовогонарода.

Мыслитель,политическийдеятельТомасМор(1478–1535)быллорд-канцлеромАнглии.В1516г.ониздалтруд«Утопия»(«место,которогонет»),вкоторомописалбедствиянародныхмасс,впервыевисториипоказал,чтопричинойэтихбедствийявляетсячастнаясобственность,которая,позволяясосредотачиватьимуществоврукахнемногих,влечетзасобойбедностьинищетувсегоостальногонаселения.Уничтожитьбедствиялюдей,полагалон,можнотолько«совершеннымуничтожениемчастнойсобственности».

ПолитическиеидеиТ.МораполучилиразвитиевтрудахТоммазоКампанеллы(1568–1639гг.)–итальянскогофилософа,мужественногоборцапротивсредневековойсхоластикииинквизиции.ЗаборьбузаосвобождениесвоейРодиныотиспанскоговладычестваКампанелла27летпровелвтюремномзаключении.

СвоиполитическиеидеиснаибольшейполнотойТ.Кампанеллаизложилвромане«Городсолнца».ВэтомпроизведениионизобразилидеальныйобщественныйстройвгосударствеСолнца.ПомнениюКампанеллы,вселюдираноилипоздно,нонеминуемопридутккоммунистическимпринципаморганизацииобщественнойжизнисоляриев.Этообязательнопроизойдет,полагалон,ибочеловекпосвоейприродеявляетсяобщественнымсуществом,коллективноеначаловнемсильнееиндивидуалистического.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: