ПолитическиеидеиэпохиНовоговремени

 

Новоевремясущественноизменилоформыитемпыформированияполитическойтеории.Усложнениеполитическойсфе­ры,постепенновыявлявшеезависимостьгосударственнойвластиотобластичастнойжизничеловека,способствовалопониманиюеекакопределеннойсоциальнойсферысосвоимиспецифическимиосновамиимеханизмами.

ЭтаэпохадаламируименаА.Бентли,Г.Моски,В.Парето,Р.Михельса,М.Вебера,В.Вильсона,Ч.Мерриамаидругихвыдающихсятеоретиков.Конечно,вразныхстранахразвитиенаучногознанияополитикешлонеравномерно.ОднакоивРоссиитру­дыБ.Н.Чичерина,П.А.Новгородцева,А.И.Строгина,М.М.Ковалев­ского,М.Я.Острогорского,Г.В.Плехановаидругихученыхявилисьдостойнымвкладомвпроцессформированияполитическойнауки.

ВконцеXIX–началеXXв.появилосьмножествоспециализиро­ванныхтеорий,посвященныхисследованиюдемократии,системполи­тическогопредставительстваинтересов,элит,партий,неформальных,психологическихпроцессов.ВНовоевремябылисформулированыосновытакихполити­ческихидеологий:этатизм,либерализм,демократия,консерва­тизм,социализм.Вэтотпериодевропейскимимыслителямибылиразработанытакиеполитологическиеидеиидоктрины,как:«до­говорнаятеорияпроисхождениягосударства»,концепция«естест­венныхинеотъемлемыхправчеловека»,теории«народногосувере­нитета»,«разделениявластей»,«гражданскогообщества»«правовогогосударства»,концепция«социально-классовойприродыгосударст­ва»идр.

ТомасГоббс(1588-1679)всвоихработах«Огражданине»,«Левиафан...»идр.,раз­рабатывалидеиестественного(догосударственного)игосударственногоилигражданскогосостоянияобщества.Догосударственныйэтапхарак­теризуется«войнойвсехпротиввсех»,чтопротиворечитестественномустремлениюлюдейксамосохранениюивынуждаетихискатьмираисо­гласия.Такаяформасогласиянайденавсозданиигосударства,черезко­тороепроисходитподчинениечастныхвольединойволерадиобеспече­ниямираибезопасности.Вразработкесвоейконцепциигосударства

Дж.Локкразрабатывалидеиестественногоправаидоговорногопроисхождениягосударства,разделениявластейинародногосуверенитета,неотъемлемыхправчеловека.Государство,поДж.Локку,создаетсядлято­го,чтобысовместнымиусилиямилюдиболеенадежнозащищалиправонажизнь,свободуисобственность.Впервыевпо­литическоймыслибылачеткосформулированаидеянеотъемлемыхправчеловека.ТакжеЛокквыдвигаетиотстаиваетидеюверховенствазаконавгосударстве.Вго­сударствениктонеможетбытьизъятизподчинениязакону.

Ш.Л.Монтескьеизвестенвполитическойнаукекакклассиктеорииразделениявластей.Необходимостьразделениявластиавторсвязывалсусловиямиобеспеченияполитическойсвободывоб­ществе.Однимизважнейшихусловийполитическойсвободыявляетсяразделениевластиназаконодательную,исполнительнуюисудебную.

РаботыШарляЛуиМонтескье(1689-1755):«Размышленияопричинахвеличияипадениярим­лян»,«Одухезаконов»идр.

ДляполитическойнаукиважнымиявляютсяследующиеработыЖанЖакаРуссо:«Рассуждениеопроисхождениииоснованияхнеравенствамеждулюдьми»,«Ополитическойэкономии»,«Обобщест­венномдоговоре,илипринципыполитическогоправа».Руссовыдвигаетидеюобщейволикакосновыгосударственногоуправления.Народвлицеволибольшинствавластвует,чиновник,опи­раясьназаконы,принятыеволейбольшинства,управляет–вотформу­лауправлениягосударствомвтеорииРуссо.СименемРуссосвязанаразработкаидеинародногосуверенитета,призна­ниянародавкачествеисточникавсякойполитическойвласти.

ЭдмундБерк(«РазмышленияореволюциивоФранции...»(1790).ВнейБеркподвергаеткритическомуанализутеоретическиеосновыфранцузскойреволюции(идеиРуссо),показывая,чтотеориянеможетбытьнадежнойосновойстабильнойпо­литики,темболее,неможетбытьнадежнымориентиромполитикирус­соистскаяволябольшинства.По­рядоквгосударстве,согласноБерку,этоитогисториииобычаев.

ТрадициявразмышленияхБерка–этопродуктистории,результатисторическогоопыта.Историяотбираетвсеценноеилучшее,превра­щаяэтолучшеевосновудальнейшегоразвития,вопорумудрогоправ­ления.

И.Кантоб­ратилвниманиенатеснуюсвязьисущественноеразличиегосударст­ва,праваиэтики.Содержаниесвязионпыталсяраскрытьпосредствомпонятия«категорическийимператив».Категорическийимперативпредставляетсобойвсеобщееобязательноеправило,кото­рымдолжныруководствоватьсявселюди.ВтеорииИ.Кантаважноеместопринадлежитпониманиюгосударствакакправовогоинститута.Нормыправарегулируютвнешниеотношениямеждулюдьми,моралькаса­етсявнутреннеймотивации.

ПолитическаяконцепцияГ.В.Ф.Гегеля(1770-1831)обращаетвни­маниенасвязьгосударства,праваисвободыволичеловека.Гегельчеткоразличаетгражданскоеобществоиполитическоегосу­дарство.Характеризуягражданскоеобщество,немецкиймыслительпо­казывает,чтоэтосферапроявлениясвободычеловека,ноздесьещенедостигаетсяподлиннаясвобода,здеськаждыйсамдлясебяцель,илишьгосударствопредставляетсобойшествиеразума,подлиннойсвободыиправа.

КарлМарксвнесзначительныйвкладвразвитиесоциологиииполи­тическойнауки.Работы:«Манифесткоммунистическойпартии»(совме­стносФ.Энгельсом),«Немецкаяидеология»,«Капитал»имногиедругие.

ВосновусвоихтеоретическихпостроенийМарксзакладываетидеюсоциально-экономической,классовойобусловленностиполити­ческихявлений,классовогопроисхожденияиклассовойприродыго­сударства.Опираясьнаматериалистическиеидеи,Марксразрабатываеттео­риюклассовойборьбыкакглавнойдвижущейсилыисторическогополитическогопроцесса.Характеризуядемократию,Марксотмечал,чтоздесь«нечеловексуществуетдлязакона,азаконсуществуетдлячеловека.Таковотличи­тельныйпризнакдемократии».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: