Восприятие: обработка сенсорной информации

Органы чувств снабжают наш мозг постоянным потоком инфор­мации об окружающем мире. Основной задачей мозга при этом ста­новится переработка этого сырого материала и использование его для осмысления окружения через процесс восприятия. Мозг справляется с этой задачей столь четко и хорошо, что мы даже не замечаем его ра­боты.

Иногда и повседневной жизни мы сталкиваемся с такими ситуа­циями, когда сформированная картина окружающего мира оказывается обманчивой. Поздно вечером возвращаясь домой, завернув за угол, мы видим грабителя, спрятавшегося в тени, и резко отскакиваем в сторону. Однако через долю секунды понимаем: этот «грабитель» — всего лишь куст. Почему же мы ошиблись и что на самом деле виде­ли там? В действительности мы увидели куст, но восприняли его как грабителя.

Вполне вероятно, что если бы мы жили в мире, где не бывает гра­бителей, а в тени прячутся саблезубые тигры, то, завернув за угол, мы могли бы увидеть именно саблезубого тигра. Необработанная ин­формация, поступающая от органов чувств, является, следовательно, очень важным, но не единственным компонентом процесса воспри­ятия. Способность видеть, слышать и чувствовать, дается нам от ро­ждения, но если бы при построении картины окружающего мира мы опирались лишь на эти ощущения, то оставались бы такими же бес­помощными, как ребенок. Мы должны научиться интерпретировать и упорядочивать эти ощущения, для чтобы окружающий мир стал безопасным и предсказуемым.

На восприятие влияет не только наш прошлый опыт взаимодей­ствия с окружающим миром, но и наше эмоциональное состояние в настоящий момент, равно как и потребности, желания, страхи и меч­ты. Некоторые люди чаще других принимают кусты за грабителей (или саблезубых тигров). Хотя в некоторых ситуациях и в опреде­ленные моменты времени мы все можем совершать подобные ошибки.

Концентрация и внимание

Наша потребительская среда — лишь часть нашего общего психо­логического окружения. Подсчитано, что мы ежедневно подвергаемся воздействию нескольких сотен рекламных объявлений. Общий объем сенсорной информации, которую мы получаем в течение дня, необы­чайно велик. Почему же столь огромное количество стимулов, посто­янно улавливаемых нашими органами чувств, не перегружает процесс нашего восприятия? Очевидно потому, что далеко не все стимулы, воздействующие на нас в конкретный момент времени, носят безотлагательныйхарактер: мы отбираем из них лишь самые важные для Нас, обращая на них внимание и игнорируя остальные.

В любой данный момент времени мы концентрируемся на наиболее важных раздражителях внешней среды. Мы не замечаем постоянного гудения работающего кондиционера воздуха, но мгновенно фокусируемся на нем, если он вдруг останавливается, превращаясь для нас в новый и, возможно, важный стимул. Если гудение возоб­новляется, издаваемый кондиционером звук снова теряет свою зна­чимость, отступая на задний план сознания. Мы будем называть та­кой процесс концентрации на ощущениях, выведении их на передний план сознания вниманием. Именно ему, что станет понятным после главы 6, принадлежит решающая роль в научении и сохранении вы­ученного в памяти.

Обращая внимание на одни сенсорные стимулы и игнорируя дру­гие, мы предоставляем им доступ к сенсорной памяти — первой ста­дии процесса запоминания, из которой они затем переходят в крат­ковременную, а потом и в долговременную. В основе этой последо­вательности психологических процессов лежат соответствующие фи­зиологические процессы. Таким образом, при налаживании канала коммуникации между отдельным органом чувств и мозгом и полном поглощении нашего внимания, другие физиологические пути в мозг блокируются, дабы нас не отвлекали и не сбивали с толку иные сен­сорные сообщения.

Такой же процесс концентрации сопровождает совершение поку­пок. До тех пор пока нам известно, что нам нужно (как в случае еже­недельных закупок в супермаркете), мы пользуемся им чрезвычайно эффективно, хотя при этом не помешало бы составить список поку­пок (и не забыть его на столе в кухне). Однако любой из нас оказы­вался в ситуации, когда такой процесс нарушался (например, вы ре­шал походить по зимним распродажам). Если мы не концентрируемся на какой-либо конкретной покупке, то очень скоро начинаем ощу­щать интенсивное воздействие тех стимулов, которые обычно не влия­ют на нас и которые в конечном счете могут полностью дезориенти­ровать и сбить с толку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: