Многополярный (2007-2014)

Периодизация и основное содержание этапов исторического развития в 1945-2014 гг.

1. Ялтинско-подстамский этап развития международных отношений (Биполярный)(1945-1991). Ялтинско-потсдамский порядок был биполярным. послевоенный порядок был конфронтаиионным. Тео- ретически биполярная структура мира могла быть как конфронтацион- ной, так и кооперационной — основанной не на противостоянии, а на сотрудничестве сверхдержав. Но фактически с середины 1940-х до се- редины 1980-х годов. Ялтинско-потсдамский порядок был конфронта- ционным. послевоенная биполярность приобрела форму поли- тико-идеологического противостояния между «свободным миром» во главе с США и «социалистическим лагерем», руководимым Советским Союзом. Ялтинско-потсдамский порядок складывался в эпоху ядерного оружия, которое, внося дополнительную конфликтность в ми- ровые процессы, одновременно способствовало появлению во второй половине 1960-х годов механизма предупреждения мировой ядерной войны — модели «конфронтационной стабильности». Ялтинско-потсдамский порядок отличался высокой степенью управляемости международных процессов. Как порядок би- полярный он строился на согласовании мнений всего двух держав, что упрощало переговоры.(США-СССР)

2. Однополярный мир (1991-2007). После развала СССР и «бархатных революций» в Европе закончилось глобальное противоборство двух сверхдержав. Возник однополярный мир, где полным гегемоном стали США. В 1991 г. США помогли изгнать Кувейту иракские войска со своей территории. В 1999 г. была проведена военная операция против Югославии. После террористической атаки на США 11 сентября 2001 г. США ввели свои войска в Афганистан. В марте 2003 г. начали войну в Ираке. Лидер Ирака Саддам Хусейн был казнён. 1 сентября 2010 г. США заявили об окончании иракской войны и постепенном выводе своих войск. К 2010 г. Соединённые Штаты Америки имели крупнейшую в мире экономику ($14,2 трлн. валового внутреннего продукта), а также мощные вооружённые силы, включая крупнейший военно-морской флот. У США постоянное место в Совете Безопасности ООН, руководящая роль в НАТО, второй (после России) по совокупной мощности ядерный потенциал на Земле. Однако США считались с мнением Европейского Союза, Китая, Индии. Заявление об окончании однополярного мира сделал президент РФ Путин во время своего выступления в Мюнхене в феврале 2007 г.

Многополярный (2007-2014)

Заявление об окончании однополярного мира сделал президент РФ Путин во время своего выступления в Мюнхене в феврале 2007 г. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Четырёхмиллионная китайская армия имеет на вооружении современные истребители и бронетехнику последнего поколения, военные корабли, крылатые и межконтинентальные баллистические ракеты, близкие по основным параметрам к ведущим странам мира. Китай превратился в супердержаву, влияние которой на мировое развитие неуклонно возрастает. То есть мир перешёл в фазу многополярности, когда на мировой полит. арене ведущие позиции имеют несколько держав что мы сейчас и наблюдаем, безусловно роль США как одной из мощнейших мировых держав неотрицаема, однако темпы развития которые на данный момент демонстрирует Китай, а также Россия на совремменном этапе укрепила свои мировые позиции, показывает что мир стал многополярным.


2. Социально-экономическое и политическое развитие ведущих европейских стран во второй половине ХХ века. 50-е годы. время быстрого экономического развития (прирост продукции промышленного производства достиг 5—6% в год). Послевоенная промыш­ленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно-техническая революция, одним из основных проявлений которой стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, управ­лявших автоматическими линиями и системами, возрастала и их зарплата. В Великобритании уровень заработной платы в 50-е гг. повышался в среднем на 5% в год при росте цен на 3% в год. В ФРГ на протяжении 50-х гг. реальная заработная плата выросла в 2 раза. Правда, в некоторых странах, например в Италии, Австрии, показатели были не столь значительными. Особенно заметным был экономический подъем в ФРГ. В послевоен­ные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х гг. расценивалась как «экономическое чудо». Оно стало возможным благодаря перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимии, электроники, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Период стабильного развития совпал с приходом к власти консерваторов. Так, в ФРГ имя К. Аденауэра, занимавшего пост канцлера в 1949—1963 гг., связывали с возрождением германского государства, а Л. Эрхарда назвали «отцом экономического чуда». В Англии консервативные правительства У. Черчилля, а затем А. Идена провели реприватизацию некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). Во многих странах с приходом к власти консерваторов началось наступление на провозглашен­ные после войны политические права и свободы, принимались законы, в соответствии с которыми граждане преследовались по политическим мотивам, в ФРГ была запрещена компартия. Перемены 60-х гг. После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений и перемен, связанных как с проблемами внутреннего развития, так и с крушением колониальных империй. Так, во Франции к концу 50-х гг. сложилась кризис­ная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В 1962 г. Алжир получил независимость. В 60-е гг. в европейских странах участились выступления разных слоев населения под разными лозунгами. Во Франции в 1961—1962 гг. организовывались демонстрации и забастовки с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил, выступавших против предоставления Алжиру независимости. В Италии прошли массовые выступления против активизации неофашистов. Рабочие выдвигали как экономические, так и политические требования. В борьбу за повышение заработной платы включались «белые воротнички» — высококва­лифицированные работники, служащие. Высшей точкой социальных выступлений в этот период стали события мая — июня 1968 г. во Франции. 1968 год ознаменовался обострением обстановки в Северной Ирландии, где активизировалось движение за гражданские права. Стычки представителей католического населения с полицией переросли в вооруженный конфликт, в который включились как протестантские, так и католические экстремистские группировки. Правительство ввело в Ольстер войска. Кризис, то обостряясь, то ослабевая, затянулся на три десятилетия. В большинстве западноевропейских стран в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии. В ФРГ в конце 1966 г. представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ) вошли в коалиционное правительство с ХДС/ХСС, а с 1969 г. уже сами формировали правительство в блоке со Свободной демократической партией (СвДП). В Австрии в 1970—1971 гг. впервые в истории страны к власти пришла Социалистическая партия. В Италии основу послевоенных правительств составляла Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то с левыми, то с правыми партиями. В 60-е гг. ее партнерами стали левые — социал-демократы и социалисты. Лидер социал-демократов Д. Сарагат был избран президентом страны. В Португалии в результате Апрельской революции 1974 г. был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществленный Движением вооруженных сил в столице, привел к смене власти на местах. Первые послереволюционные правительства (1974—1975), состоявшие из руководителей Движения вооруженных сил и коммунистов, сосредоточились на задачах дефашизации и утверждения демократических порядков, деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Была проведена нацио­нализация крупнейших предприятий и банков, введен рабочий контроль. В дальнейшем к власти пришел правый блок Демократический альянс (1979—1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования, а затем коалиционное правительство социалистической и социал-демократической партий во главе с лидером социалистов М. Соарешем (1983—1985). В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. При его одобрении начался переход от авторитарного режима к демократическому. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. В декабре 1978 г. была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. С 1982 г. у власти нахо­дилась Испанская социалистическая рабочая партия, ее лидер Ф. Гонсалес возглавлял правительство страны. Особое внимание уделялось мерам по подъему производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х гг. правительством был проведен ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся на предприятиях, и др.). Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Результатомполитики социалистов, находившихся у власти непрерывно до 1996 г., стало завершение мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу. Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XXв. Кризис 1974—1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западноевропейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях в производство. В конце 70-х — начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.) — В 1980 г. президентом США был избран республиканец Р. Рейган, победивший и на выборах 1984 г. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Было прервано многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах в 1976 г. в Швеции и Дании, в 1981 г. в Норвегии. Пришедших в этот период к власти деятелей не зря назвали новыми консерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперед, способны на перемены. Их отличали политическая гибкость и напористость, обращение к широким слоям населения. Так, британские консерваторы, возглавляемые М. Тэтчер, выступили в защиту «истинных ценностей британского общества», к которым отнесли трудолюбие и бережливость; пренебрежение к лентяям; самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху; уважение законов, религии, устоев семьи и общества; содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. Использовались и лозунги создания «демократии собственников». Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы. В 1997 г. в Великобритании пришло к власти лейбористское правительство во главе с Э. Блэром, а во Франции по результатам парламентских выборов было сформировано правительство из представителей левых партий. В 1998 г. канцлером Германии стал лидер Социал-демократической партии Г. Шредер.


3. Франклин Рузвельт и его политика. Ф. Рузвельт- 32-й президент США (с 1933-1945 гг.), одна из центральных фигур мировых событий первой половины XX века, возглавлял США во время мирового экономического кризиса иВторой мировой войны. Единственный американский президент, избиравшийся более чем на два срока (4-жды избирался). В президентской кампании 1932 года Рузвельт одержал внушительную победу над Г. Гувером, не сумевшим вывести страну из экономического кризиса 1929—1933 гг. В ходе избирательной кампании Рузвельт изложил основные идеи социально-экономических преобразований, получившие по рекомендации его советников («мозгового треста») название «Нового курса». В первые сто дней своего президентства (начавшегося в марте 1933 года) Рузвельт осуществил ряд важных реформ. Была восстановлена банковская система. В мае Рузвельт подписал закон о создании Федеральной чрезвычайной администрации помощи голодным и безработным. Был принят Закон о рефинансировании фермерской задолженности, а также Закон о восстановлении сельского хозяйства, который предусматривал государственный контроль за объёмом производства сельскохозяйственной продукции. Рузвельт считал наиболее перспективным Закон о восстановлении промышленности, который предусматривал целый комплекс правительственных мер по регулированию промышленности. В 1935 году были проведены важные реформы в области труда (закон Вагнера), социального обеспечения, налогообложения, банковского дела и т. д. Впечатляющая победа на выборах 1936 года позволила Рузвельту в 1937—1938 гг. продвинуться в области гражданского строительства, заработной платы и трудового законодательства. Предвоенная внешняя политика Рузвельта отличалась, с одной стороны, гибкостью и реализмом, а с другой, противоречивостью и крайней осторожностью. Одной из внешнеполитических инициатив в первые месяцы после прихода Рузвельта к власти явилось дипломатическое признание СССР в ноябре 1933 года. В отношениях со странами Латинской Америки была провозглашена политика«доброго соседа», способствовавшая созданию межамериканской системы коллективной безопасности. Однако опасение за судьбу внутриполитических реформ и нежелание связывать США какими-либо обязательствами в сложной международной обстановке способствовали тому, что внешнеполитический курс Рузвельта носил характер нейтралитета. В результате невмешательства в итало-эфиопский конфликт (1935) и гражданскую войну в Испании законные правительства были лишены возможности закупать американское оружие и боеприпасы в борьбе с хорошо вооруженными державами — «оси Берлин-Рим». Лишь в ноябре 1939 года, когда уже началась война в Европе, Рузвельт добился отмены статьи об эмбарго на продажу оружия и стал проводить политику помощи жертвам агрессии. Блицкриг Гитлера в Европе и третья подряд победа Рузвельта на выборах 1940 года активизировали американскую помощь Великобритании. В начале 1941 года президент подписал «Закон о дальнейшем укреплении обороноспособности Соединенных Штатов и о содействии другим целям». Закон о ленд-лизе распространялся на СССР, которому был предоставлен беспроцентный заем на сумму 1 млрд долларов. Нападение 7 декабря 1941 года японских самолётов на американскую военно-воздушную базу Перл-Харбор в Тихом океане явилось неожиданностью для Рузвельта, пытавшегося в последние месяцы 1941 года путем дипломатических переговоров оттянуть неизбежность войны с Японией. На следующий день США и Великобритания объявили войну Японии, а 11 декабря война США была объявлена Германией и Италией. Рузвельт впервые на Квебекской конференции(1943) изложил свой проект создания международной организации и ответственности США, Великобритании, СССР и Китая(«четырех полицейских») за сохранение мира. Обсуждение этой темы было продолжено на Московской конференции, Тегеранской конференции и на конференции в усадьбе Думбартон-Окс, Вашингтон. В 1944 году Рузвельт принял участие вовторой Квебекской конференции, на которой обсуждалось будущее послевоенной Германии. Переизбранный в 1944 году на четвёртый срок Рузвельт внёс значительный вклад в исторические решения Ялт. конференции (1945). По возвращении из Ялты Рузвельт, несмотря на усталость и недомогание, продолжал заниматься государственными делами и готовился к открытию 23 апреля конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско, а также 17 июля к открытию Потсд. конференции. Однако 12 апреля президент скончался от кровоизлияния в мозг.

4. США в 1950-е годы: внутренняя и внешняя политика администрации Д.Эйзенхауэра. Дуа́йт Дэ́вид Эйзенха́уэр амер. гос. и военный деятель, генерал армии (1944), 34-й президент США (20 янв. 1953 — 20 янв. 1961). Внутр. полит.1. Достигает своего апогея волна антидемократических мер, получивших название «маккартизм» – по имени сенатора-республиканца из штата Висконсин Джо Маккарти. Маккартизм использовался для подавления радикальных общественных групп и течений, профсоюзов и т.п. В категорию нелояльных» граждан министерство юстиции США заносило членов компартии США, лиги социалистической молодежи, комитет негров – работников искусства, культурный центр им. Шопена и др., что лишало их возможности работать на федеральной службе. С 1950 по 1954 гг. в США 10 млн. человек прошло проверку по различным программам «лояльности», и из государственных органов было уволено около 7 тыс. служащих. 2. Особая благосклонность республиканской администрации к состоятельным слоям населения: был отменен контроль надц ценами и заработной платой; ликвидирована Реконструктивная финансовая корпорация, действующая с 1932 г.; облегчен доступ к кредитам; сокращены налоги на корпорации и личные доходы и др. В этот период в США популярен тезис министра обороны в правительстве Эйзенхауэра Чарльза Уильсона – «то, что хорошо для страны, хорошо для «Дженерал моторе» и наоборот». 3. Налицо тенденция к сокращению федеральных социальных расходов, происходит свертывание системы общественных работ, не принята программа всеобщего медицинского страхования; продолжается активная антипрофсоюзная кампания (закон Лэндрама-Гриффина 1959 г. об отчетности и гласности в трудовых отношениях усиливал диктат государства при решении профсоюзных проблем и ограничивал деятельность радикалов в профсоюзном движении); продолжается дискриминация негров и т.п. Практическая деятельность администрации Д.Эйзенхауэра явилась той основой, на которой к концу 50-х гг. XX в. возникнет новая идеология республиканцев – неоконсерватизм. Внешн. политика республиканцев при Д.Эйзенхауэре вполне укладывалась в рамки «холодной войны», отличаясь от политики Г.Трумэна несколько более гибким характером. С одной стороны, произошло окончание войны в Корее (июль 1953 г.); вопреки мнению руководящего звена госдепартамента Д.Эйзенхауэр принял участие в состоявшемся в июле 1955 г. в Женеве совещании глав правительств СССР, США, Англии и Франции; в сентябре 1959 г. состоялся первый официальный визит председателя Совета Министров СССР Н.С.Хрущева в США и др. С другой стороны, правительство Эйзенхауэра оказывало большую помощь Франции в войне с Индокитаем; участвовало в создании СЕАТО – блока государств Юго-Восточной Азии и прилегающих к ней районов Тихого океана; летом 1954 г. войска США подавили революцию в Гватемале; госсекретарь США Д.Ф.Даллес (1953-1959 гг.) выдвинул «доктрину освобождения» – линию на организацию экспорта контрреволюции, на вмешательство во внутренние дела социалистических и других стран и т.п. Несмотря на определенное ослабление международной напряженности, ставка на достижение ядерного превосходства над СССР остается для администрации Д.Эйзенхауэра генеральной линией внешней политики США. Не исчезла и приверженность американцев постулатам «глобальной ответственности» США. Так, 9 марта 1957 г. на совместном заседании обеих палат конгресса была провозглашена «доктрина Эйзенхауэра». Ее основными пунктами стало стремление уменьшить влияние СССР в районе Ближн. Востока, имеющем жизненно важное значение для стратегических, торговых, энергетических, религиозных интересов США и их союзников. С целью спасения» стран Ближн. Востока от «угрозы советского коммунизма» в доктрине Эйзенхауэра предполагалось: 1) сотрудничество с арабскими странами «в развитии эконом. силы для сохранения национальной независимости»; 2) осуществление «программ военной помощи и сотрудничества»; 3) использование «вооруженных сил США для обеспечения и защиты территориальной целостности и политической независимости» ближневосточных стран. Этот документ продолжил трумэновскую дипломатию «окружения СССР военными объектами США. При таком внешнеполит. курсе значительные усилия амер. государства были направлены на производство «сверхоружия» и средств его доставки – баллистических ракет. В 50-е гг. XX в. индустрия вооружений и административный механизм ее полит. обеспечения заняли доминирующее место в американском обществе и получили фактически решающую роль во внешнеполит. курсе страны.

5.«Справедливый курс» Г. Трумэна в США: достижения и противоречия. Га́рри Эс Тру́мэн -государственный деятель США, 33-й президент США в 1945—1953 годах, от Демократ. партии. Г. Трумен решил обновить лозунги нового курса, назвав свою про­грамму «Справедливым курсом». Это была прогрессивная экономическая философия, основанная на политических либеральных принципах, как подчеркивал Трумен. Он хотел выйти из «тени» президента Ф. Рузвельта, и это ему в значительной мере удалось. Г. Трумен считал себя последователем великих президентов- дсмократов Т. Джефферсона, Э. Джексона, А. Линкольна, Ф.Д. Рузвельта. Для него их наследие было опорой в борьбе с консервативными республи­канцами. Идею нового курса он сформулировал гак: «Каждый американец вправе ждать от правительства справедливого отношения». Продолжая посуществу традиции Ф. Рузвельта, Трумен предлагал поднять минимальную оплату труда рабочих и служащих, добиваться по возможности полной за­нятости, одобрял заключение коллективных договоров между предприни­мателями и профсоюзами, обещал улучшить положение фермеров, сокра­тить налоговое бремя для населения и продолжать общественные работы. Программа Демократ. партии США содержала важные пун­кты об ассигнованиях федеральных государственных органов и штатов на школы и университеты, на строительство субсидируемых домов для про­стых американцев. «Дать приличное жилье каждой семье» — такой лозунг выдвинули демократы в 1949 г. Но республиканцы в Конгрессе противо­действовали демократам в намерении расширить помощь малообеспечен­ным слоям американцев. Эконом. советник президента Леон Кейзерлинг был принци­пиальным сторонником Нового курса Трумена и кейнсианских методов регулирования экономики. Он добивался ускорения темпов экономи­ческого роста, сбалансированного бюджета, предлагая увеличить госу­дарственные инвестиции для преодоления рецессии 1949 г. Кейзерлинг выступал против сокращения налогов, предлагая, наоборот, повысить их для увеличения военных расходов во время войны в Корее (1950 г.). Интересна оценка Л. Кейзерлингом экономической компетенции президен­та Г. Трумена: «Он понимал экономику не меньше, чем другие президенты, которых я знал и больше, чем Дж. Картер». Г. Трумен предложил Конгрессу принять пакет законодательных ак­тов для усиления социальной снраведливости и расширения гражданских прав. Однако в тот период республиканцы в Конгрессе и часть демократов из южных штатов не были готовы к этому. В результате усилий демокра­тов, сторонников Трумена, 10 млн. человек получили дополнит. со­циальные выплаты, были повышены пенсии и пособия для престарелых, построены миллионы новых домов, увеличена помощь детям в бедных семьях и инвалидам. В 1949 г. началась первая послевоенная рецессия — очередной цикли­ческий спад. Падение промышл. производства составило почти 9%. Снижение инвестиций было вдвое большим. В конце 1949-начале 1950 г. безработица повысилась до 7,6% и снизилась до 5,2% только через 2 года. Г. Трумен, оставаясь сторонником регулирования экономики, владел арсеналом антикризисных мер (общественные работы, гос. заказы корпорациям, финансовое стимулирование и т.д.). Он настаивал на использовании всех методов, нс считая возможным откладывать проекты социальных реформ. Т. к. курс Трумэна был направлен на смягчение социально-экономических и межрасовых противоречий в американском обществе. В 1945 году Трумэн обратился к Конгрессу с предложением принять ряд мер по повышению оплаты труда, соц. обеспечению, исключению дискриминации при найме на работу по расовому или религиозному принципу, жилищному строительству и др. Конгресс из многих предложений Трумэна утвердил только повышение минимальной заработной платы, расширил число лиц, получающих социальные выплаты по старости, и принял программу строительства дешевого жилья для малоимущих. Нереализованными остались предлагавшиеся Трумэном меры по созданию общенац. системы медицинского страхования, обеспечению гражд. прав и др. Т. е. курс Трумэна был дан в сторону увеличения соц. справедливости в обществе, поэтому и назван "справедливым".

6. Начало «холодной» войны. Возникновение новых военно-политических блоков.Холодная война — глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое противостояние в 1946—1991 годах между СССР и союзниками — с одной стороны, и США и их союзниками — с другой. Эта конфронтация не была войной в международно-правовом смысле. Одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба — как следствие противоречия между капиталистической и тем, что в СССР именовали социалистической, моделями. Итак, «Холодная война» возникла вскоре после окончания Второй Мировой войны, когда союзники принялись подводить её итоги. Что же они увидели? Во-первых, пол-Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы. Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий. В-третьих, мир быстро поляризовался и превращался в двухполюсной. В-четвертых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими. Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР. Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй Мировой войны, быстрее других и осознал Черчилль, провозгласив “холодную войну”, и сигналом к холодной войне послужила его речь в Фултоне против СССР 5 марта 1946 г. СССР это расценило как начало противостояние с Западом. Следующим моментом обострившим ситуаци послужила доктрина Трумэна от 12 марта 1947 г., Основой которой являлась политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире. После этого начинается активное противостояние между странами социалистического блока во главе с СССР, и странами запада во главе с США, и идёт процесс формирования военно-политических блоков направленных друг против друга. НАТО - военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния». Тогда государствами — членами НАТО стали 12 стран — США, Канада, Исландия, Великобритания,Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. ОВД. В противовес НАТО, страны соц. блока создают ОВД. от 14 мая 1955 года — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза — Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший биполярность мира на 36 лет. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО.Заключение Варшавского договора было вызвано угрозой миру в Европе, созданной ратификацией западными государствами Парижских соглашений 1954 г., предусматривающих образование Западноевропейского союза, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО. Варшавский договор носит строго оборонительный характер.Договор подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 года на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет. СЕА́ТО - военно-политический блок стран Азиатско-Тихоокеанского региона, существовавший в 1955—1977 годах. Созданная по инициативе США военно-политическая группировка была, по сути, направлена на борьбу против национально-освободительных (главным образом коммунистических и иных «прогрессивных») движений в Юго-Восточной Азии. Фактически, в отличие от НАТО, нападение на одного из участников договора СЕАТО автоматически не считалось нападением на остальных, следовательно, каждый участник мог эффективно заблокировать любое коллективное действие СЕАТО. В СЕАТО входили: Австралия, Великобритания, Новая Зеландия,Пакистан (до 1973),США,Таиланд (до 1975),Филиппины, Франция (до 1974). СЕ́НТО - военно-политическая группировка на Ближнем и Среднем Востоке, созданная по инициативе Великобритании, США, а такжеТурции, и существовавшая в 1955–1979 годах. В СЕНТО официально входили: Великобритания (с апреля 1955), Ирак (до марта 1959), Иран (ноябрь 1955 — март 1979), Пакистан (сентябрь 1955 — март 1979), Турция. США. СЕНТО мыслился как военный блок для региона Юго-Западной Азии и Индийского океана. А́НЗЮК - военно-политический союз (прообраз НАТО для Азиатско-Тихоокеанского региона), существовавший в 1971-75 г. В АНЗЮК входили:Австралия,Великобритания, Малайзия, Новая Зеландия (до 1974), Сингапур.

7. Международные отношения в годы «холодной войны». Начало «холодной войны» принято датировать речью экс-премьера Великобритании У. Черчилля, произнесенной 5 марта 1946 г. в городе Фултон. 12 марта 1947 г., президентской администрацией США была провозглашена доктрина Трумэна, предусматривавшая оказание американской военной помощи тем странам, над которыми нависла «коммунистическая угроза». Эта доктрина стала идеологическим обоснованием «холодной войны». Отношения между Советским Союзом и Западом постепенно начинают приобретать характер острого политического и военного противостояния. В качестве ключевых событий в этом процессе следует выделить отказ СССР от плана Маршалла, гражданскую войну в Греции и создание Информационного бюро Коммунистических и рабочих партий — Коминформа. 5 июня 1947 г. глава Госдепартамента США Д. Маршалл заявил, что для укрепления режимов европейских демократий необходимо предоставить им срочную финансовую и экономическую помощь. Советский Союз расценил этот план как концепцию экономического закабаления Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в его реализации. С образованием осенью 1947 г. Коминформа Европа оказалась окончательно разделенной: с одной стороны СССР и его союзники, а с другой — США со своими партнерами. Начало противостояния. Берлинский кризис. Среди них наиболее значительным был берлинский кризис, разразившийся после проведения в июне 1948 г. в Западной Германии сепаратной денежной реформы. Реакция советской стороны была резкой и незамедлительной: по наставлению руководства СССР прерывалось транспортное сообщение между Берлином и западными оккупационными зонами. По существу это была блокада западных секторов Берлина. С целью ее прорыва Запад организовал «воздушный мост» — доставку грузов с помощью военнотранспортной авиации, — действовавший до мая 1949 г. 4 апреля 1949 г. США и Канада подписали вместе с 10 западноевропейскими странами Североатлантический пакт - НАТО. В том же году ТАСС сообщило, что у Советского Союза имеется атомная бомба. Это означало ликвидацию американской монополии на ядерные виды оружия. Соперничество СССР и США перешло в новую фазу, атрибутом которой стала гонка вооружений. В противовес блоку западных государств происходит формирование экономического и военно-политического союза социалистических стран. В 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) — орган экономического сотрудничества государств Восточной Европы, в 1955 г. — Варшавский военно-политический договор (ОВД Характер соперничества. Региональные конфликты. Развитие международных отношений в годы «холодной войны» определялось, главным образом, состязанием между двумя сверхдержавами — СССР и США. Их соперничество носило военно-политический характер, но при этом и та, и другая сторона стремилась избежать открытого военного конфликта, вследствие своей неуверенности в его возможном исходе. Данное положение сыграло решающую роль в определении циклического характера послевоенной мировой политики. «Холодная война» была чередой обострений и «разрядок» международной жизни. Первый крупный конфликт возник в июне 1950 г., в ходе кровопролитной войны на Корейском полуострове. Только в июле 1953 г. в Корее было, наконец, подписано перемирие. Однако война закончилась на тех же рубежах, на которых и началась. Корея, как и Германия, осталась расколотой. 1953 год стал переломным в развитии международных отношений. Этому способствовала смена руководителей в обоих государствах. В 1954 г. было подписано Женевское соглашение по Индокитаю. В 1955 г. удалось договориться о выводе американских и советских войск из Австрии в обмен на ее строгий нейтралитет. Впервые после Потсдамской конференции, в 1955 г. в Женеве состоялась встреча руководителей Англии, США, СССР и Франции. В том же году СССР и ФРГ установили дипломатические отношения. Наконец, в 1959 г. состоялся первый визит главы советского правительства Н.С. Хрущева в США. Вместе с тем, в то же время произошли события, которые сделали неизбежным новое обострение соперничества Советского Союза и Соединенных Штатов. Начиная с 50-х годов, советское руководство стало активно поддерживать освободительное движение в так называемых странах с третьего мира». В 1955 г. СССР оказал протекцию президенту Египта Г.А. Насеру, когда тот, после национализации Суэцкого канала, подвергся нападению Англии, Франции и Израиля. В 1957 г. Советский Союз успешно испытал межконтинентальную баллистическую ракету и вывел на орбиту Земли искусственный спутник. Данное событие впервые создавало гипотетическую возможность ядерной атаки СССР территории США. Возникновение нового витка напряженности произошло в связи с проблемой Западного Берлина. С 1958 г. В августе 1961 г. по решению политического руководства стран ОВД в Берлине была возведена полоса укреплений, полностью изолировавшая Западный Берлин от остальной части ГДР. Апогей «холодной войны». Карибский кризис. Самым острым оказался карибский кризис 1962 г., вызванный размещением СССР ядерных ракет средней дальности на Кубе в непосредственной близости от США. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь благодаря своевременно заключенному секретному компромиссу между Д. Кеннеди и Н. С. Хрущевым, в рамках которого советские ракеты были выведены с Кубы взамен обещания США отказаться от агрессии против этой страны и демонтажа американских ядерных ракет в Турции. Карибский кризис сменился периодом относительной разрядки в международных отношениях. Чрезвычайной остроты достигли советско-китайские отношения. В 1963 г. руководство Китая сформулировало заявление, касавшееся территориальных претензиях этой страны к СССР; данный дипломатический шаг сопровождался рядом провокаций на границе. Кульминацией стал вооруженный конфликт 1969 г. в районе острова Даманский. Разрядка. В первой половине 70-х гг. международные отношения вступили в эпоху разрядки напряженности. В 1969 г. страны Варшавского Договора выступили с предложением о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). 12 августа 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе и фиксировался отказ от применения силы. В декабре 1970 г. был заключен аналогичный договор между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. — между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР. В сентябре 1971 г. подписывается соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое та.кже исходило из концепции неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого города. В мае 1972 г. состоялся первый в истории советско- американских отношений визит в Москву президента США Р. Никсона, в ходе которого были заключены Договор об ограничении систем противовоздушной обороны, Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), а также документ, фиксирующий «Основы взаимоотношений между СССР и США». В марте 1975 г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки и накопления запасов бактериологического и токсического оружия и об их уничтожении. В 1976 г. был подписан советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных взрывов в мирных целях. Кульминацией процесса разрядки стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Однако на фоне разрядки продолжали вспыхивать региональные конфликты. В 1971 г. началась очередная война между Индией и Пакистаном. В 1973 г. разразилась новая арабо-израильская война. Кризис политики «разрядки». Судьба разрядки оказалась недолгой. С 1976 г. советское руководство начало размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на территории ГДР и Чехословакии, что создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам. Нарастало и противостояние СССР и США в рамках локальных конфликтов (в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и др.). Окончательный крах разрядки произошел после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Международная атмосфера вновь приобрела черты конфронтации. В 1983 г. НАТО приступил к размещению в Европе новых американских ядерных ракет средней дальности. Это резко ухудшило стратегическое положение СССР. Намечался новый тур гонки ракетно-ядерных вооружений. Перестройка и «новое мышление» во внешней политике. Завершение «холодной войны». В 1987 г. руководители сверхдержав подписали договор об уничтожении ракет средней дальности. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана. В том же году началась нормализация отношений с Китаем. СССР отказался от подавления «бархатных» революций 1989 г. в странах Вост. Европы, с территорий которых стали выводиться советские войска. «Холодная война» постепенно приближалась к своему завершению. Распад СССР в 1991 году фактически означал окончание «холодной войны».  

8. Рейганомика» и результаты социально-экономического развития США в 1980-е годы. Рейганомика — курс эконом. политики америк. прав-ва в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Основными пунктами рейганомики были: 1. Замедление роста правительственных расходов.2. Сокращение налогов.3. Сокращение вмешательства государства в экономику.4. Снижение инфляции путем сокращения денежной массы.В то же время Рейган намеревался на фоне сокращения налогов наращивать расходы на вооружения, чем его политика разительно отличалась от политикипредыдущих администраций Никсона, Форда и Картера. Бюджетная политика Р. Рейгана в качестве основного направления определила сокращение дефицита бюджета. Основным инструментом ее реализации было сокращение государственных расходов. В первую очередь сокращение расходов государственного бюджета коснулось расходов на социальные программы, программы поддержания уровня жизни и на борьбу с бедностью. Ориентация бюджетной политики на стимулирование производства и инвестиций приводила к снижению социальных гарантий. Элементом социальной политики Р. Рейгана была программа нового федерализма, в соответствии с которой произошло разделение функций федеральной власти, власти штатов и местных органов власти по реализации социальных программ. Федеральное правительство должно было финансировать медицинскую помощь бедным. Все остальные социальные программы должны были реализовывать правительства штатов. Был создан федеральный фонд, средства которого направлялись на реализацию социальных программ в течение 4 лет. Значительней всего были сокращены программы, направленные на поддержание беднейших слоев населения, - были отменены продовольственные карточки и уменьшены пособия для матерей-одиночек. Одновременно с этим программы, направленные на поддержание уровня жизни средних слоев населения, на пенсионное и медицинское страхование, практически не изменились. Политика дерегулирования представляла собой комплекс мероприятий, направленных не на отказ от гос. регулиров. экономики, а на изменение его стратегии и приоритетов. Условием ее реализации было перераспределение функций регулирования между государством и бизнесом. Политика дерегулирования была направлена на рост эконом. свободы предпринимателей и ослабление бюрократического давления. Были сокращены требования и отменены некоторые правила, применяемые ранее к производственной и рыночной деятельности: контроль над ценами на нефть и контроль государства за уровнем минимальной заработной платы. Были ослаблены некоторые требования по экологическим стандартам и охране окружающей среды: снижены требования к степени очистки воды и воздуха промышленными, энергетическими и другими компаниями. Для снижения бюрократ. влияния на развитие экономики и повышения эффективности управления были приняты меры по сокращению численности государственного аппарата и уменьшены расходы на его содержание. Жесткая кредитно-денежная политика. Основным направлением кредитно-денежной политики государства было антиинфляционное регулирование денежной массы. Правительство США поддерживало меры Федеральной резервной системы по уменьшению темпов роста денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста цен. Последствия. Результаты экономической политики Р. Рейгана были неоднозначными. Наблюдались позитивные результаты по борьбе с безработицей и инфляцией. Если индекс инфляции в 1980 г. составлял 12,5%, то в 1988 г. - 4,5%. За этот же период уровень безработицы сократился с 7 до 5,4%. В экономике было создано более 17 млн новых рабочих мест. В 1989 г. ВНП превысил предкризисный максимальный уровень на 28%, объем личного потребления вырос на 1 /3. Эконом. подъему способствовало также завершение структурной перестройки экономики и ускорение процесса обновления основного капитала, стабилизация курса доллара и переход к более открытому типу экономики. Не удалось решить задачу бездефицитного бюджета. Сокращение расходов на социальные цели не могло компенсировать рост военных расходов со 134млрддолл.в 1980 г. до 282 млрд долл. в 1987г. Рост военных расходов не только дестабилизировал бюджет, но и ограничивал возможности для инвестиций в другие сферы экономики. Возросла дифференциация доходов населения. Доходы самых богатых американцев возрастали значительно более быстрыми темпами, чем средних и беднейших слоев населения.

9. США и внешний мир в период администрации Дж. Буша. Джордж Ге́рберт Уо́кер Буш — 41-йпрезидент США (в 1989—1993 годах), вице-президент при Рональде Рейгане (в 1981—1989 годах), конгрессмен, дипломат, директор Центральной разведки, отец 43-го президента США Джорджа Буша-младшего.

Приоритет Буш отдавал решению внешнеполитических вопросов. Он раньше и энергичнее, чем другие партнеры ФРГ по НАТО, начал поддерживать немецкий процесс объединения; в 1989 отдал приказ о военном вторжении в Панаму для свержения диктата; во время войны в Персидском заливе, Буш содействовал введению одобренного ООН эмбарго против Ирака, а когда Ирак отказался вывести войска из оккупированного Кувейта, санкционировал военную операцию «Буря в пустыне». Также он интенсифицировал переговоры с СССР о сокращении стратегических вооружений, в первую очередь ядерных, что способствовало ослаблению международной напряженности. Результатом стало подписание двух договоров о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1 и СНВ-2). Вообще за время президентства Буша состоялось семь встреч на высшем уровне с руководителями СССР и России – М.Горбачевым и Б.Ельциным. В то же время Буш увеличил военные расходы, в том числе на программу «Звездных войн», продолжил испытания ядерного оружия. Несмотря на успехи во внешней политике, экономическая рецессия и повышение налогов стали главной причиной падения популярности Буша к концу его срока и предопределили его поражение на президентских выборах 1992 года. 3 ноября 1992 года Джордж Буш проиграл на выборах демократу Биллу Клинтону.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: