В мае 1947 г. эта цель была достигнута, что способствовало сплочению центристского фронта буржуазных партий, которые хотели пересмотра Конституции

Был принят Закон 1947 г. «О защите республики и свободы труда», позволявший при известных условиях, не столь трудно констатируемых, заключать в тюрьму профсоюзных активистов, членов стачечных комитетов и пикетчиков.

В мае 1958 г. части французской армии, занятые подавлением национально-освободительного движения в Алжире, совершили военный переворот. Противники Конституции 1946 г. пришли в движение.

Большинство Национального собрания проголосовало за генерала де Голля, которого не устраивала Конституция 1946 г., и в течение трех недель был разработан новый проект, утвержденный референдумом.

Новая французская Конституция сосредоточила власть в руках одного человека. Авторитарное руководство подменило собой демократический контроль.

В апреле 1969 г. состоялся референдум, которым французский народ высказался против предложений президента о реорганизации сената и новой административно-территориальной реформе. Ш. де Голль был вынужден уйти в отставку.



События в Алжире в 1958 г. и кризис «четвертой республики.

Четвертая республика оказалась неспособной справиться с создавшейся ситуацией. Режим явно вступил в полосу кризиса. Обострение политической обстановки вызвало оживление в рядах угасавшего голлистского движения.

Деятельность голлистской оппозиции. После роспуска в 1953 г. РПФ генерал де Голль жил в своем имении в Шампани Коломбэ-ле-дёз-Эглиз в уединении. Тем не менее он не терял надежды вернуться к власти.

Осенью 1957 г. «социальные республиканцы» решили воспользоваться политическим кризисом Четвертой республики и начали широкую кампанию за возвращение к власти своего лидера. Они провели по всей Франции серию митингов с целью пропаганды идей голлизма. В начале 1958 г. голлисты решили, что самая благоприятная почва для их агитации сложилась в Алжире.

Руководящий комитет «социальных республиканцев» решил воспользоваться тем, что Шабан-Дельмас занимал пост министра обороны в правительстве Гайяра, и послать в Алжир в качестве официальных представителей этого министерства голлистов Леона Дельбека и Люсьена Нейвирта. Основной целью деятельности посланников должна была стать агитация за возвращение к власти генерала де Голля, а также привлечение на его сторону двух основных оппозиционных правительству сил, отстаивающих лозунг «Французский Алжир», — ультраколониалистов и командование армии.

Весной 1958 г. голлистам удалось связаться в Алжире как с лидерами ультраколониалистов, так и с представителями командования французской армии. Дельбек и Нейвирт прямо заявили и тем, и другим: «... мы приехали сюда для того, чтобы сказать вам, желающим спасти Алжир, что вы сможете это сделать только опрокинув систему и заменив Республику генералом де Голлем».

Падение Четвертой республики. Решающие события развернулись в алжирской столице в мае 1958 г

15 мая Дельбеку удалось привлечь на сторону мятежников главнокомандующего французскими войсками в Алжире генерала Салана. Он также выступил с призывом к де Голлю. Тогда же и сам де Голль начал борьбу за свое возвращение в политику.

Де Голль 19 мая уже собрал журналистов на пресс-конференцию. Генерал провозгласил себя сторонником демократии и республики, напомнив, что в послевоенный период, возглавляя Временное правительство, «провел

24 мая повстанцы организовали мятеж, аналогичный алжирскому, на острове Корсика. В Париже известие об этом вызвало панику.

28 мая Пфлимлен вручил президенту республики заявление об отставке.

Судьба Четвертой республики была решена. Оставалось выполнить последние формальности. 30 мая представители главных политических партий страны за исключением коммунистов выразили готовность поддержать де Голля и войти в его правительство,

1 июня 1958 г. генерал выступил с краткой правительственной декларацией. В итоге 329 депутатов проголосовали «за»: «независимые», МРП, «социальные республиканцы», часть социалистов и радикалов. 224 депутата были «против»: После этого обе палаты были распущены. Четвертая республика ушла в историю.



14.Ф. Миттеран и проблемы национализации и денационализации в экономике Франции.

Франсуа́ Мори́с Адриа́н Мари Миттера́н — французский политический деятель, один из лидеров социалистического движения, президент Франции с 1981 по 1995 годы. Его 14-летнее президентство (2 срока по 7 лет) — самое продолжительное в истории Франции. В начале каждого своего президентского срока Миттеран распускал парламент и объявлял досрочные выборы, чтобы в первые 5 лет президентского срока иметь большинство в парламенте, и оба раза после этого его партия проигрывала следующие выборы, из-за чего в последние 2 года обоих сроков Миттеран вынужден был мириться с консервативными премьер-министрами.

Миттеран был самым пожилым президентом Франции в XX веке (ему было 78 лет и 7 месяцев, когда он покинул пост президента) и прожил меньше всех президентов после ухода с должности (всего 236 дней). Незадолго до своей смерти, в мае1995 года, Миттеран приезжал в Москву на празднование 50-летия победы СССР вВеликой Отечественной войне.



В период правления кабинетов Моруа (май — июнь 1981 г. и июнь 1981 г. — март 1983 г.) во Франции были осуществлены широкие преобразования в области социально-экономической политики. Предпринимая их, правительство следовало выполнению предвыборных обещаний Миттерана.

Важнейшим мероприятием кабинета стало проведение третьей крупной национализации во Франции (первую осуществило правительство Народного фронта в 1936 г., вторую — Временное правительство в 1945 г.). В 1986 г. были национализированы 36 частных банков и пять финансово-промышленных групп. Владельцы этих предприятий получили компенсацию в размере максимальной рыночной стоимости акций с учетом инфляции. Под контроль государства перешло 84% авиационной и ракетной промышленности, 63% цветной металлургии, 54% химической промышленности. В результате государственный сектор увеличился почти в два раза.

В итоге третий кабинет Моруа (март 1983 г. — июль 1984 г.) отступил от реформ и по существу перешел к политике «жесткой экономии». Теперь правительство выступило в поддержку французского крупного капитала. Оно увеличило налоги для малоимущих, повысило цены на лекарства, за проезд на транспорте, коммунальные услуги, урезало кредиты местным органам власти и сократило инвестиции в «нерентабельные» отрасли национализированного сектора экономики.

Второе президенство.

Согласно закону о денационализации, принятому в августе 1986 г., предполагалось в течение пяти лет приватизировать 66 предприятий, банков и страховых обществ. К началу 1988 г. была уже выполнена половина программы. В частные руки было передано 50% акционерного капитала государственного сектора.

Правительство Рокара не стремилось проводить активную внутреннюю политику, которая могла бы вызвать недовольство. Оно избрало «тактику малых шагов». Правда, премьер-министр сразу поднял минимальную заработную плату (СМИК) и опять ввел налог на крупные состояния. В отношении экономики был выдвинут лозунг «Не национализировать и не денационализировать». Правительство решило ограничиться тем, что приостановило действие закона о денационализации 1986 г.



15.Социально-экономическая политика президента Ж.Ширака.

Для первого срока президента пятой Республики было характерно главное – устранение безработицы и укрепление Единой Европы. Именно от этих решений зависело дальнейшее благополучие всех французов.

Один из наиболее значительных шагов Ширака состоит в принятии решения о проведении ядерных испытаний в Тихом океане.

На это решение бурно прореагировали в стране ив мире, хотя шаг президента вряд ли следует считать сенсацией: в последнее время шла активная работа по подготовке французского общественного мнения к такому развитию событий.

Наиболее ярко эта претензия Парижа проявилась, вероятно, в военном вопросе вслед за санкционированием ядерных испытаний в Тихом океане. Ж. Ширак проводит военную реформу и возвращает Францию в военную организацию НАТО.

Решение о профессионализации армии и прекращении призыва, принятое Шираком в феврале 1996 года было закреплено законом от 28 октября 1997 года. Место призывников в соответствии с планом военной реформы должны занять кадровые военные и добровольцы. Этот закон открыл новую страницу в истории вооружённых сил Франции.

Военная реформа во Франции является отражением новой геостратегической реальности. Конец холодной войны изменил соотношение сил: угроза прямой атаки на западноевропейских территориях уступило место риску возникновения многочисленных локальных конфликтов, требующих немедленное вмешательство.

Главные изменения, которые ждали бы Европу в случае, если бы до конца 2006 года общеевропейскую Конституцию приняли 4/3 из 25 государств членов:1) Введение постов министра иностранных дел и президента ЕС. 2) Принятие ключевых решений в совете министров ЕС, не парализующих волю консенсусов 3)Расширение полномочий Европарламента, который получает право утверждать ЕС. 4)Граждане ЕС получают право на референдум, для этого необходимо собрать 1 млн. подписей.

По результатом обработки всех бюллетеней против проекта во Франции проголосовали 54,87 % избирателей.

Таким образом, во время первого и второго срока во главе государства Жака Ширака его приоритетной политической линией являлось дальнейшее углубление процесса общеевропейской интеграции. Он проводил политику, направленную на учёт сложившегося положения в мире в результате крушения двухполюсной системы.

Но, что касается внутриполитической ситуации во Франции, то нельзя сказать, что она стабильная или спокойная. Массовые социальные волнения и протесты характерны и для Франции в 21 веке.

С истема образования основана на следующих общих принципах:

1. Свобода образования. Республика признает законность существования публичных школ и частных учебных заведений, находящихся под ее контролем и имеющих возможность получать поддержку государства. 2. Бесплатность. Обучение в государственных школах и учебных заведениях бесплатное. В начальных и средних школах учебники выдаются за счет государства. 3. Светскость. Государственные школы занимают нейтральную позицию в вопросах религии, философии и политики. 4. Обязательнос ть. Образование обязательно для всех детей обоего пола от 6-ти до 16-ти лет, проживающих во Франции. 5. Подтверждение государством степеней и дипломов. Только государство имеет право выдавать дипломы и присваивать ученые степени. Дипломы, выдаваемые некоторыми частными школами, имеют законную силу лишь в том случае, если они признаны государством.

Основными звеньями французской системы образования являются:

детский сад; начальная школа; колледж; профессионально-технический лицей; образовательный и технологический лицей; высшее образование.



16. Политическое развитие и внешняя политика Франции во второй половине ХХ в.

В январе 1946 г. генерал де Голль принял решение уйти в отставку. В 1946 г. получили независимость от Франции Сирия и Ливан. В 1947 г. коммунисты были выведены из правительства Франции.

С 1946 по 1954 год шла война за освобождение Индокитая от колониальной зависимости, которую Франция проиграла и вывела свои войска из Индокитая. В 1954 г. началась война за независимость Алжира от Франции. В марте 1956 г. от французского протектората освободились Марокко и Тунис. В ноябре 1956 г. французские войска в союзе с британцами и израильтянами попытались захватить Суэцкий канал, но уже в декабр е того же года французы были вынуждены вывести свои войска из Египта. Важным событием в жизни страны стало подписание в 1957 г. Римского договора об организации Европейского экономического сообщества.

13 мая 1958 г. в Алжире произошёл мятеж военных во главе с генералом Жаком Массю, которые требовали передачи власти де Голлю. 1 июня 1958 г. де Голль сформировал новое правительство. В том же году на референдуме была принята конституция Пятой Республики, расширившая права исполнительной власти. Президентом был избран де Голль.

К 1960 году в обстановке распада колониальной системы получила независимость большая часть французских колоний в Африке. После обретения Алжиром независимости после Эвианских соглашений 1962 г. профра нцузским алжирцам разрешили переселиться во Францию, где они составили стремительно растущее мусульманское меньшинство.

Массовые волнения молодёжи и студентов в 1968 году, вызванные обострением экономических и социальных противоречий, а также всеобщая забастовка привели к острому государственному кризису. В 1969 году Шарль де Голль был вынужден уйти в отставку.

Вторым президентом Пятой республики был в 1969 году избран голлист Жорж Помпиду, в 1962—1968 занимавший пост премьер-министра.

В 1974 году его сменил Валери Жискар д'Эстен.

С 1981 года по 1995 год президентом Франции был Франсуа Миттеран, при котором начался долговременный экономический подъём.

С 17 мая 1995 года и переизбранный в мае 2002 года — президент Жак Ширак. 24 сентября 2000 г. по инициативе президента Ширака во Франции был проведён референдум о сокращении срока полномочий президента с семи до пяти лет. 73 % от числа голосовавших высказались за ограничение срока полномочий президента пятью годами, и новый закон о сроках полномочий президента вступил в силу.


 


17. Возникновение двух немецких государств после ІІ мировой войны. К. Аденауэр.

К. Аденауэр в 1906—1933 годах состоял в партии Центра. В 1917—1933 годах — обер-бургомистр Кёльна, в 1920—1932 годах — председатель прусского Государственного совета. Состоял членом наблюдательных советов акционерных компаний энергетической и угольной промышленности и Немецкого банка.

После окончания Второй мировой войны Аденауэр был в числе основателей партии ХДС (Христианско-демократический союз), а с 1950 стал её председателем.

В 1948—1949 гг. — президент т. н. Парламентского совета.

С сентября 1949 по октябрь 1963 года — федеральный канцлер Федеративной Республики Германии. Ушёл в отставку в 87 лет, является одним из самых пожилых глав правительств в Новейшей истории. В 1951—1955 годы также министр иностранных дел.

1. Лондонское совещание западных держав по Германии в 1948 г. дало толчок ускорению мероприятий по созданию конституции будущего независимого государства Западной Германии. 1 сентября 1948 г., после официального слияния трех западных оккупационных зон в одну, в Бонне из представителей западногерманской элиты был создан Парламентский совет с правами временного законодательного органа западногерманских земель. Его руководителем стал известный политик, юрист по образованию, 73-летний Конрад Аденауэр. Он имел репутацию умеренного франкофила и патриота «Европейской Германии». К. Аденауэр не любил воинственный и реваншистский прусский дух, считая его причиной бед Германии. В 1945 г. после оккупации страны союзными войсками К. Аденауэр возглавил Христианско-демократи- ческий союз, ставший наиболее влиятельной политической партией страны.

1 мая 1949 г. Парламентский совет утвердил новую конституцию, на основании которой 14 августа 1949 г. были проведены выборы в новый западногерманский парламент - Бундестаг, от имени которого 20 сентября было провозглашено создание отдельного государства - Федеративной Республики Германии.

Первым главой ее правительства (канцлером) стал К. Аденауэр. Бундестаг принял заявление о распространении новой конституции ФРГ на территорию земель, входивших в состав Германии в границах 1937 г. Этот шаг вместе с самим фактом провозглашения ФРГ был негативно воспринят в СССР, который отказался признать западногерманское государство.

2. После провозглашения ФРГ руки Москвы в германском вопросе были развязаны. Теперь ее было невозможно обвинить в инициации раскола Германии, ответственность за который легла на США. В течение 1945—1949 гг. в восточном секторе шли процессы денацификации и консолидации левых сил вокруг коммунистов. Сама компартия Германии в советской зоне в 1946 г. был а объединена с социал-демократической партией в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Деятельность старых антифашистских некоммунистических партий - Христианско-демократического союза, Либерально-демократической партии - не запрещалась. Они сохранились впоследствии и в ГДР в качестве союзных коммунистам партий. Административная структура в восточном секторе Германии была готова к преобразованию в систему государственного управления.
7 октября 1949 г. собравшийся в Восточном Берлине Народный конгресс из числа представителей общественности Восточной Германии провозгласил создание Германской Демократической Республики (ГДР).

Советский Союз признал ГДР и установил с ней дипломатические отношения. Его примеру последовали другие государства народной демократии. Президентом ГДР стал лидер СЕПГ Вильгельм Пик. В 1950 г. ГДР подписала с Польшей договор о признании существующей между двумя государствами границы, а с Чехословакией - декларацию об отсутствии взаимных территориальных претензий и о признании переселения немецкого населения с территории Чехословакии необратимым.



18.ГДР в 1940-е-1950-е годы: формирование авторитарно бюрократического режима.

В 1952 году земли были упразднены, соответственно были упразднены ландтаги и земельные правительства, отменены земельные конституции и земельные законы. Вместо них были созданы округа, не имевшие своих конституций и законов, представительными органами которых были бецирктаги, исполнительными — советы округов. Исполнительные органы районов стали называться советами районов. В 1958 году была упразднена Палата земель. Одновременно была проведена судебная реформа: верховные земельные суды, земельные суды и участковые суды были упразднены, вместо них были созданы окружные суды и районные суды. В этом же году была проведена национализация большей части предприятий, и началось создание сельскохозяйственных кооперативов. Начал создаваться культ личности коммунистических идеологов: в 1953 году Хемниц был переименован в Карл-Маркс-Штадт, площадь Ландсбергера в 1968 году стала называться площадью Ленина, на которой был установлен памятник Ленину. В 1954 году были упразднены должности партийных, окружных и районных председателей СЕПГ. В 1960 году умер Вильгельм Пик и должность президента ГДР была упразднена, вместо неё был создан Государственный совет, председателем Государственного совета стал Вальтер Ульбрихт. В 1964 году Отто Гротеволь тяжело заболел и правительство ГДР было переименовано в Совет Министров, председателем Совета Министров был назначен Вилли Штоф. В 1968 году была принята новая конституция. После смерти Иоганнеса Дикмана в 1969 году новым председателем Народной палаты стал председатель ХДСГеральд Гёттинг.













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: