Методы изучения дисциплины «История политических и правовых учений»

Предмет дисциплины «История политических и правовых учений».

Предметом истории политических учений являются вопросы государства, власти, политики, права и прежде всего политико-философские аспекты (теории с помощью которых люди стремятся объяснить свое политическое поведение; ценности, формирующие отношение к нему; и механизмы (такие как закон), с помощью которых люди пытаются контролировать политическое поведение.

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику. Политико-правовая доктрина включает три компонента: 1)логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2)выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.; 3)программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права.

История политических и правовых учений рассматривает, прежде всего, динамику, движение теоретической мысли. Она ищет закономерности возникновения, развития и ухода в прошлое политических и правовых идей, учений и идеалов. Ведь каждая политико-правовая доктрина так или иначе опирается на представление о наилучшем или о лучшем из возможных устройстве жизни общества и государства.

Закономерностью развития политико-правовой идеологии на ее теоретическом уровне является то, что любое учение о государстве, праве, политике строится с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абстрактном теоретическом построении. Каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свои, свойственные ей политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяснения. Поэтому в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох были различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями государственных учреждений и принципов права соответствующего исторического типа и вида. Так, в рабовладельческих государствах Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, проблеме круга лиц, допущенных к участию в политической деятельности, государственно-правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим и были обусловлены повышенное внимание к теоретическому определению и классификации форм государства, поиск причин перехода одной формы правления в другую, стремление определить наилучшую, идеальную форму правления. В средние века основным предметом теоретико-политических дискуссий стал вопрос о соотношении государства и церкви. В центре внимания идеологов буржуазии XVII–XVIII вв. стояла уже проблема не столько формы правления, сколько формы политического режима, проблема законности, гарантий равенства перед законом, свободы и прав личности. XIX–XX вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных гарантиях прав и свобод человека, а с конца XIX в. проблема форм правления и политического режима государства была существенно дополнена исследованием связей с политическими партиями и другими политическими организациями.


Методы изучения дисциплины «История политических и правовых учений».

В обобщенном виде применительно дисциплине можно выделить следующие основные функции метода:

1) метод как способ построения определенной политико-правовой теории (речь идет о принципах и внутренней логике формирования конкретно-определенной системы теоретического знания);

2) метод как способ интерпретации и оценки, предшествующих политико-правовых учений;

3) метод как способ и форма выражения определенного типа и принципа соотношения между данной политико-правовой теорией и освещаемой действительностью (здесь проявляется общемировоззренческое содержание метода в фундаментальных проблемах соотношения материального и духовного в политико-правовом познании).

Первым способом изучения политических явлений стал:

1)эмпирический метод, который заключается в сборе и описании фактов и событий. Эмпирический метод опирается на данные наблюдений и эксперименты.

2)Причинно-следственный метод, или каузальный метод. Суть этого метода заключается в выявлении причинно- следственных связей между отдельными явлениями. Важную роль в его использовании играет создание четкого понятийного или, как еще говорят, категориального аппарата науки. Причинно-следственный метод, анализируя сущность явлений с качественной точки зрения, помогает создать логическую иерархическую модель политических категорий, по принципу: из явления А вытекает следствие Б, оно порождает событие В и т.д. это создает предпосылки для объяснения и предвидения политических событий в том случае, когда они связаны между собой не прямо, а через длинную цепь последствий. Развитие причинно- следственного метода во многом опиралось на достижения философии и таких общих методов научного познания, как индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение и др.

3) Метод позитивного и нормативного анализа. Позитивный анализ направлен на выявление объективных закономерностей и явлений в том виде, как они существуют, т.е. имеет целью констатацию факта.

4) метод научной абстракции, который заключается в выделении наиболее важных, существенных явлений и мысленном отвлечении от второстепенных деталей. Этот метод позволяет расчленять объект исследования и анализировать основные взаимосвязи в «чистом» виде. Метод научных абстракций лежит в основе любого (в том числе математического) моделирования экономических процессов.

5) методы диалектического и исторического материализма. Главный тезис материалистического подхода к истории состоит в том, что сознание определяется общественным бытием.Вопрос о том, всегда ли бытие действительно первично по отношению к сознанию, продолжает дискутироваться в политической науке. Высказываются мнения об ограниченных возможностях материалистической диалектики.

6) Функциональный метод. Для него характерен анализ всех категорий не в «вертикальной» причинно-следственной связи, как в каузальном методе, а в их взаимодействии друг с другом в качестве равнозначных.


 

3. Генезис политико-правовых учений, как вариант трансформации мифологического сознания в рационально-логическое.

Основной проблемой генезиса ППУ является его хронологическое отставание от генезиса государств в 2-3 тысячи лет.

Первые государства в истории человечества возникли в рамках мифологического сознания в форме теократии, т. е. первые монархи воспринимались как сакральные фигуры, либо как сыновья богов, либо как сами боги.

Представления первобытного человека о мире формировались без использования логических процедур. Не только древний, но и современный человек мыслил и мыслит мифологически, т. е. иррационально. В деятельности и мышлении человека существует не только рациональная, но и иррациональная сфера.

Аристотель определил политические функции мифов как средство внушения правителями своим подданным представлений о должном правомерном поведении, которые действовали при условии их восприятия на веру.

В процессе перехода от присваивающей к производящей экономике, связанном с накоплением знаний об окружающем мире, мифологическое сознание разрушается, т. к. больше не может обеспечить эффективную экономическую деятельность, направленную на расширенное воспроизводство и увеличение объема ресурсов, необходимых растущему обществу.

Направления разрушения мифологического сознания:

1 - это рост его дискретности, т. е. детализации представлений человека об окружающем мире. Так, сначала человек видит на ночном небе созвездия, потом различает в них звезды, а уже потом начинает отличать их от других астрономических объектов - планет, комет, метеоритов и т. д.

2 - это вербализация сознания человека, связанная с развитием речевого аппарата, ростом словарного запаса, «привязанным» к увеличению знаний об окружающем мире.

Решающим моментом в разрушении мифологического сознания является изобретение письменности, появление текстов как формы коммуникативных процессов.

Фиксация текста в знаковой форме устраняет основную слабость мифологического сознания - его «расплывчатость», позволяет фиксировать ошибки при передаче (переписывании) информации, что практически невозможно сделать при ее передаче в устной форме от сказителей (рапсодов, ашугов, акынов и т. д.) их ученикам.

В ходе длительного эволюционного процесса миф трансформируется в мифологему.

Мифологема - рационально структурированная знаковая система, выраженная в литературной форме

Это позволяет перейти к принципиально новой форме религии — политеистической, в рамках которой формируется пантеон антропоморфных или зооморфных богов, «отвечающих» за какую-либо сферу человеческой деятельности или природных явлений.

Основной формой логических операций с мифами становится их типизация, т. е. создание системы, упорядочение мировосприятия. Системообразующим мифом становится миф о сотворении мира или космогонический миф. Его суть заключается в сюжете о победе сил порядка (персонифицированных в различных образах «культурных героев») над первоначальным беспорядком, т. е. победа космоса над хаосом.

После этого возникает оценочный компонент в восприятии человеком мира, т. е. появляется критерий разделения плохого и хорошего, что позволяет перейти к созданию этических систем.

Любая этическая система возникает на религиозно-мифологической основе (мир рассматривается в полярно противоположных категориях: «хорошее» идентифицируется со «своим», а «плохое» с «чужим», т. е. в них новое, непривычное или иностранное всегда встречается враждебно).

Дальнейшее развитие человеческого сознания идет в форме роста абстрагирования, т. е. логические категории все более вытесняют эмоционально-ориентированные образы, а идеи все более отрываются от своих материальных носителей. После человек обретает способность к полноценному абстрактному мышлению, а его словарный запас становится достаточным для описания мира и его отношения к нему.

Происходит «естественный отбор» мифов.

По мере увеличения степени логической структурированности мифов начинается переход к научному знанию в форме современных отраслей науки. Топографическое знание отвечает на вопрос «где» (из чего возникает современная география), хронографическое - «когда» (история), предметное - «что» (физика, химия, биология и другие естественные науки), технологическое — «как» (технические науки), причинно-следственное — «почему» (философия), те/геологическое — «зачем» (теология).

В ходе данных процессов происходит расщепление сознания индивида на «я-субъект» и «я-объект», что дает ему возможность осуществления рефлексии, т. е. «отражения», осмысления процессов, происходящих в его собственном сознании. Таким образом, человек переходит от познания окружающего мира к самопознанию. На этом и заканчивается трансформация мифологического сознания в рационально-логическое.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: