Институты и формы социального контроля

Общество являет собой сложную систему, которая саморазвивается. В связи с этим, уже на самом раннем этапе развития возникает потребность в формировании механизма саморегуляции, как в обществе в целом, так и в отдельных группах. В современной социологии этот механизм называется социальным контролем. Его деятельность осуществляется при посредничестве нормативного регулирования поведения людей. Причем, дроблячи на подсистемы, например, по сферам жизнедеятельности, общество в каждой из них не обходится без функционирования механизмов социального контроля. Можно говорить о социальном контроле на всевозможных уровнях общества — на уровне межличностных отношений в семействе, социальной группе, в сфере экономики, политики, культуры, науки.

Это связано, в первую очередь, с теми функциями, которые выполняют механизмы и институты социального контроля. В целом функции социального контроля могут быть разделены на две основных группы: регулятивные и конструктивные. Суть первой сводится к обеспечению стабильности функционирования общества через механизмы саморегуляции. К таким механизмам стоит отнести регламентацию и консолидацию деятельности индивидов. Действенность этих механизмов выражается в выработке как институциональных, так и неинституциональных стандартов деятельности индивидов в социальной системе, а также регламентацию и оценку реальной деятельности людей и стандартизацию этой деятельности с помощью системы социальных санкций. Здесь особенным предметом, на какой направленный механизм социального контроля, является девиантное поведение. Другими словами, именно при посредничестве институтов и механизмов социального контроля общество узнает и оценивает или вредность, напротив, полезность, конструктивность того или другого проявления деятельности его членов. Институты социального контроля призваны, с одной стороны, оберегать общество от негативных, деструктивных форм девиации, из другой, обеспечивать прогресс общества в сфере формирования новых социальных норм, которые отбивают действительные, реальны социальные отношения, особенно это касается институциональных правовых норм. Отсюда вырисовывается вторая основная группа функций социального контроля — функции конструктивны.

Обе этих группы функций самым тесным образом связанные и взаимообусловленные. Суть второй группы функций сводится к обеспечению развития общества. Как показывает нам исторический опыт, с которым согласятся и разные теории, идеальной системы общества, идеального государственного строя, идеальной социальной группы быть не может. Общество и каждый его элемент, взятый отдельно, постоянно изменяются, потому любые попытки «консервирования» того или другого типа социальных взаимосвязей, ту или другую систему ценностей, норм, государственного строя не приводят ни к чему, кроме как к росту нестабильности, напряженности в обществе. Самим стабильным состоянием общества оказывается состояние его саморазвития в соответствии со свойственными ему общими и частными закономерностями. Социальный контроль именно и призванный позволять в каждой конкретной ситуации противоречие между функционированием и развитием общества.

Исходя из своих функций, социальный контроль имеет в виду наличие санкционного механизма. Санкційований механизм относится к внешней форме социального контроля. Он состоит из системы правовых и неправовых мер, запретов и влияний. По характере социальные санкции разделяются на санкции, основанные на принуждении (то есть такие меры физического или психологического влияния, что вопреки воле или человека даже под страхом наказания вынуждают сдерживать определенных стереотипов и правил поведения), а также санкции, что основой своей имеют убеждение, которое осуществляется на доверии. Возможность и действенность второго рода санкций связана с личностными качествами человека, его моральной мотивацией, сознанием и чувством индивида как члена общества с помощью рационального или разъяснение эмоционального влияния.

Самоконтроль или личности внутренний контроль является другими називаними социологами формой социального контроля. Самоконтроль понимает как способ саморегуляции поведения индивида. Основу этого способа составляет процесс социализации личности — то, насколько и в какой мере личностью усвоены социально одобряемые ценности, нормы, образцы поведения в обществе и в своей социальной группе. Другими словами, эффективность самоконтроля определяется степенью и характером социальной самоидентификации личности.

Основными институтами социального контроля стоит назвать государство, институты права и правоохранительные органы, на уровне межличностных отношений институт семейства и брака. Вообще говоря, любой социальный институт, выполняя свою основную регулятивную функцию, в той или другой степени выступает и в качестве института социального контроля, устанавливая и регламентируя поведение людей в той или другой плоскости в соответствии с социально одобряемыми принципами и нормами. Обратимся особенно к институтам социального контроля, связанными с правовым поведением людей.

В первую очередь, к такому роду институтам стоит отнести правоохранительные органы государства: милицию, внутренние войска, суды, прокуратуру. Каждый из названных органов имеет свою функцию в системе правоохранительной деятельности, однако все они связаны с реализацией одной главной функции — обеспечением безопасности граждан и государства в целом. Деятельность этих органов строго регламентирована соответствующими правовыми документами, такими как «Закон о милиции», закон «О прокуратуре РФ» и другими документами. Да, одними из основных функций милиции есть предотвращение, прекращение, выявление и раскрытие преступлений, и проведение в этой сфере профилактической работы, предоставления помощи гражданам, которые пострадали от преступлений. К функциям милиции относится также обеспечение правопорядка в публичных местах, охрана собственности граждан, регламентация разного рода отношений граждан и государства (выдача и регистрация паспортов, пропусков, вопроса прописки) и другая. Во многом похожие функции выполняют внутренние войска, участвуя в охране общественного порядка, а также охране важных государственных объектов, специальных грузов, обеспечивая конвоирование осужденных и режим чрезвычайного положения. Имея в своем составе соответствующие подразделения, внутренние войска участвуют в территориальной обороне государства, тесно контактируя с пограничниками.

Основной функцией института прокуратуры как института социального контроля есть осуществление прокурорского надзора. Основная цель прокурорского надзора заключается в том, чтобы в государстве реально обеспечивалось верховенство закона, провозглашенная Конституцией. В этом содержании прокурорский надзор имеет отношение в первую очередь к механизмам внешнего контроля. Причем в качестве объекта прокурорского надзора выступают в основном не действия частных лиц, а деятельность тех или других государственных органов и организаций ли лица, которые представляют эти организации.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что фундаментальное противоречие для любой социальной системы, связанное с ее функционированием и развитием, больше всего успешно будет позволяться в том случае, когда в обществе надежно и динамически будет действовать естественным образом сформированная (а не навязана кем-то) система социальных норм, когда будут лэ-гитимные институты и механизмы социального контроля. В этом случае действия отдельных людей и их объединения станут предсказуемыми, и, так сказать, уписаними в общий сценарий путей и способов развития общества.

Особенно это касается такого важного для любого общества вида социальных норм, как правовые. Безусловно, не может быть и речи о создании общества абсолютно законопослушных граждан — девиация настолько же естественно присуща обществу, как и норма. Однако, как мы выяснили, виды и типы девиации могут быть разными, и доминирующие из них в обществе непосредственно обусловлены сформированной системой социальных норм.

Пример современного состояния нашего общества являет собой яркую тому иллюстрацию — разрушив отжившую систему социальных норм, мы доныне находимся на этапе формирования новой. Как представляется, этот процесс заберет значительное время и потребует от всех граждан значительной выдержки и самоотдачи, но за этим видится будущее.

 

Общество являет собой сложную систему, которая саморазвивается. В связи с этим, уже на самом раннем этапе развития возникает потребность в формировании механизма саморегуляции, как в обществе в целом, так и в отдельных группах. В современной социологии этот механизм называется социальным контролем. Его деятельность осуществляется при посредничестве нормативного регулирования поведения людей.

Исходя из своих функций, социальный контроль имеет в виду наличие санкционного механизма. Санкційований механизм относится к внешней форме социального контроля. Он состоит из системы правовых и неправовых мер, запретов и влияний.

 

 

Выводы:

Таки образом, норма определяется как усредненное значение почему-либо, как наиболее распространенный, среднестатистический вариант протекания процесса, деятельности, и как идеальный, желательный вариант. В цікавлячому нас плане норма определяет постоянную в конкретном обществе межу (меру, интервал, границю) допустимого, поведение, действия. Неоднозначность толкования этого понятия свидетельствует о том, что сам феномен социальной нормы имеет безусловную важность для жизни и успешного функционирования как отдельных индивидов, их групп, так и всего общества в целом. И действительно, именно через процесс формирования и функционирования социальных норм передается накопленный поколениями опыт и осуществляется социальный контроль.

Девиация являет собой отклонение от социальной нормы, обусловленное комплексом біо-психо-соціальних причин. Девиация социальна — только наличие общества с системой социальных норм может породить феномен отклонения.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что фундаментальное противоречие для любой социальной системы, связанное с ее функционированием и развитием, больше всего успешно будет позволяться в том случае, когда в обществе надежно и динамически будет действовать естественным образом сформированная (а не навязана кем-то) система социальных норм, когда будут легитимные институты и механизмы социального контроля. В этом случае действия отдельных людей и их объединения станут предсказуемыми, и, так сказать, уписаними в общий сценарий путей и способов развития общества.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: