Протофедеративное устройство Древнерусского государства

Применительно к государственному управлению, складывающемуся на территории Древнерусского государства, можно говорить о том, что это были истоки, начало его будущей централизации, а затем и федерализма. В Х–ХII вв. феодальные государства средневековой Европы, а на рубеже ХI–ХII вв. и Древнерусское государство вошли в период раздробленности, т.е. феодальная раздробленность не была исключительно русским явлением. Указанный период стал для них прогрессивным, позволил сблизить уровни экономического, социального, политического развития различных регионов, что было необходимо для последующего их объединения. На всем предшествующем этапе развития Древнерусского государства центростремительные силы преобладали над центробежными, а с 1132 г. (по другим данным — с 1139 г.) их соотношение стало противоположным. Процесс дезинтеграции был вызван мощным действием ряда предпосылок. Во-первых, господство натурального хозяйства, что объективно обусловливало фактическое отсутствие экономических связей между регионами при доминанте связей военных и политических. Ослабление последних (по разным причинам) неизбежно приводило к расколу государства. Во-вторых, рост вотчинной собственности и укрепление системы иммунитетов, в первую очередь удельных княжеств. Экономическое и военное усиление отдельных земель позволяло им существовать самостоятельно. В-третьих, усиление региональных корпораций военно-служилой знати, получающей часть доходов от сбора налогов и податей и не желающей расставаться с ними. В-четвертых, ликвидация внешней военной опасности. Превалирующей чертой развития любого этноса является его самосохранение. После разгрома Владимиром Мономахом половецких орд степь не представляла собой прямой угрозы существованию Русского государства. Итог не заставил себя ждать. Древнерусское государство распалось на 12–15 крупных феодальных княжеств — земель. В указанный период это понятие характеризовало самостоятельные, крупные государства: «Лядская земля» (Польша), «Греческая земля» (Византия) и т.д. Однако полного обособления княжеств не произошло, сложилась своеобразная федерация русских земель. Все князья были из дома Рюриковичей, а родственные связи бесспорно сплачивали региональные центры, к тому же киевский князь номинально оставался главой государства. Общими были язык, религия, культура, экономически княжества не отгородились друг от друга. Регулярно проходили снемы всех русских князей, на которых разрешались спорные вопросы. Управление феодальных княжеств являлось почти полной копией дворцово-вотчинной системы периода единого Киевского государства. Теперь на региональном уровне воспроизводилась та же структура: земля и волости — мелкие княжества внутри нее. Однако каждая земля имела свою специфику. В Ростово-Суздальском (впоследствии — Владимиро-Суздальском) княжестве сложилась исключительно сильная княжеская власть. Не случайно позднее этот регион стал колыбелью русского самодержавия. Для этого имелись соответствующие предпосылки. Так, фактически вся эта территория стала княжеским доменом. Владимирские князья раздавали земли в условное (поместное) владение служилому дворянству из младшей дружины. Укрепляющееся дворянство несло всю государственную службу: в управлении дворцом (отсюда и «слуга над дворскими» — дворянин), войсках, судопроизводстве, внешних сношениях и т.д. Опора на дворян и горожан резко усиливала социальную базу власти князей, и именно здесь Всеволод Большое Гнездо первым получил титул великого князя, который позже стал типичным для всех остальных княжеств. Скудость почв и суровость климата обусловливали низкую урожайность, а потому решение фискальных проблем было возможно при сильной военно-административной власти великих князей. Дворцово-вотчинная система управления Владимиро-Суздальского княжества фактически ничем не отличалась от таковой в Киевском государстве. Иная ситуация сложилась в Галицко-Волынском княжестве. Княжеская власть в этом регионе появилась сравнительно поздно, при развитых феодальных отношениях, поэтому землевладельцы-бояре из старой родоплеменной и новой знати обладали исключительной экономической и военной мощью, что ослабляло великокняжескую власть. По альтернативному варианту шло развитие русской государственности в Господине Великом Новгороде, а позже — в Псковской республике. Особенность Новгородской земли определилась в начале складывания Древнерусского государства. Отдаленность от Киева способствовала тому, что Новгород не стал предметом княжеских распрей, а, воспользовавшись обострением борьбы князей за уделы, сумел освободиться от их влияния. В Х–ХI вв. произошла консолидация новгородской знати в корпорацию, не связанную с княжеской дружинной организацией. Именно поэтому в Новгородской земле раньше наметилась тенденция к обособлению. Существовало несколько предпосылок возникновения и существования на протяжении более трех веков Новгородской феодально-боярской республики. Основой формирования и развития классических феодальных институтов является земельная собственность и складывающиеся при этом отношения. Неплодородные почвы, суровость климата, неэффективность земледелия нейтрализовали развитие в Новгороде традиционных феодальных структур. Показателем материального богатства и знатности стал капитал, полученный от ремесла, торговли, ростовщичества, мореплавания. В экономике города огромное значение имела торговля, в основном внешняя, поскольку Новгород находился на великом водном пути «из варяг в греки», открывая его с севера. Необычайно высок был удельный вес ремесла — город издревле являлся крупнейшим ремесленным центром. Уже в ХII–ХIII вв. новгородские ремесленники работали обычно не на запас, а на рынок. Обширные земли-провинции, носившие название пятин, были источником поступления огромных ценностей: пушнины, моржового клыка, серебра, воска и т.п. Все это определило специфику государственного устройства Новгорода, более демократичного, чем в других русских землях. Социальной основой этой политической системы были бояре -представители богатейших купцов и ростовщиков, вероятно, часть боярства относилась к крупнейшим землевладельцам. Есть и иная точка зрения: бояре — лица, входившие в совет господ. Следующую группу составляли житьи люди, стоящие между боярством и купечеством. В более поздний период этим термином обозначали горожан, имеющих крупные дворы в Новгороде. Важную роль играли гости (купцы, торговавшие с другими городами или государствами), объединенные в корпорации (сотни), дети боярские — потомки бояр, потерявшие большую часть богатств, превратившиеся в землевладельцев, составляющих основу новгородского ополчения. Все остальное городское свободное население — мелкие торговцы, ремесленники, наймиты (поденщики, грузчики) — называлось меньшими людьми. Сельское население делилось на своеземцев и сельников —мелких собственников земли. Смерды по Новгородской судной грамоте (1385 г.) были полнокровными субъектами права, но, как и половники (работающие по найму за половину урожая), закладники, сироты, они не имели земельной собственности. Административное деление Новгорода было следующим. Существовали две стороны: Софийская (с храмом Софии Премудрости Божией) на левом берегу Волхова и Торговая на противоположном берегу, с главным рынком, княжьим двором и площадью. Стороны представляли содружество пяти концов (автономных общин): Словенского, Плотницкого, Загородского, Гончарского и Наревского. К каждому из концов были приписаны пять пятин (волостей). Каждый конец делился на улицы, которые, в свою очередь, состояли из рядов. Территория Господина Великого Новгорода простиралась от Белого моря до Волги. Высшим органом власти в республике было вече. Согласно Новгородской судной грамоте оно являлось носителем абсолютной власти. Вече решало вопросы войны и мира, выбирало должностных лиц, приглашало князей, утверждало законы, рассматривало вопросы внутренней жизни, судопроизводства. С 1136 г. в Новгороде формально установилась боярская республика. У веча были своя канцелярия — ларь, собственная печать, ответственный за делопроизводство — вечевой дьяк. Формально в собрании могли принять участие все свободные мужчины — домохозяева города и пригородов. В полном составе городское вече никогда не собиралось. Вначале веча проходили в улицах, избиравших уличанских старост, затем в концах, избиравших кончанских старост, в пригородах. Выбранные на этих собраниях представители вместе с господой (советом господ), лучшими людьми (наиболее богатой частью знати) принимали высшие решения, обязательные для низших вечевых собраний. Подобная практика не могла не сопровождаться острейшими коллизиями, когда боярская верхушка навязывала свое мнение населению города. По разным источникам, вече проходило либо на площади перед княжеским дворцом, либо перед собором Святой Софии, либо на торговой площади. Вел собрание с высокой трибуны — степени —посадник, оглашавший повестку дня и руководивший выступлениями. Решение оформлялось вечевым дьяком и хранилось в вечевой избе. Действительной, реальной властью в Новгороде в большей степени обладал совет господ (господа или оспода). Главная задача совета — подготовка проектов решений веча; фактически именно он определял внутреннюю и внешнюю политику государства, хотя юридически господа не обладала особыми полномочиями. Возглавлял господу архиепископ, совет насчитывал 300–350 чел., заседания традиционно проходили во дворе архиепископа. В состав совета входили все должностные лица, почетные посадники (т.е. занимавшие этот пост и затем переизбранные), кончанские старосты, заместители князя и некоторые бояре. В 1136 г. новгородское вече впервые выбрало посадника (ранее назначавшегося великим киевским князем), являющегося высшим должностным лицом государства. Посадник избирался на неустановленное время из новгородских бояр и мог переизбираться. Вновь избранный посадник назывался степенным. За 1136–1400 гг. было избрано 275 посадников из 40 богатейших боярских родов. С начала ХII до середины ХIII в. пять поколений одной боярской семьи удерживали, с некоторыми промежутками, этот важнейший пост. Посадник созывал вече и руководил его работой, исполнял его решения, ему подчинялась вся городская администрация. Он отвечал за внешние сношения города, вместе с князем осуществлял судебные функции. Помощником посадника был тысяцкий, возглавлявший городское ополчение. Кроме того, он отвечал за сбор налогов, контролировал торговлю и торговый суд, следил за правильностью использования мер и весов, поддерживал правопорядок. Посадник и тысяцкий управляли городом с помощью штата чиновников: приставов, биричей, подвойских, половников, изветников. Они выполняли разнообразные административные и судебные функции: объявляли решения веча, вызывали в суд, производили обыски, фиксировали преступления и т.п. С ХII в. новгородцы избирают владыку — епископа (с 1165 г. — архиепископа). Архиепископ выбирался из числа крупнейших новгородских бояр и управлял делами белого духовенства (архимандрит —черного). Владыка возглавлял господу, следил за деятельностью веча, поскольку любое решение последнего требовало духовного благословения. Помимо этого он являлся хранителем государственной казны и эталонов мер и весов, скреплял печатью договоры с иностранными государствами. Двор владыки был официальным правительственным центром, где хранился государственный архив. В его распоряжении имелся собственный штат чиновников и крупное воинское подразделение — полк архиепископа. Особое место в административной структуре Новгорода занимал князь, которого призывало на престол вече. С 1196 г. Привилегия новгородцев избирать себе князя была признана снемой русских князей при условии, что князья будут отбираться только из членов дома Рюрика. С каждым претендентом, вступающим на княжеский престол, подписывался особый договор. Главные пункты подобных договоров следующие: лишение права приобретать земельные владения в государстве; запрещение вмешиваться в процесс избрания должностных лиц; увольнение должностных лиц только с согласия веча или по решению суда; признание веча высшим судебным органом. Обычно долго на посту князья не задерживались: с 1095 по 1304 г. на этой должности побывало 40 чел., некоторые по несколько раз. Прежде всего князь был военачальником, организатором походов, но его дружина составляла малую часть новгородского войска. Вместе с посадником князь осуществлял судебные функции, строго ограниченные Новгородской судной грамотой. Существовали и другие, менее значимые должностные лица: кончанские и уличанские старосты, посадники в пригородах и пятинах. Как и в Киевской Руси, они получали часть сборов и налогов с населения (кормление). В 1478 г. в итоге многолетней борьбы великий князь Иван III ликвидировал независимость Новгорода и превратил его в часть Московского княжества. В Псковской феодально-боярской республике (1348–1510 гг.) действовали те же политические органы, что и в Новгороде, но вместо тысяцкого было два посадника. Примерно такие же республики, согласно летописям, существовали в Полоцке, Хлынове (ныне Киров), но сведения о них крайне скудны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: