Силовое предпринимательство

Глава 5. Неформальная силовая структура

Названия и клички

       Название группировки обычно отсылает к территории, имени лидера или некоторому типу связей, на которых изначально было основано данное сообщество, — например, спортивным или этническим. Так, в Ленинграде первые бригады, занимавшиеся охранным рэкетом, выросли на базе студенческих землячеств и спортивных школ. В конце 1980-х гг. несколько студентов, приехавших учиться в ленинградских вузах (включая институт физкультуры) из Тамбова, образовали бригаду, которая стала называться тамбовскими, или тамбовцами (в правоохранительных органах — тамбовская ОПГ [1]). … В отличие от топонимических названий мигрантских бригад, местные ленинградские бригады получали свои названия либо в соответствии с видом спорта — например, борцовская, либо по имени лидера — комаровские (Ю. Комаров), малышевские (А. Малышев)… Этнические группировки, активно действовавшие во всех крупных российских городах, называли как в соответствии с конкретной этничностью (азербайджанцы, чеченцы), так и регионом (кавказцы). … Хотя фигурирующие в названиях территории и были на протяжении некоторого времени местом формирования и «базирования» соответствующих группировок, из этого не следует, что их деятельность привязана к этой территории. Если у группировки этническое название, это также не означает, что в ней участвуют исключительно представители данной этнической группы. Группировки быстро пополнялись участниками, не имевшими отношения ни к определенной местности, ни к этнической группе, а их сфера деятельности выходила за пределы первоначальной топографии. …

       Клички представителей низшего и среднего звена бандитских группировок часто отсылают к животным (слонам, быкам, котам и т.п.), инструментам (кувалдам, гвоздям, болтам и пр.) или другим подходящим предметам или признакам. … Клички многих (но не всех) лидеров ОПГ образуются тем же способом, что и названия группировок. К имени добавляется топонимическое прилагательное, отсылающее к определенной местности, часто той, откуда прибыл или где родился тот или иной авторитет: Витя Курганский, Стёпа Ульяновский, Федя Крымский и т.п. Способ образования таких кличек похож на способ образования «фамилий» средневековой военной знати. Во времена, когда институт фамилий как таковой в Европе отсутствовал, наличие передававшихся по наследству дополнений к именам было редкой привилегией; эти дополнения происходили от названий земель, которыми владел или правил тот или иной знатный род, и образовывались путем прибавления частиц «de» во французском, «of» в английском, «fon» в немецком и «-ский» в польском и русском. Это не значит, что бандитские авторитеты стремились облагородить себя, подражая средневековой знати. Скорее наоборот, так называемые «фамилии» … функционировали как клички.

Флаги, репутации, торговые марки

            Многие группировки постепенно утратили изначальную связь с определённой местностью, этничностью или конкретным человеком. Но если название группировки на самом деле ничего … не отражает, это ещё не значит, что оно бесполезно. Важнейшая роль названий становится очевидной, если посмотреть на их практическое применение (их роль в языковой игре). … В практике силового предпринимательства названия группировок и имена (клички) авторитетов функционируют как флаги или торговые марки, в которых воплощена определенная репутация. … В случае ОПГ, которые, конечно, не имели флагов в прямом смысле, «встать под флаг» означало подчиняться правилам и отстаивать интересы группировки. … Названия более важны в сфере межгрупповых отношений, чем для поддержания групповой солидарности. Как только группировка Х установила охранные отношения с фирмой Y, руководство этой последней должно сообщать её название или имя (кличку) авторитета всякий раз, когда другая такая же группировка будет проявлять интерес к данной фирме или угрожать ей. … Если … наличие «крыши» подтверждается рутинной «пробивкой», и это оказывает должный эффект, то новые претенденты на охрану, как правило, отступают. Таким образом, названия и имена служат группировкам символами охраны друг от друга и инструментами сдерживания.

       Следующая логическая ступень — материализация имени или названия и использование материального знака вместо постоянного цитирования, превращение его в маркёр охраняемого объекта. … Стали производить специальные наклейки с названием и гербом охранного предприятия и его телефоном, которые прикреплялись к дверям офисов кампаний или ресторанов с тем, чтобы потенциальные конкуренты сразу получали нужную информацию, и лишний раз не нарушали рабочий ритм заведения. …

       Название преступной группировки является носителем, в первую очередь, репутации решительности. Изначально это не более, чем сумма репутаций отдельных её участников, заработанная в столкновениях с представителями других группировок. … Репутация ОПГ нарабатывается постепенно через прецеденты решительных силовых действий и необходима для последующего успешного «решения вопросов». … Когда репутация отчуждается от своего носителя и … превращается в товар, она становится торговой маркой. … На этой стадии непосредственное физическое присутствие авторитета уже не обязательно, он может находиться за границей или в местах заключения. Знак репутации успешно функционирует и в отсутствие своего физического носителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: