Понятие правотворчества. Принципы и виды правотворчества

Правотворчество - это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума).

Процесс правотворчества осуществляется на основании следующих основных принципов:

1) Демократизм. Данный принцип предполагает выявление и выражение в нормах права воли народа. А это означает, что нормы права должны создаваться в результате учета общественного мнения, предварительного обсуждения соответствующих проектов правовых актов.

2) Законность. Этот принцип означает, что правотворческая деятельность осуществляется по определенной соответствующей нормам права процедуре

3)Принцип научности. Гласит о том, что подготовка и принятие проекта, нормативного-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук.

4)Принцип использования правового опыта. Подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государства и цивилизации в целом.

5)Связь с практикой как принцип правотворчества выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве.

Виды правотворчества. Выделяют три вида правотворчества: 1)правотворчество компетентных государственных органов. 2)непосредственное правотворчество народа – референдум. 3)санкционирование норма, при котором процесс их создания проходит вне государственных органов.

Законотворческий процесс и его основные стадии

1)Первая стадия. Законодательная инициатива – закрепленное в конституции право определенных органов или депутатов внести предложение о принятии закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.

2)Вторая стадия. Обсуждение законопроекта. Проходит в трех чтениях. В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта и решается вопрос о принципиальном одобрении законопроекта и продолжения работы над ним, либо отклонение его. В случае одобрения законопроекта устанавливается срок для передачи его на второе чтение. Во втором чтении происходит постатейное детальное обсуждение законопроекта, в том числе с учетом внесенных депутатами поправок. Во втором чтении законопроект может быть отклонен, принят окончательно или принято решение о вынесении его после редакционной правки на третье чтение. В третьем чтении не допускается внесение в законопроект поправок, проводится голосование за принятие закона.

3)Третья стадия. Принятие закона. Подписание и опубликование закона. Федеральные законы и федерально-конституционные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней со дня подписания их президентом.

Понятие и виды нормативных правовых актов.

В самом общем виде систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом: 1)Конституция 2)федеральные законы 3)указы президента 4)постановления правительства 5)нормативные акты министерств и ведомств

Особую группу образуют: 1)международные договоры России 2)нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ.

Конституция – основа всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов определяется следующим: 1)она принята на референдуме. 2)устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя. 3)содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру высших органов гос-ой власти и управления. 4)принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Федеральные законы – принимаются Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Нормативно-правовые акты Президента РФ – в качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России, на основании заключения Конституционного суда РФ указ утрачивает силу.

Нормативно правовые акты Правительства – особенностью актов Правительства является то, что ни могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Нормативно-правовые акты министерств и иных ведомств – особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства.

Нормативные акты органов гос-ой власти субъектов РФ. (Локальные) – издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня доводятся до исполнителей в течение 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: